быть не только не понятой, но и осмеянной. Один из
современников великого писателя Владимир Александрович Пассе
вспоминает, что он предложил необычный проект для того, чтобы отметить
80-летний юбилей Л.Н. Толстого. Он предлагал несколько месяцев не
пить, не курить, не развратничать. С этим почти все согласились. А
против пункта не есть мясного - возражали, как против неосуществимого.
И этот проект рискнул опубликовать один только журнал "Вестник
теософии", после чего его долго высмеивали. Сам же Лев Николаевич
относился к этой проблеме очень серьезно, ставя его в один pяд с
вопpосом о pелигии.
Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином,
хотя по постановлению Синода он был отлучен от православной Церкви.
Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться
ведической философией. Известно, что он готовил к публикации в
издательстве "Посредник" серию брошюр о философах и философии Индии.
Этот интерес также оставался у него до самых последних дней. Лев
Николаевич хоpошо знал такие грандиозные произведения, как
"Махабхарата" и "Рамаяна". Особенно любил он философскую часть
"Махабхараты" - часть шестой песни - "Бхагавад-гиту". Толстой состоял
в переписке с индийскими учеными кругами. В одном из писем к индийским
дpузьям он писал о том, что соглашается с основными идеями
"Бхагавад-гиты", старается претворять их в жизнь, отражать в своих
книгах и говорить о них окружающим, а также, что "метафизическая
религиозная идея Кришны есть вечная всемирная основа всех религий и
всех философских систем". (Полное собрание сочинений, т.77, с.37).
Толстому очень импонировало положение индуизма, согласно
которому дух присутствует везде, где есть жизнь, разница - лишь в
степени его проявления. В меньшей степени он проявляется в растениях,
в большей - в животных, в еще большей - в человеке. В огромной
библиотеке Толстого выявлено около ста книг по индуизму. Среди них -
брошюра индийского философа-ведантиста Свами Абхедананды "Почему
индусы вегетарианцы ?" с пометками, сделанными рукой самого писателя. В
ней говорится, что отец европейского вегетарианства Пифагор находился
под сильным влиянием мудрецов Индии - единственной страны с
тысячелетними вегетарианскими традициями. Её жители первыми в мире
начали пропагандировать эти традиции другим народам. Эта мысль
показалась Толстому важной, и он отчеркнул ее. Причина вегетарианства
индусов - в признании единства всего живого мира. "Люби любое живое
существо как самого себя, - снова отчеркивает Толстой, - ибо в тебе та
же душа, что и в нем".
В статье "Первая ступень" Толстой доказывает необходимость
последовательности в приобретении добродетелей. И считает, что первая
добродетель, которую должен приобрести человек - это воздержание. А в
воздержании он, в первую очередь, должен от от мяса. Собирая материалы
к этой статье, Толстой ездил на тульскую бойню,где был поpажен
чудовищными сценами убийства животных.
Для самого же Толстого своеобразной практической "первой
ступенью" к отказу от мясоедения послужил визит в Ясную Поляну в
октябре 1885 года английского писателя-вегетарианца Уильяма Фрея,
последователя одного из основоположников философии Огюста Конта. От
него Лев Николаевич впервые услышал о том, что строение человеческих
зубов и длина кишечника доказывают, что человек не хищник. Льву
Николаевичу это очень понравилось, но он высказал опасение,
достаточна¤ ли растительная пища для человеческого организма. На это
Фрей ответил, что человеку свойственна еще более благородная пища, та,
которая не требует даже убийства растений, а именно - плоды. Эту же
мысль позже мы встречаем в "Круге чтения" Толстого. Сразу же после
приезда Фрея Толстой отказался от питания мясом и рыбой, как он
рассказывал корреспонденту одной американской газеты. Говорил, что ему
легко было отказаться от мясной пищи, гораздо легче, чем от курения.