Для того, чтобы убедиться в
справедливости вышесказанного, достаточно сопоставить, например, труды
Авиценны и любой народный лечебник и увидеть, что и рецепты из трав,
минералов, частей животных, и водные и физиотерапевтические процедуры, и
грязелечение, и применение в лечебных целях продуктов питания и т.д. -
все заимствовано из древних систем, но в упрощенном, чисто
симптоматическом виде, не основанном как у Авиценны на строго
индивидуальной диагностике.
Кроме того, последние десятилетия "народная медицина" практически не
меняется. Посмотрите любой лечебник, и вы обнаружите поразительную вещь.
Уже более полувека одной из основных проблем современного человека
являются запоры, а в лечебниках чуть ли не самые большие разделы
посвящены борьбе с обратным, т.е. с тем, что являлось повальным
бедствием в прошлом веке и раньше.
На мой взгляд, говорить о народной медицине - это примерно то же, что о
народной физике, народной химии, народной биологии и т.п. Правильнее,
по-видимому, говорить о народном целительстве.
К сожалению, даже многие из тех, кто занимается так называемой народной
медициной, часто смешивают ее с древними медицинскими системами,
называя эту смесь традиционной народной медициной. Смешивать их - значит
показывать свою профессиональную некомпетентность и обесценивать древнюю
медицину.
История медицины писалась не клиницистами (врачами практиками), а
историками (пусть даже и с медицинским образованием). Это и привело к
упрощенному взгляду на древнюю медицину. Внешнее сходство ее рецептов и
рецептов народного целительства не позволило разглядеть главного, а
именно того, что первое - это стройная система, и что применению рецептов
предшествовала диагностика равная искусству.
"Прочее целительство.
С ПРОЧИМИ ЦЕЛИТЕЛЬСКИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ разобраться посложнее. Понятие это
неоднозначное и часто аморфное. Самое важное, что большинство целителей -
не профессиональные врачи. Сразу необходимо подчеркнуть, что здоровьем
людей может заниматься только человек, имеющий достаточные базовые знания
об истории медицины, о морфологии, физиологии, генетике, биохимии и
биофизике человека, о врачебной этике. Конечно, и среди дипломированных
специалистов не очень густо хороших врачей, однако, любой врач имеет ту
базу, которая может позволить ему стать хорошим врачом.
Медицина - одна из сложнейших областей человеческого знания. Однако,
если в механику, физику, плотницкое дело, программирование, архитектуру
непрофессионалы просто "не суют свой нос", поскольку тут же будут
разоблачены, то в медицине словоблудием и чудесами занимаются тысячи
любителей. Как правило, все это хорошо видят специалисты, но простым
людям разобраться в происходящем сейчас на медицинском "рынке" очень не
просто.
Почему столь популярны в последние годы различные целители, в частности в
нашей стране? Для этого есть, по-видимому, две причины. С одной стороны, в
последние десятилетия заметно вырос общий культурный уровень населения и
это привело к некоторому повышению понимания ценности здоровья и повышению
спроса на него, а не только на отсутствие болезней. С другой стороны,
официальная медицина движется как раз в другом направлении, то есть
становится все более и более "медициной болезней", и поэтому не в состоянии
удовлетворить растущий спрос. Образовавшуюся нишу как раз и занимают
разного рода целители. Массовое сознание имеет много общего с сознанием
ребенка, познающего мир: ребенок обязательно протянет руку к новой яркой
игрушке. Кроме того, не смотря на отмеченное повышение общего культурного
уровня населения, в обществе еще достаточно велика прослойка людей прямо
скажем темных (причем это не обязательно зависит от уровня образования и
занимаемой должности), мышление которых адекватно мышлению целителей, в
большинстве своем таких же темных. Я не голословен. Мне приходилось
общаться с целителями, иногда я листаю их опусы (нередко многотомные и
неплохо, броско изданные). Если постараться передать свои впечатления, то
они будут примерно такими же, как, например, у опытного политика, если он
послушает рассуждения о политике мужиков у пивнушки.
Так кто же такие целители? Это часто бесспорно одаренные оригинальным
мышлением самородки, но нередко и люди примитивные, но одаренные
авантюрными способностями. Чаще всего целители практикуют рецепты "народной
медицины", научной и народной фитотерапии, гипноз, психотерапию,
экстрасенсорное (биоэнергетическое) воздействие, используют ряд элементов
различных религиозных и оккультных учений, некоторые технические новинки, а
также ряд собранных в "кучку" "новых " изобретений - уринотерапии,
хиропрактики, особых видов дыхания, особых строгих методик питания и
голодания, "чудодейственных" средств (против рака, против всех болезней,
против экземы, язвы и т.д. и т.п.).
Ничего принципиально нового во всем этом нет. Все это существовало в
древних медицинских системах и отчасти в современной медицине, но не в виде
"панацеи" а лишь в виде отдельных методик, важных составляющих. Именно
составляющих, но не более. При этом в древности все это было доведено до
совершенства, как отмечалось выше, благодаря единой философской базе, на
которой создавалась стройная теория здоровья.
Сейчас происходит лишь возрождение утраченного или частично забытого.
Что-то искажено временем, что-то искажается личностными особенностями
целителей. К сожалению, нередко заимствование методик производится без
ссылок на древность, как бы "первооткрывается" и в связи с этим как бы
дает право "первооткрывателям" на искажение методик. Но самой большой
бедой целительства как направления является представление своего метода
как "панацеи", отсутствие системного взгляда на медицину и здоровье.
Очень большим недостатком целительства является то, что нередко в нем
присутствуют надуманные, не имеющие под собой ни исторической традиции,
ни теориетического обоснования методики (предлагаемые обоснования, как
правило, наивны и абсурдны).
Есть и особая группа целителей. В нее входят, с одной стороны врачи,
которые забыли, что медицина, как отдельная наука, все же существует, пусть
и со