Глава 2. Бхакти-абхаса, или подобие бхакти
йад бхактй-абхаса-лешо ’пи
дадати пхалам уттамам
там ананда-нидхим кршна-
чаитанйам самупасмахе
«Мы поклоняемся Шри Кришне Чайтанье, океану духовного блаженства. Даже легкая тень преданности Ему дарует высочайшее совершенство».
Дорогие преданные! В предыдущей главе мы рассмотрели природу (сварупу) и внешние свойства (татастха-лакшану) бхакти. А в этой главе рассмотрим бхакти-абхасу, или подобие бхакти. Мы уже немного затронули эту тему, объясняя внешние свойства бхакти. На самом деле бхакти-абхаса тоже относится к внешним свойствам бхакти. Но, поскольку эта тема требует подробного рассмотрения, которое выходит за пределы описания сварупы и та-тастха-лакшаны бхакти, мы решили отвести для описания бхакти-абхасы отдельную главу. Надеемся, что она поможет глубже понять содержание предыдущей главы.
Как уже говорилось, бхакти — это естественное чистое влечение крошечной сознающей дживы к
всеобъемлющему сознанию, Кришне. Дживы могут находиться в двух состояниях: освобожденном и обусловленном. В освобожденном состоянии дживу не связывают никакие материальные отношения, и она занимает свое чистое, изначальное, положение. Такой дживе чужды материальные обозначения, и потому в ее бхакти отсутствуют какие бы то ни было проявления пограничных свойств. В обусловленном состоянии живое существо покрыто оболочками грубого и тонкого тела. Из-за этого оно утрачивает духовный разум и забывает свою изначальную природу. В результате джива обрастает все новыми и новыми материальными обозначениями. В чистом зеркале все предметы отражаются четко, тогда как в зеркале, покрытом пылью, отражение размытое. Пыль на зеркале можно сравнить с разного рода обозначениями, которые покрывают джи-ву. Когда что-либо покрывает свабхаву (природу) объекта, такое покрытие называется обозначением. Так, материальная природа покрывает чистую, изначальную природу дживы, и это покрытие является обозначением для дживы. В «Шримад Бхагаватам» (11.3.37) сказано:
бхайам двитийабхинивешатах сйад
ишад апетасйа випарйайо ’смртих
тан-майайато будха абхаджет там
бхактйаика йешам гуру-девататма
Для дживы естественно быть безраздельно преданной всеобъемлющему сознанию, Бхагавану Шри Кришне. Преданное служение — ее нитья-дхарма, вечное занятие. Когда джива отворачивается от Бха-гавана, она утрачивает разум и ею овладевает страх. Майя — это апара-шакти, внешняя энергия Бхагавана. Считая материальный мир, сотворенный из внешней энергии, независимым от Бхагавана, незадачливая джива падает в океан материального бытия. Но разумные дживы принимают покровительство лотосных стоп сад-гуру и занимаются бхаджаной, посвященной исключительно парама-деве, Верховному Господу Шри Хари.
Из приведенного выше стиха явствует, что, погрузившись в материальную энергию (майа-абхини-веша), джива приобретает ложные обозначения. В такой неблагоприятной среде бхакти, присущее дживе, быстро сходит на нет и превращается в бха-кти-абхасу. Те, чье единственное желание — обрести шуддха-бхакти, должны решительно отринуть бхакти-абхасу и найти прибежище в кевала-бхакти, то есть безраздельно предаться Бхагавану и непрерывно служить Ему. Именно по этой причине мы так подробно разбираем природу бхакти-абхасы. Это очень сокровенная тема, обсуждать которую имеет смысл только в кругу преданных-единомышленни-ков, потому что тем, кто принимает бхакти-абхасу за подлинное бхакти, не понравится содержание этой книги. Они смогут слушать ее, только если станут воистину удачливыми. Поэтому, обращаясь к своим читателям-единомышленникам, я с величайшим удовольствием приступаю к обзору данной темы.
В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Гос-вами не делает отдельного разбора бхакти-абхасы. На самом деле полное и в то же время скрытое объяснение бхакти-абхасы содержится в первой части стиха анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй анавртам. Замечательное объяснение этой темы также дается в главе о рати-абхасе (подобии рати), где раса-ачарья Шрила Рупа Госвами разбираетра-ти-таттву. Именно на его выводы я опираюсь в своем анализе бхакти-абхасы.
Бхакти-абхаса предшествует уровню шуддха-бха-кти. А за шуддха-бхакти следует уровень чистого рати (любовной привязанности). В «Бхакти-расам-рита-синдху» (1.3.45) Шрила Рупа Госвами говорит: пратибимбас татха чхайа ратй-абхасо двидха матах. Бхакти-абхаса бывает двух видов: пратибим-ба-бхакти-абхаса и чхайя-бхакти-абхаса. Пратибим-бой называют подобие, стоящее в стороне от изначального объекта, как будто бы оно независимо от него, тогда как чхайя подразумевает полную зависимость от изначального объекта и при ближайшем рассмотрении до какой-то степени проявляет признаки этого объекта. Например, отражение дерева в воде называют пратибимбой. Отражение никогда не соприкасается с изначальным объектом. И хотя оно существует лишь благодаря дереву, его считают независимым явлением. Образ, который виден на земле, когда на дерево падают солнечные лучи, и который напоминает по форме само дерево, называется чхайя (тень). Тень полностью зависит от изначального объекта. Шрила Джива Госвами говорит: тасман нирупадхитвам эва ратер мукхйа-сварупатвам сопадхитвам абхашатваМ таттва гаунйа врттйа правартаманатвам ити. Бхакти, свободное от любых материальных примесей — это сварупа-бхакти, или преданность в ее естественном состоянии. Когда же к бхакти примешивается что-то еще, это называется бхакти-абхасой. Бхакти-абха-са является продуктом гауни-вритти, второстепенных наклонностей дживы. Главная, изначальная наклонность дживы именуется мукхья-вритти, но, когда на нее начинают воздействовать какие-либо посторонние факторы, мешая ей проявиться в своем изначальном виде, она превращается в гауни-вритти. И пратибимба-, и чхайя-бхакти-абхаса относятся к категории гауни-вритти и считаются проявлением второстепенных наклонностей дживы. Когда бхакти очищается, оно становится полностью свободным от проявлений пратибимбы и чхайи. Все подобия исчезают, и остается только сам объект — чистая спонтанная преданность.
Пратибимба-бхакти-абхаса
Пратибимба-бхакти-абхасу можно разделить на три категории: 1) нирвишеша-гьяна-аврита-бхакти-абхаса, 2) бахирмукха-карма-аврита-бхакти-абхаса и 3) випарита васту ме бхакти-буддхи-джанита бхакти-абхаса.
1. Нирвишеша-гьяна-аврита-бхакти-абхасой именуют бхакти, которое скрыто завесой философии им-персонализма. Эта завеса, заслоняющая от преданного сварупа-сиддха-бхакти, лишает его возможности увидеть истинную природу сварупа-бхакти.
Согласно философии имперсонализма, у чит-таттвы, или Трансцендентного начала, не может быть имени, формы, качеств, лил и т. п. По мнению тех, кто придерживается такой философии, все эти индивидуальные отличия присущи только материальным объектам, но, когда джива освобождается от рабства в материальном мире, она растворяется в едином безличном Брахмане. Подобные представления (нирвишеша-гьяна) полностью закрывают живому существу доступ к шуддха-бхакти. Шуддха-бхакти — это усилия, направленные на удовлетворение Кришны (кришна-анушилана). Однако приверженцы философии нирвишеши не признают ни Кришну, ни кришна-даса-дживу, ни усилия в преданном служении. Если человек думает, что на уровне полного освобождения бхакти перестает существовать, так как исчезают материальное тело, ум и ложное эго, и в то же время он продолжает следовать методу бхакти, чтобы достичь совершенства, разве можно назвать его кришна-бхакти вечным и настоящим? Такой человек какое-то время пытается доставлять Кришне удовольствие, чтобы в конце концов полностью отвергнуть Его существование. Это в точности подобно тому, как Врикасура усердно поклонялся Господу Шиве и, удовлетворив его, получил благословение, позволяющее убивать любого простым прикосновением к его голове. Обретя это благословение, Врикасура тут же попытался убить самого Шиву. Такая преданность фальшива и длится недолго, ибо лишена знания о природе ни-тья-сиддха-бхакти. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.44,46) Шрила Рупа Госвами называет признаки такой фальшивой преданности:
кинту бала-чаматкара-
кари тач-чихна викшайа
абхиджuена субодхо ’йам
ратй-абхасах пракиртитах
ашрамабхишnа-нирвахи
рати-лакшана лакшитах
бхогапаварга-саукхйамша-
вйаuджаках пратибимбаках
Когда человек, стремящийся к мирским удовольствиям или освобождению, проливает слезы экстаза и дрожит, может показаться, что его переполняет кришна-рати, сильная привязанность к Кришне. Но лишь недалекие люди, которых можно легко сбить с толку имитацией экстаза, примут эти внешние признаки за настоящее рати. Те, кто обладает достаточным духовным опытом, понимают, что это всего лишь рати-абхаса. Слезы и дрожь у таких людей обычно вызваны двумя причинами. Во-первых, мечтая о слиянии с безличным Брахманом и вспоминая Кришну, который дарует такое мукти, они чувствуют большую радость. Именно эта радость, а не спонтанная любовь к Кришне заставляет их плакать и дрожать. Во-вторых, когда они думают, что благодаря такой бхакти-абхасе смогут без труда исполнить свои тайные материальные желания, это тоже может вызывать у них признаки умиления и восторга.
варанаси-ниваси кашчид
айам вйахаран харешчаритам
йати-гошnхйам утпулаках
сиuчати ганlадвайимасраих
Как-то раз в городе Варанаси один санньяси повторял имена Хари в собрании других санньяси, пока в конце концов из его глаз не полились слезы и по телу не стала пробегать дрожь. Все это время, повторяя хари-наму, он думал: «Надо же, благодаря такому простому методу я могу обрести освобождение и раствориться в безличном Брахмане!» В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.47-48) Шрила Рупа Госва-ми описывает причину такого проявления чувств:
даиват сад-бхакта-саyгена
киртанадй анусаринам
прайах прасанна-манасам
бхого мокшади-рагинам
кешаuчид-дхрди бхавендох
пратибимба удаuчати
тад-бхакта хрн-набхах-стхасйа
тат самсарга-прабхаватах
Плакать и сотрясаться от дрожи нелегко для им-персоналиста, поскольку гьяна и вайрагья ожесточают сердце, делая его неприступным для любых проявлений бхакти, которое очень чувствительно по своей природе. Но несмотря на то, что в шраване и киртане имперсоналистов живет нездоровое стремление к чувственным удовольствиям и освобождению, даже они способны чувствовать какую-то радость в сердце, прославляя Бхагавана и слушая о Нем. Если в это время им посчастливится встретить чистого преданного Бхагавана, в результате общения с ним бхава, которая, словно луна, сияет на небосводе сердца чистого преданного, может отразиться даже в их оскверненных монизмом сердцах. Тогда и они могут испытать какое-то подобие духовного экстаза и начать проливать слезы. Но стоит чистому преданному покинуть их, как они, видя слезы и дрожь своих собственных учеников, начинают ругать их за обман и лицемерие. Таким образом, бха-кти никогда не проявляется в сердце, оскверненном философией имперсонализма, но иногда в нем может проявиться бхакти-абхаса.
2. В бахирмукха-карма-аврита-бхакти-абхасе присутствует завеса кармы (корыстной деятельности). Эта завеса возникает из гауна-вритти, или второстепенных проявлений бхакти. Она всегда стоит между ищущей духовного вкуса дживой и бхакти, которое дарует духовный вкус. Эта завеса заслоняет от джи-вы сварупу (природу) бхакти. Варна-дхарма, ашрама-дхарма и аштанга-йога — все это относится к карме. Карма бывает двух видов: нитья и наймиттика. Кармой считаются любые действия, умножающие благочестие. Здесь мы не будем подробно разбирать эту тему, иначе это сильно увеличило бы объем данной книги. Те, кого интересует карма-таттва, могут обратиться к начальным главам моей книги «Шри Чайтанья-шикшамрита». Описание кармы, содержащееся в книгах смарта-брахманов, является лишь описанием внешних действий. Санкхья-вандана, или ежедневные молитвы в определенное время суток, которые приводятся в книгах смартов, необходимые для правильного исполнения обязанностей в системе варнашрамы, относятся к категории нитья-кармы, каждодневных обязанностей. Смарты считают, что исполнение этих обязанностей и есть бхакти. Однако, если тщательно проанализировать природу этих действий, станет ясно, что они также внешние. В них заметны следы бхакти, но лишь потому, что это пратибимба-бхакти-абхаса. Настоящего бхакти там нет. Это объясняется тем, что подобная деятельность направлена на обретение либо мукти, слияния с безличным Брахманом, либо материальных наслаждений в этом мире или на райских планетах. Некоторые принимают различные составляющие бхакти-таттвы, такие, как шравана и киртана, за карму, а шравану и киртану карма-таттвы за бхакти. Причиной таких заблуждений является незнание таттвы. Хотя внешне карма и садхана-бхакти могут казаться во многом схожими, между ними существует фундаментальное различие. Кармой называются действия ради обретения материального счастья в этом мире или в райских мирах. В основе такого счастья лежат либо чувственные наслаждения, либо избавление от страданий благодаря слиянию с безличным Брахманом.
С другой стороны, бхакти — это деятельность, основанная на чувствах, которые призваны развить нашу врожденную склонность к кришна-рати, и свободная от каких-либо посторонних мотивов. Даже если эта деятельность иногда приносит побочные плоды, преданный не придает им значения. Любые действия, которые усиливают шуддха-бхакти, тоже считаются бхакти, ибо только бхакти рождает бха-кти. Ни гьяна, ни карма не могут дать человеку бха-кти. Мои дорогие друзья! Объясняя эту тонкую разницу между кармой и бхакти, вы никогда не встретите одобрения со стороны людей, погруженных в мирскую деятельность. Лишь когда они разочаруются в карме и гьяне и, накопив много благочестия, получат возможность общаться с чистыми преданными Бхагавана, тогда благодаря такому общению в их сердце появится зародыш бхакти в форме шраддхи. Не имея такой шраддхи, невозможно понять тонкую разницу между кармой и бхакти. Тот, кто думает, что бхакти — лишь еще одна разновидность кармы, не сможет испытать трансцендентные чувства шуддха-бхакти. Понять разницу между горьким и сладким можно только на вкус, а не с помощью логики и рассудка. Познав, чем один вкус отличается от другого, гораздо проще определить, какой из них лучше. Порой карми, повторяя хари-наму, танцуют, плачут и по их телу пробегает дрожь, однако это пратибимба-бхакти, а не шуддха-бхакти. Причиной такого проявления эмоций является благотворное общение с преданными в прошлом, как это описывалось в одном из приведенных выше стихов (сад-бхакта-сангена). Дрожь и слезы у таких людей — всего лишь бхога-саукхйамша-вйанджака, признаки экстаза, вызванные мирскими сентиментами, то есть пратибимба-бхакти. В такие моменты эти люди либо поглощены мыслями о райских удовольствиях, либо представляют себе блаженство освобождения. Все это — проявления пратибимба-бхакти-абхасы.
3. Третья разновидность бхакти-абхасы называется випарита васту ме бхакти-буддхи-джанита бхактиабхаса. В наши дни узнать ее совсем не трудно. Она отличается тем, что человек видит бхакти в деятельности, идущей вразрез с принципами бхакти, которая главным образом распространена среди приверженцев панчопасаны и ишвара-пранидханы, мысленного созерцания ишвары с помощью метода йоги. По мнению первых, есть пять сампрадай: шайва (культ Шивы), шакта (культ Дурги), ганапатья (культ Ганеши), саура (культ Сурьи) и вайшнава (культ Вишну). Последователи всех пяти сампрадай являются имперсо-налистами. Упомянутые здесь вайшнавы не относятся к числу тех, кто следует подлинным принципам бхакти. Вайшнава-панчопасана-сампрадая не включает в себя четыре истинные вайшнавские сампрадаи. Во главе четырех авторитетных сампрадай, которые проповедуют шуддха-бхакти и описаны в стихе шри-брахма-рудра-санакашчатварах сампрадайинах, стоят Шри Рамануджачарья, Шри Мадхвачарья, Шри Вишнусвами и Шри Нимбадитья. На эти четыре сам-прадаи указывает следующий стих из шастр: сам-прадайа-вихйна йе мантрас те нишпхала матах — «Мантры, которые не были получены в одной из четырех истинных сампрадай, не имеют силы».
Вайшнавы, принадлежащие к панчопасана-сам-прадае, в большинстве своем являются имперсона-листами; среди них нет чистых преданных Бхагава-на. Приверженцы панчопасаны считают мурти своих пяти богов плодом воображения. Другими словами, Брахман, по их мнению, бесформен, и лишь те, кто еще не избавился от телесных представлений о жизни, воображают его в том или ином образе, чтобы можно было как-то поклоняться ему. А когда человек достигает совершенства в своем поклонении, он растворяется в безличном Брахмане, и потому преданность, с которой он поклонялся так называемому мурти своего ишвары, не вечна. Все это гьяна-ав-рита-бхакти-абхаса. Пока мы принимаем такую бха-кти-абхасу за истинное бхакти, нам не удастся обрести шуддха-бхакти. Если у человека, практикующего этот вид бхакти-абхасы, видны признаки преданности, например дрожь и слезы, следует понимать, что это лишь проявление его сентиментальности, то есть отражение (пратибимба) истинных признаков духовного экстаза. Как панчопасаки могут проявлять такие признаки бхакти-абхасы, поклоняясь своим «воображаемым» мурти полубогов, так и йоги порой плачут и трепещут, когда поклоняются «воображаемому» мурти Высшей Души. Все это примеры пра-тибимба-бхакти-абхасы. Идея о том, что пратибимба-бхакти-абхаса, постепенно развиваясь, со временем превратится в шуддха-бхакти, в корне ошибочна, так как если отвергнуть медитацию имперсоналистов и стремление карми насладиться плодами своего труда, то и сама эта таттва (бхакти-абхаса) перестанет существовать. Только очистив сердце от всех без исключения проявлений пратибимба-бхакти-абхасы, можно по-настоящему чего-то достичь. Монисты, такие, как четыре Кумара, и величайший из гьяни, Шукадева Госвами, смогли начать новую, более возвышенную жизнь лишь тогда, когда отказались от всех своих прежних убеждений и вступили на путь бхакти. Так, полностью изменив свою жизнь, они возвысились до положения наших ачарьев. Шри-ла Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.42-43) пишет:
вимуктакхила таршаир
йа муктаир апи вимргйате
йа кршненатигопй ашу
са бхукти-мукти-каматвач
чхуддхам бхактим акурватам
хрдайе самбхаватй эшам
Катхам бхагавати ратих
«Разве может редчайшая бхагавад-рати (сильная привязанность к Бхагавану на уровне бхавы), которую изо всех сил стараются развить освобожденные души, отринувшие мирские желания, и которую Шри Кришна не всегда дает даже преданным, целиком посвятившим себя кришна-бхаджане, проявиться в сердцах тех, кто стремится к чувственным удовольствиям и слиянию с безличным Брахманом?»
В этой связи важно отметить, что те, кто принимает наслаждение от недозволенной связи с женщинами и от употребления одурманивающих веществ за бхагавад-рати, жестоко заблуждаются и могут заразить подобными ложными идеями других.
Чхайя-бхакти-абхаса
Каждый садхака должен хорошо понимать, что такое чхайя-бхакти-абхаса. В отличие от пратибимба-бхакти-абхасы, которой свойственны лицемерие и обман, чхайя-бхакти-абхаса отличается большей чистотой и сходством с истинным бхакти. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.49-53) Шрила Рупа Госва-ми описывает чхайя-бхакти-абхасу следующим образом:
шудра каутухала-майи
чакuчала духкха-харини
ратеш чхайа бхавет киuчит
тат-садршйаваламбини
хари-прийа-крийа-кала-
деша-патради-саyгамат
апй анушаyгикадеша
квачид аджuешв апикшйате
кинту бхагйам вина насау
бхавач чхайапй удаuчати
йад абхйудайатах кшемам
татра сйад уттароттарам
хари-прийа-джанасйаива
прасадабхара-лабхатах
бхавабхасо ’пи сахаса
бхаватвам упагаччхати
тасминн эвапарадхена
бхавабхасо ’пй ануттамах
крамена кшайам апноти
кхастха пурна-шаши йатха
Между чхайя-бхакти-абхасой и шуддха-бхакти есть некоторое сходство, но при этом ум человека, находящегося на уровне чхайя-бхакти-абхасы, беспокоен, хотя он уже до какой-то степени избавился от материальных страданий; такой человек желает узнать, какого результата он сможет достичь с помощью этой практики. Порой признаки чхайя-бхакти-абхасы можно наблюдать даже в человеке, лишенном духовного сознания, просто благодаря тому, что когда-то он соприкоснулся с преданными или с местами, где проходили лилы Бхагавана. Как панчопасака, так и сампрадаика (последователь истинной парампары) смогут достичь уровня чхайя-бхакти-абхасы, только если им выпадет особая удача. Даже далекий отблеск бхавы, появившись в сердце хотя бы раз, со временем наберет силу и принесет садхаке огромное благо. По милости чистого вайшнава бхава-абхаса может внезапно превратиться в настоящую бхаву. Но если садхака оскорбляет чистых вайшнавов, то даже самая возвышенная бхава-абхаса постепенно сойдет на нет, подобно убывающей луне.
Чхайя-бхакти-абхаса бывает двух видов: 1) сварупа-гьяна-абхава-джанита-бхакти-абхаса, или бхакти-абха-са, которая возникает в отсутствие знания о своем вечном положении, и 2) бхакти-уддипака-васту-шакти-джанита-бхакти-абхаса, или бхакти-абхаса, когда интерес к бхакти пробудился благодаря соприкосновению с чем-то, что так или иначе связано с Бхага-ваном.
1. Сварупа-гьяна, или сокровенное знание о природе садхаки (того, кто занимается духовной практикой), садханы (самой духовной практики) и садхьи (конечной цели), неотлично от сварупы шуддха-бхакти. Если сварупа-гьяна еще не пробудилась в сердце садхаки, но в то же время он стремится пересечь океан материального бытия, то какие бы признаки бхакти он ни проявлял, это всего лишь бхакти-абха-са. Но когда он обретет сварупа-гьяну, его бхакти-абхаса превратится в шуддха-бхакти. Даже вайшнав, получивший посвящение в истинной сампрадае, не сможет осознать свою вечную природу, которая раскрывается благодаря повторению дикша-мантр, полученных от дикша-гуру, до тех пор, пока не обретет сварупа-гьяну по милости шикша-гуру. В отсутствие сварупа-гьяны, сварупа-сиддха-бхакти остается скрытым, а проявляется только бхакти-абхаса. Преданность панчопасаков, которые не являются приверженцами философии монизма и поклоняются своему божеству, считая его непосредственным проявлением Бхагавана, тоже является чхайя-бха-кти-абхасой. Тем не менее существует огромная разница между панчопасака-вайшнавами и сампрада-ика-вайшнавами. У сампрадаика-вайшнавов твердая вера (ништха) в личностный аспект Бхагавана намного сильнее, чем у панчопасака-вайшнавов. Сам-прадаика-вайшнав получает наставления о таттве из истинных источников, поэтому у него есть надежда достичь высот шуддха-вайшнавизма, тогда как у панчопасаков, которые изучают таттву в рамках своей традиции, надежды гораздо меньше. Кроме того, в отличие от панчопасаков, у сампрадаика-вайшнавов намного больше возможностей для общения с чистыми вайшнавами. Если панчопасака-вайшнаву посчастливится попасть в общество преданных и при этом он будет держаться в стороне от имперсоналистов, со временем он тоже сможет стать сампрадаика-вайшнавом и вступить на путь шуддха-бхакти. В этой связи можно вспомнить два подтверждения из шастр, которые приводятся в «Бхакти-сандарбхе». В «Сканда-пуране» подтверждается, что сампрадаика-вайшнавы могут достичь многого даже благодаря практике чхайя-бхакти-абха-сы. Шри Махадева говорит (Хари-бхакти-виласа, 11.200):
дикша-мантрена кршнасйа
нара мокшам лабханти ваи
ким пунар йе сада бхактйа
пуджайантй ачйутам нарах
«Если даже просто получив посвящение в кришна-мантру, можно обрести мукти, чего же тогда может достичь тот, кто посвятил себя бхагавад-бхакти?»
Что касается панчопасаков, которые, поднявшись над уровнем пратибимба-бхакти-абхасы, достигли уровня чхайя-бхакти-абхасы, то в «Ади-вараха-пура-не» (211.85) о них говорится следующее:
джанмантара-сахасрешу
самарадхйа вршадхваджам
ваишнаватвам лабхет кашчит
сарва-папакшайе сати
«Тот, кто, тысячи жизней поклоняясь Ганеше, избавился от всех грехов, может вступить на путь вайш-навизма».
В шастрах сказано, что шакты, или почитатели богини Дурги, прежде чем возвыситься до уровня бхакти и постичь безличный или личностный аспект Бхагавана, сначала должны поклоняться богу Солнца, затем Ганеше, Шиве, затем стать панчопа-сака-вайшнавами и, наконец, сампрадаика-вайшна-вами. Тщательно изучив слова писаний, можно понять, что чхайя-бхакти-абхаса превращается в шуддха-бхакти благодаря общению с чистыми преданными.
2. В священных писаниях приводится много примеров бхакти-уддипака васту-шакти джанита бхак-ти-абхасы. Деревце туласи, маха-прасад, вайшнава-прасад, дни вайшнавских праздников и постов, такие, как экадаши, Божество Бхагавана, святые дхамы, Ганга, пыль со стоп вайшнавов и т. п. — все это может служить бхакти-уддипакой, то есть стимулом к бхакти. Джива получает огромное благо даже от неосознанного соприкосновения с любой из этих уддипак. Даже если невинная джива порой неосознанно совершает оскорбление по отношению к ним, все равно она получит благо. Это тоже считается бхакти-абхасой. Преданных не удивляет такая необычная сила бхакти-абхасы; они понимают, что все это происходит только благодаря безграничному могуществу шуддха-бхакти. Если следовать методам гьяны и йоги недостаточно строго и при этом не подкреплять их практику бхакти-абхасой, все это будет безрезультатно. С другой стороны, Бхакти-деви полностью независима. Из каких бы побуждений человек ни принимал ее покровительство, она все равно исполнит его заветные желания.
Но, несмотря на все достоинства бхакти-абхасы, нас не должен удовлетворять этот уровень. Наша единственная цель — шуддха-бхакти. Тем, кто стремится к высшему совершенству, надо неустанно следить, чтобы пратибимба-бхакти-абхаса не проникла в их сердце. Совершая бхаджанупод руководством чистых вайшнавов, они должны подняться над уровнем бхакти-абхасы и безраздельно предаться Бхакти-деви, укрывшись под сенью ее лотосных стоп. Поэтому, пожалуйста, постарайтесь усвоить одно важное правило, которое приводит Вишва-вайшнав дас:
пратибимбас татха чхайа
бхедататтва-вичаратах
бхактй-абхасо двидха со ’пи
варджанийах расартхибхих
«Знатоки таттвы заключили, что бхакти-абхаса бывает двух видов: пратибимба-бхакти-абхаса и чхайя-бха-кти-абхаса. Те, кто желает изведать вкус бхакти-расы, должны всегда держаться в стороне от обоих видов».
Пратибимба-бхакти-абхаса побуждает дживу совершать оскорбления, а практика чхайя-бхакти-абхасы сама по себе несовершенна. Поэтому дживе следует заниматься только шуддха-бхакти.
Оскорбления бхакти
Такие оскорбления очень опасны. Мы выполняем много разных составляющих практики бхакти: получаем дикша-мантры от истинного гуру, ежедневно наносим тилак на двенадцать частей тела, совершаем арчану (поклонение) Шри Кришне, соблюдаем пост в дни экадаши, повторяем хари-наму, памятуем о Кришне в меру своих способностей, посещаем святые места, такие, как Вриндавана, и т. д. Но, к сожалению, при этом мы не слишком стараемся избегать оскорблений в адрес Бхакти-деви. Шриман Маха-прабху на примере Мукунды показал Своим преданным, что такое оскорбления бхакти:
кшане данте трна лайа, кшане джаnхи маре
о кхаlа-джаnхийа — беnа на декхибе море
прабху боле — “о беnа джакхана йатха джайа
сеи мата Катха кахи татхайа мишайа
вашишnа паlайе джабе адваитера саyге
бхакти-йоге наче гайа трна кари данте
анйа сампрадайе гийа джакхана самбхайа
нахи мане бхакти джаnхи марайе садайа
бхакти-стхане ухара хаила апарадха
этеке ухара хаила дарашана-бадха
«Махапрабху сказал: Мукунда никогда не получит Моей милости, ибо он то пытается показать Мне свое смирение, зажимая в зубах солому, то нападает на Меня. Иначе говоря, одной рукой он смиренно касается Моих стоп, а другой хватает Меня за горло и душит. Когда ему это удобно, он изображает из себя Моего последователя, а потом поносит Меня. Поэтому Я не могу дать ему милость. С кем бы он ни встречался, он представляется так, как ему выгодно, и общается со всеми подряд. Иногда он поддерживает учение майявады, цитируя „Йога-вашишт-ху", книгу, излагающую философию адвайты. В другое время, желая продемонстрировать свою верность Мне, он отвергает майяваду и старается развить кришна-бхакти: кроткий и смиренный, он танцует и поет в киртане. Посещая собрания майява-ди, он отвергает вечную природу бхакти и бьет преданных оружием логики и умозрительных заключений. И поскольку таким образом он совершает оскорбление в адрес Бхакти-деви, Я отказываюсь даровать ему Свой даршан» (Чайтанья-бхагавата, Мадхья, 10.185, 188-190, 192).
Мукунда Датта — вечный спутник Господа, поэтому все, что говорит здесь о нем Махапрабху, — не более чем лила. Однако доводы, которые Он приводит, чрезвычайно важны, и за ними кроется очень сокровенная причина. Сокровенный смысл Его наставлений заключается в том, что мы не можем доставить удовольствие Кришне, просто получив дик-шу и выполняя различные составляющие практики бхакти. Удовлетворить Его могут только те, кто обладает непоколебимой верой в чистое преданное служение. Такие преданные с огромной решимостью становятся на путь шуддха-бхакти. Они никогда не посещают собраний, где обсуждаются темы, не связанные с шуддха-бхакти. Они ходят только туда, где можно услышать беседы о шуддха-бхакти, и слушают с величайшим интересом. Простота, решимость и жадное стремление к бхакти — вот отличительные признаки таких чистых преданных. Они никогда не станут поддерживать высказывания и поступки противников бхакти, как делают те, кто стремится завоевать популярность; чистых преданных это не интересует.
В наши дни большинство людей не стремятся избегать вышеупомянутых оскорблений. Едва завидев преданных или услышав хари-катху, многие плачут и дрожат, изображая духовный экстаз, и стараются выказать приверженность духовной философии, но затем снова как безумные устремляются к чувственным удовольствиям. Поэтому, дорогие читатели, не трудно понять, какой «ништхой» обладают такие притворщики. Они изображают перед преданными признаки экстаза лишь ради того, чтобы снискать почет и уважение. Единственное, что ими движет, — это стремление к славе и другим материальным благам. Пропагандируя под видом бхак-ти свои лжеучения, такие люди, как ни прискорбно, не только наносят оскорбление Бхакти-деви, но и губят на корню духовную жизнь многих джив этого мира.
Мои дорогие читатели! Во что бы то ни стало остерегайтесь совершать оскорбления Бхакти-деви. Прежде всего мы должны дать обет, что навсегда посвятим себя бхакти и будем оставаться безразличными ко всему остальному. Никогда не следует нарушать принципы бхакти, ради того чтобы снискать популярность или привлечь последователей. Надо действовать прямо и открыто, и наши слова не должны расходиться с нашими поступками. Не пытайтесь заслужить благосклонность тех, кто равнодушен к бхакти, изображая перед ними признаки возвышенной преданности. Мы должны всегда оставаться верными принципам шуддха-бхакти и не поддерживать никакие другие учения. При этом наше поведение должно соответствовать чувствам в нашем сердце.