Секретов долголетия этого танка - два. Во-первых, Т-10
был лучшим тяжелым танком мира. Во-вторых, практически всю свою
долгую жизнь наши танки стоят в длительной многолетней
консервации. В 60-х годах заводы добавляют к тому, что выпущено
в 40-х и 50-х. В 70-х - к тому, что выпущено в предыдущие
десятилетия. В 80-х добавляют еще и еще. В случае мобилизации
первые эшелоны вступают на самый современной технике, а затем,
когда стороны ослабят или вообще подорвут экономику друг друга,
мы будем подбрасывать по мере отмобилизования новые и новые
дивизии, корпуса и армии, вооруженные танками, выпущенными 10,
20, 30 лет назад.
Но и это осторожное постепенное накопление вышло нам боком.
Великая индустриальная держава рухнула. Ноги подломились. Не
последнюю роль в крушении Советского Союза играли те самые
тысячи танков.
А гениальный Тухачевский предлагал Сталину не понемногу,
десятилетиями накапливать танковую мощь, а выпустить сразу в
один год 50 000-100 000 танков. Результат таких действий
предсказать просто: ноги Советского Союза подломились бы
немедленно.
3
Да и как их было возможно произвести?
Танковых заводов в то время у нас не было. Но если бы и
были, все равно потребовалось бы прежде всего остановить
производство на всех заводах тяжелого машиностроения -
станкостроительных, автомобильных, судостроительных,
локомотивных, вагоностроительных, тракторных и всех прочих - и
перестроить их на производство танков. Представим себе, что
завод производит паровозы серии OB - "Овечки". Пришла вводная:
строительство "Овечек" прекратить, строить паровозы ФД -
"Феликс Дзержинский". Может ли человек с улицы представить себе
стоимость, сложность и болезненность перехода на производство
новой продукции? На заводе - разгром. Годами налаженный ритм
ломается. Отлаженные технологические цепочки рвутся. Все
нервничают и матерятся. Завод лихорадит. В цехах - комиссия за
комиссией: уж не вредительство ли? Премий в это время никому не
дают. Наоборот, сажают чаще обычного, Приспособиться,
приладиться к производству новых деталей и агрегатов - это
примерно то же самое, что привыкнуть-притереться к новой жене,
со всеми ее причудами и капризами... Это привыкание происходит
годами. Уж лучше с прежней не расходиться.
А теперь представим себе, что паровозному заводу приказали
освоить не новый тип паровоза, а нечто совершенно для данного
завода необычное - танки. И судостроительному заводу - танки.
Да не одному, а всем. И всем станкостроительным заводам -
танки. И вагоностроительным. И всяким прочим.
Если принять предложения Тухачевского, то следовало
остановить всю промышленность огромной страны минимум на год и
переналаживать ее на производство танков.
Прямое следствие такой перестройки: огромные трудовые,
материальные, энергетические и финансовые затраты при полной
остановке всех крупных заводов страны минимум на год. Страна в
этом случае будет тратить, но ничего производить не будет.
Такого эксперимента никто никогда в мировой практике не делал,
ибо каждому ясно - это означало бы немедленный и полный крах.
Но если бы мы потратили весь 1928 год на перестройку
экономики на производство только танков и если бы весь
следующий 1929 год промышленность страны выпускала только танки
и ничего более, то это во второй раз означало бы полный крах.
Затем (допустим) произвели мы все эти танки, что теперь с
заводами делать? Сохранять танковое производство и на следующий
год снова производить танки десятками тысяч? А нам столько не
нужно. Куда их девать? Следовательно, после выпуска требуемого
Тухачевским количества танков надо было снова все заводы
останавливать и переделывать их в паровозные, автомобильные,
тракторные, станкостроительные и т.д. Это означало бы дикие
затраты средств и времени на восстановление производства
паровозов, тракторов, вагонов, станков,