Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Бхактивинода Тхакур

Оглавление: Бхакти Таттва Вивека

Стр. 10

Мукунда Датта — вечный спутник Господа, поэтому все, что говорит здесь о нем Махапрабху, — не более чем лила. Однако доводы, которые Он приводит, чрезвычайно важны, и за ними кроется очень сокровенная причина. Сокровенный смысл Его наставлений заключается в том, что мы не можем доставить удовольствие Кришне, просто получив дик-шу и выполняя различные составляющие практики бхакти. Удовлетворить Его могут только те, кто обладает непоколебимой верой в чистое преданное служение. Такие преданные с огромной решимостью становятся на путь шуддха-бхакти. Они никогда не посещают собраний, где обсуждаются темы, не связанные с шуддха-бхакти. Они ходят только туда, где можно услышать беседы о шуддха-бхакти, и слушают с величайшим интересом. Простота, решимость и жадное стремление к бхакти — вот отличительные признаки таких чистых преданных. Они никогда не станут поддерживать высказывания и поступки противников бхакти, как делают те, кто стремится завоевать популярность; чистых преданных это не интересует.

В наши дни большинство людей не стремятся избегать вышеупомянутых оскорблений. Едва завидев преданных или услышав хари-катху, многие

плачут и дрожат, изображая духовный экстаз, и стараются выказать приверженность духовной философии, но затем снова как безумные устремляются к чувственным удовольствиям. Поэтому, дорогие читатели, не трудно понять, какой «ништхой» обладают такие притворщики. Они изображают перед преданными признаки экстаза лишь ради того, чтобы снискать почет и уважение. Единственное, что ими движет, — это стремление к славе и другим материальным благам. Пропагандируя под видом бхак-ти свои лжеучения, такие люди, как ни прискорбно, не только наносят оскорбление Бхакти-деви, но и губят на корню духовную жизнь многих джив этого мира.

Мои дорогие читатели! Во что бы то ни стало остерегайтесь совершать оскорбления Бхакти-деви. Прежде всего мы должны дать обет, что навсегда посвятим себя бхакти и будем оставаться безразличными ко всему остальному. Никогда не следует нарушать принципы бхакти, ради того чтобы снискать популярность или привлечь последователей. Надо действовать прямо и открыто, и наши слова не должны расходиться с нашими поступками. Не пытайтесь заслужить благосклонность тех, кто равнодушен к бхакти, изображая перед ними признаки возвышенной преданности. Мы должны всегда оставаться верными принципам шуддха-бхакти и не поддерживать никакие другие учения. При этом наше поведение должно соответствовать чувствам в нашем сердце.

Глава третья

Признаки бхакти

шуддха-бхакти-свабхавасйа прабхаван йат-падашрайат садаива лабхате джйвас там чаитанйам ахам бхадже

Я поклоняюсь Шри Чайтанье Махапрабху. Укрывшись под сенью Его лотосных стоп, джива навеки обретает покровительство энергии, исходящей из самой природы шуддха-бхакти.

Шуддха-бхакти проявляется вместе с шестью признаками: 1) клеша-гхни — оно немедленно избавляет от всех видов материальных страданий; 2) шу-бха-да — оно дарует все возможные блага; 3) мокша-лагхута-акрита — перед ним меркнет освобождение; 4) судурлабха — его обретают редкие души; 5) сандра-нанда-вишешатма — оно приносит ни с чем не сравнимое духовное блаженство и 6) кришна-акаршини — это единственный способ привлечь Шри Кришну. На уровне садхана-бхакти проявляются только два первых признака, на уровне бхавы — четыре, а на уровне премы — все шесть. Сейчас мы последовательно разберем каждый из этих шести признаков.

  1. Клеша-гхни. Бхакти-деви устраняет все клеши (страдания) тех, кто находит прибежище в шуддха-бхакти. Существует три вида клеш: папа (грехи), па-па-биджа (зачатки грехов) и авидья (невежество). В результате грехов, совершенных дживой за бесчисленные жизни, а также грехов, которые она может совершить в этой или в следующих жизнях, она вынуждена испытывать различные виды страданий. Основные грехи описаны в пятой главе второй части «Шри Чайтанья-шикшамриты». Их все можно разделить на две категории: прарабдха и ап-рарабдха.

Прарабдха — это грехи, за которые джива вынуждена расплачиваться в нынешней жизни. А грехи, последствия которых заставят дживу страдать в следующей жизни, называются апрарабдха. Грехи, совершенные живым существом в каждой из бесчисленных жизней, добавляются к сумме предыдущих непроявленных последствий грехов (апра-рабдха) и в следующей жизни проявляются в виде прарабдхи. Так, подчиняясь вечным законам природы, джива вынуждена пожинать плоды всех своих греховных поступков, совершенных на протяжении бесчисленных жизней. Появление на свет в брахманской, мусульманской, богатой или бедной семье, а также красивая или уродливая внешность — все это является результатом прарабдха-кармы. Появление на свет в семье яванов или неприкасаемых — также следствие прарабдхи. Шуддха-бхакти уничтожает последствия обоих видов грехов, как пра-рабдхи, так и апрарабдхи. Те, кто строго следует путем гьяны, освобождаются от апрарабдха-кармы, но, согласно их же писаниям, им все-таки придется страдать от прарабдха-кармы. Однако бхакти сжигает и прарабдха-карму:

йан-нймадхейа-шраванйнукйртанйд йат-прахванад йат-смаранад апи квачит швадо ’пи садйах саванайа калпате кутах пунас те бхагаван ну даршанат

Бхаг., 3.33.6

«О мой Господь! Даже человек, появившийся на свет в семье собакоедов, немедленно получает право совершать ведические жертвоприношения, или, другими словами, возвышается до положения брахмана, если повторяет Твое Святое Имя, слушает повествования о Тебе, склоняется перед Тобой и памятует о Тебе. Какое же тогда благо обретают те, кто непосредственно лицезрит Тебя?»

Этот стих описывает то, как бхакти немедленно разрушает прарабдха-карму, в данном случае рождение в семье из низкого сословия. А следующий стих описывает, как бхакти точно так же разрушает и апрарабдха-карму:

апрарабдха-пхалам папам кутам бйджам пхалонмукхам краменаива пралййена вишну-бхакти-рататманам

Б.-р.-с., 1.1.23, цитата из «Падма-пураны»

«Когда человек развивает твердую, непоколебимую веру в путь вишну-бхакти, его грехи — апрарабдха (последствия греха, которые пока находятся в дремлющем, непроявленном состоянии), кута (грехи, которые начинают принимать форму семян, то есть греховных желаний), биджа (готовые семена греховных желаний) и прарабдха (проросшие семена грехов) — все они поочередно уничтожаются». Таким образом, чтобы избавиться от грехов, преданному не нужно специального покаяния в виде кармы или гьяны.

Желание грешить, живущее в сердце дживы, называется семенем греха (папа-биджа). Уничтожить папа-биджу может только бхакти.

Б.-р.-с., 1.1.24; Бхаг., 6.2.17

Описанные в шастрах покаяния, такие, как сложные обеты чандраяна и другие обряды, предписанные тем, кто идет путем кармы, а также аскетизм и раздача милостыни уничтожают лишь определенные грехи. Все эти действия не могут уничтожить семена грехов, то есть греховные желания, рожденные из невежества. Искоренить эти греховные желания может только служение Кришне. Иначе говоря, никаким другим способом, помимо бхакти, изгнать эти желания из сердца невозможно. Стоит лишь Бхакти-деви появиться в сердце, как все греховные стремления, равно как и стремление к мирскому благочестию уничтожаются раз и навсегда. В «Падма-пуране», а также в «Шримад-Бхагаватам» описывается, как бхакти искореняет авидью:

Б.-р.-с., .1.26,

цитата из «Падма-пураны»

«Когда в сердце проявляется хари-бхакти, за ним следом приходит видья-шакти, которая сразу же рассеивает мрак невежества в сердце дживы, подобно тому как лесной пожар сжигает змею».

йат-пйда-паHкаджа-палйша-вилйса-бхактйй кармашайам гратхитам удгратхайанти сантах тадван на рикта-матайо йатайо ’пи руддха-срото-ганас там аранам бхаджа васудевам

Б.-р.-с., 1.1.25; Бхаг., 4.22.39

«Даже аскеты, которые обуздали свой ум, держа органы чувств в стороне от их объектов, не могут развязать тугой узел ложного эго в своем сердце. Но преданные, целиком посвятившие себя трансцендентному любовному служению лотосным стопам Шри Кришны, развязывают этот узел без всяких усилий. Так посвяти же себя бхаджане, прославляющей Шри Кришну, высшее прибежище!»

Далее: