На следующее утро Махапрабху вновь посетил Божество Вираджи, дарующую освобождение всякому, кто ее лицезрит. После того, как Господь Чайтанья выразил Божеству почтение и покинул храм, Он выказал признаки трансцендентного экстаза. Шествуя поступью могучего льва, Господь пришел в селение Экамрака [ныне Бхубанешвара], где пребывают Господь Шива и Парвати.
Узрев купол храма, Гауранга, горя желанием поскорее увидеть весь храм, пустился бежать. Над храмом развевался красивый флаг. Махапрабху воздал поклоны флагу, а потом вступил в Экамраку, обитель Шивы, изобилующую его храмами. Помимо главного лингама Господа Шивы, называемого Вишвешвара, в селении десять миллионов его лингамов. Когда человек входит в Экамраку, он беспокоится – не нанести бы оскорбления.
Земля Экамраки видом своим была подобна сандешу [полутвердая сласть белого цвета]. В Бинду-сароваре, местном священном озере, встречаются воды всех святых мест. В Экамраке есть и другие места паломничества.
Господь Гаурахари воздал поклоны Божествам Шивы и Парвати. Узрев их, все преданные забыли о трудностях путешествия. Гауранга, взирая на Махешу [Шиву], оцепенел и зашатался от экстаза. Когда Господь Чайтанья начал молиться Господу Шиве, губы Его покраснели, из глаз у Него потекли слезы и кожа Его покрылась мурашками.
Преданные также вознесли подобающие молитвы. В знак признательности священник храма поднес Шри Кришне Чайтанье прасад Шивы: духи, сандаловую пасту и благоуханную цветочную гирлянду.
Затем Господь удалился в дом некого преданного, жившего по соседству. Он принял от того преданного рисовый прасад и лег спать. На следующее утро Гауранга омылся в Бинду-сароваре, выразил почтение Махадеве [Шиве] и продолжил Свое путешествие в Нилачалу.
А теперь внимательно слушайте рассказ, имеющий касательство к этим событиям. Однажды Дамодара Пандит спросил Мурари Гупту: «О Мурари, отчего Господь Чайтанья принял нирмалаю [прасад] Господа Шивы? В силу проклятия Бхригу Муни прасад Шивы неприемлем. Почему же Гауранга его принял? Махапрабху есть Господь брахманов. Почему же Он нарушил предписания Вед?»
Мурари Гупта молвил: «Послушай, Дамодара. Как могу я знать помыслы Господа? Я отвечу тебе сообразно моему разумению. Если слова мои будут тебе угодны, прими их в свое сердце. Если кто-то, поклоняясь Господу Шиве, проводит различие между Хари [Кришной] и Харой [Шивой] и потому не желает принимать прасад Шивы, то он совершает оскорбление и страдает от проклятия Бхригу Муни.
Почему? Потому что сознание его осквернено. Он не понимает величия Господа Шивы. Но тот, кто признает Хари и Хару единым целым и вкушает прасад Шивы, становится дорог и Господу Кришне, и Шиве.
Несомненно, человек угождает Господу Шиве своими съедобными подношениями, если помнит, что Шива – величайший вайшнав. Вкушая остатки этой пищи, человек освобождается от материального рабства. Когда Господь Шива увидел перед собой Господа Чайтанью, он с радостью принял его своим гостем.
Проклятие Бхригу предназначено для материалистов, лишенных сознания Кришны. Если кто поклоняется Господу Шиве в дружелюбном умонастроении [in a friendly mood], он, несомненно, развивает в себе любовь к Шри Кришне. Шри Гауранга Махапрабху пришел, дабы научить человечество истинной стезе преданности.»
Дамодара Пандит сказал: «Мурари, ты милостиво рассеял мои опасения и осчастливил также и всех остальных.»
Так Лочана дас описывает трансцендентные игры Шри Чайтаньи Махапрабху.
Пожалуйста, слушайте о трансцендентных играх Гаурахари, источающих на каждом шагу вечно свежий, сладчайший нектар. Путешествуя со Своими спутниками, Господь Чайтанья вскоре прибыл в храм Капотешвары [Шивы], выразил почтение Божеству и омылся в чистых водах реки Бхаргави. Затем Он продолжил путь к Джаганнатха-Пури.