Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Наука самоосознания

Стр. 68

Д-р Бенфорд. А почему такой человек, как я, пытающийся рационально понять этот мир, не может этого сделать?

 Шрила Прабхупада. Да, вы пытаетесь познать мир рационально, но вы не обращаетесь за помощью к настоящему учителю.

 Д-р Бенфорд. В мире есть ученые люди, которые просто изучают природу.

 Шрила Прабхупада. И тем не менее вам необходим опытный учитель. Конечно, вы можете изучать природу, но далеко не каждый настолько умен, чтобы постичь ее как следует. Например, если вы изучаете природу, почему вы делаете вывод, что после смерти нет ничего, кроме пустоты? В природе нет пустоты, она полна разнообразия. Следовательно, ваше знание о природе несовершенно. В природе нет пустоты, мы сидим здесь, окруженные ее разнообразными проявлениями: вокруг нас многообразие цветов, листьев, растений. Если вы говорите, что природа пуста, тогда ваше знание о природе несовершенно.

 Д-р Бенфорд. Наверное, мы еще не понимаем этого.

 Шрила Прабхупада. Это ваше невежество, но вы не можете утверждать, что она пуста.

 Д-р Бенфорд. Да, мы считаем, что наше...

 Шрила Прабхупада. Вы считаете, вы, а другие так не считают. Не говорите «мы».

 Д-р Бенфорд. Мы, ученые.

 Шрила Прабхупада. Но есть другие ученые, которые понимают вещи иначе. Вы не единственный ученый.

 Д-р Бенфорд. Но я считаю, что если я изучаю мир, то должен существовать метод, с помощью которого можно проверить мои заключения. Вы изучаете мир и думаете, что поняли какой-то физический процесс. Тогда вы ставите эксперименты, проверяете свои идеи, а потом смотрите, где можно использовать этот физический процесс.

 Шрила Прабхупада. Это очередное проявление невежества, так как вы не знаете, что вы несовершенны.

 Д-р Бенфорд. О, я знаю, что я несовершенен.

 Шрила Прабхупада. В таком случае, какой толк в ваших исследованиях? Если вы несовершенны, то и результат будет несовершенным.

 Д-р Бенфорд. Это правда.

 Шрила Прабхупада. Да. Тогда зачем вы тратите на это время?

 Д-р Бенфорд. Но другого пути познания, как будто, нет.

 Шрила Прабхупада. Поэтому вы должны обратиться к учителю, который сможет указать вам путь. Чтобы стать ученым, вы должны поступить в университет и найти профессора, который сможет обучить вас.

 Д-р Бенфорд. Я мог бы это сделать, просто читая книги.

 Шрила Прабхупада. Но учитель тоже нужен, иначе вы не получите диплома. Верно?

 Д-р Бенфорд. Да.

 Шрила Прабхупада. Итак, если вы хотите чему-либо научиться, то должны обратиться к учителю, и если учитель совершенен, то вы сможете получить совершенное знание. Это делается так. Если учитель такой же мошенник, как и вы, то любое знание, которое вы получите от него, не принесет вам никакой пользы. Учитель должен быть совершенным, он должен обладать настоящим знанием. Тогда он может учить. Поэтому прежде всего вам необходимо найти совершенного учителя. Если вам повезет и вы найдете такого совершенного учителя, вы сможете все постичь. Но, если вы пойдете к учителю, который так же слеп, как и вы, вы ничему не научитесь.

 Д-р Бенфорд. А много ли в мире совершенных учителей?

 Шрила Прабхупада. Да. А иначе вообще не имело бы смысла принимать учителя. Первый совершенный учитель - это Кришна, а другие - те, которые учились у Него. Например, вы ученый. Представьте, что я чему-то учусь у вас. Даже если я не ученый, уже только потому, что я учился у вас, мое знание будет научным.

 Д-р Бенфорд. Я не понимаю.

 Шрила Прабхупада. Предположим, ребенок идет к учителю математики, и тот говорит: «Два плюс два - четыре». Ребенок не математик, но если он безоговорочно верит учителю: «Два плюс два - четыре», - и повторяет это, то его знание совершенно.

 Д-р Бенфорд. Но как узнать, совершенен ли учитель? Это очень трудно.

 Шрила Прабхупада. Нет, это совсем не трудно. Совершенен тот учитель, который учился у совершенного учителя.

 Д-р Бенфорд. Это только передвигает проблему на одну ступень.

 Шрила Прабхупада. Нет, это не проблема. Есть совершенный учитель, Кришна. Все философские школы признают Его своим учителем. В Индии ведическая цивилизация держится на ведических учителях. И все ведические учителя признают Кришну высшим учителем. Они берут у Него уроки и несут Его учение дальше. Таков метод.

 Д-р Бенфорд. Значит, если я встречу кого-то, кто признает Кришну совершенным учителем, он и будет совершенным учителем?

Далее: