Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Наука самоосознания

Стр. 91

Поиски источника любви и красоты

 В мае 1974 года известный ирландский поэт Десмонд Джеймс Бернард О'Грэди посетил Шрилу Прабхупаду в его квартире в Риме, и между ними состоялась длительная и оживленная беседа. Среди прочих вопросов духовный лидер и поэт обсуждали природу личности и обязанности человека, современное образование и его проблемы, как положить конец войне, а также беседовали о вечной жизни и глубинной сущности любви.

 М-р О'Грэди. Ваше издание «Бхагавад-гиты» прекрасно.

 Шрила Прабхупада: Это пятое издание за два года.

 М-р О'Грэди. В какой стране Движение сознания Кришны пользуется наибольшим успехом?

 Шрила Прабхупада. Везде. В Африке, Америке, Канаде, Японии, Китае. Но, пожалуй, успешнее всего оно распространяется в Америке. Многие американцы приняли сознание Кришны.

 М-р О'Грэди. А как здесь, в Риме? Были ли у вас проблемы с полицией?

 Шрила Прабхупада. Мы везде сталкиваемся с проблемами. Полиция иногда беспокоит нас, но, как правило, им это скоро надоедает, и в конце концов они оставляют нас в покое. (Смеется.)

 М-р О'Грэди. Система сдается? Это замечательно. Я и сам так устал от этой системы. Что-то не так в нынешнем положении дел. Может быть, Вы посоветуете мне, как одолеть систему.

 Шрила Прабхупада. Вы ирландцы! Ирландцы никогда не устают сражаться.

 М-р О'Грэди. Да. (Смеется.) Это у нас в крови.

 Шрила Прабхупада. На самом деле борьба идет постоянно.

 М-р О'Грэди. Что вы нам посоветуете? Я имею в виду, оправдано ли морально то, что я сижу здесь...

 Шрила Прабхупада. Пока мы находимся в иллюзии телесных представлений о жизни, считая, что мы - эти тела, один думает: «Я ирландец», другой: «Я итальянец... американец... индиец» и т.д., и до тех пор, пока это будет продолжаться, будет продолжаться и борьба. Кошек и собак невозможно помирить. Почему они враждуют? Просто собака думает: «Я большая собака». А кошка думает: «Я большая кошка». Так и мы, если думаем: «Я ирландец» или «Я англичанин», - мало чем отличаемся от кошек и собак. И пока люди будут придерживаться телесной концепции жизни, будет продолжаться борьба.

 М-р О'Грэди. А что вы скажете о борьбе Махатмы Ганди в Палате Общин?

 Шрила Прабхупада. Это очередное проявление «собачизма». Никакой разницы нет. Собака думает: «Я собака», - потому что у нее тело собаки. Если я думаю, что я индиец, потому что мое тело рождено на индийской земле, то чем я лучше собаки? Телесные представления о жизни - это философия животных. Мир наступит только тогда, когда мы поймем, что мы - не тела, а духовные души. Без этого мир невозможен. Са эва го-кхарах. В ведических писаниях утверждается, что человек с телесными представлениями о жизни ничем не отличается от коровы или осла. Люди должны возвыситься над этим низшим представлением о себе. Как это сделать?

 мам ча йо 'вйабхичарена

бхакти-йогена севате

 са гунан саматитйаитан

брахма бхуйайа калпате

 «Тот, кто полностью отдает себя преданному служению, ни при каких обстоятельствах не отклоняясь от этого пути, преодолевает влияние гун материальной природы и достигает духовного уровня» (Б.-г., 14.26).

 В нашем обществе много мексиканцев, канадцев, индийцев, евреев и мусульман, но они больше не считают себя мусульманами, христианами, евреями или кем-нибудь еще. Все они -  слуги Кришны. Это стадия осознания Брахмана.

 М-р О'Грэди. Но это тоже имя. 

Шрила Прабхупада. Да, имена необходимы. Скажем, ваше имя отличается от имени другого ирландца, но тем не менее все вы чувствуете себя ирландцами. Имена могут быть разными, но это не существенно. Что действительно необходимо, так это качественное единство. Когда, несмотря на разные имена, мы приобретем качества Кришны, наступит мир. Это называется со 'хам. Имена у людей одной нации могут быть разными, но все они чувствуют, что принадлежат к одной нации. Разнообразие не помеха, потому что если качества одинаковы, то это и есть единство, брахма-бхута.

 брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

 самах сарвешу бхутешу

мад бхактим лабхате парам

 «Тот, кто находится в таком трансцендентном положении, сразу осознает Верховный Брахман. Он никогда не скорбит об утраченном и ничего не желает, он одинаково относится ко всем живым существам. На этом уровне он достигает чистого преданного служения Мне» (Б.-г., 18.54).

 Этот мир приносит нескончаемые страдания тому, кто заражен болезнью материализма, но для преданного весь мир практически неотличен от Ваикунтхи. Для имперсоналиста же осознание Брахмана, слияние с Абсолютом - это самое высшее достижение.

Далее: