Вы здесь:  

Главная страница

Шри Хари Бхакти Веласа

10 виласа [текст 1-101]

10 виласа

1

Я приношу свои поклоны лотосным стопам преданных, которые подобны

шмелям у лотосных стоп Господа Кришны. Общаясь с преданными, даже

собакоед развивает привязанность к сладкому аромату лотосных стоп

Господа Кришны.

2

После почитания маха-прасада и других остатков от Божества, человек должен

украсить своё тело тилакой и символами оружия Господа, а также цветочной гирляндой. Затем он должен смиренно войти в общество

преданных Кришны и погрузиться в слушание нектарных тем о Господе.

3

(В смрти говорится)

Человек должен проводить 6 или 7 частей дня (который состоит из 8-ми частей),

обсуждая литературу, такую как Махабхарата, и истории, такие как

Пураны.

4

(Признаки преданных Верховного Господа)

(в Линга-пуране описываются главный признак)

Вайшнав – это тот, кто поклоняется Господу Вишну.

5

(особые признаки)

Соблюдение постов, совершение религиозных ритуалов, проявление

сострадания, обладание знанием об отличии духа от материи, наслаждение

жизнью в гуне благости, рождение в благородной семье и обладание

духовным знанием — это некоторые из главных признаков, которые есть у

преданных Господа Кришны.

6

(признаки преданных Верховного Господа относительно соблюдения различных

обетов во время совершения преданного служения)

(В беседе между Маркандеей и Бхагиратхой из Сканда-пураны)

О царь, тот, кто не постится на Экадаши, который перехлёстывается Дашами,

несомненно, истинный преданный Господа.

7

Знай точно, что тот, кто полностью постится на Экадаши и бодрствует эту ночь,

хотя это причиняет ему большие беспокойства, считается продвинутым

преданным.

8

Тот считается чистым преданным, кто постится на Экадаши, бодрствуя всю

ночь и затем совершает необходимые ритуалы на Двадаши.

9

Чистые преданные – это те, которые никогда не нарушают обетов, данных

своему духовному учителю, такие как пост на Экадаши, и чей объект любви

– супруг Богини процветания, Лакшми.

10

(предложение плодов своей деятельности карми, считается частью преданного

служения)

Тот, чья жизнь посвящена выполнению миссии своего духовного учителя, кто занимается сексом только ради зачатия детей и готовит пищу, чтобы накормить брахманов, должен считаться Вайшнавом.

11

Тот, кто с любовью кормит гостей, приходящих к нему из дальнего

путешествия, несомненно, считается Вайшнавом.

12

Тот, кто правильно соблюдает Вайшнавский этикет, следует правилам и

предписаниям, описанным в писаниях, милостив ко всем живым существам,

чист сердцем, не привязан к плодам своей деятельности, считается чистым

преданным.

13

(Из беседы между Нарадой и Амбаришей из Падма-пураны)

Вайшнав – это тот, кто свою жизнь посвятил выполнению приказов Господа,

тратит богатство на распространение сознания Кришны и продвигается в

преданном служении день и ночь.

14

(Линга-пурана)

Тот должен считаться Вайшнавом, кто радуется при виде преданного Господа

Вишну и совершает свою деятельность на основе шрути и смрти.

15

(человек автоматически развивает хорошие качества, например, сострадание, в

результате преданного служения)

(Сканда-пурана)

Тот, кто чувствует несчастье, видя страдания других, и чья

привязанность к Верховному Господу постоянно возрастает, считается

Вайшнавом.

16

(из беседы между Капилой и Девахути в Шримад Бхагаватам)

Святая личность характеризуется следующим: он терпеливый, милостивый,

дружелюбный к другим, лишённый врагов и умиротворённый. Он строго

следует принципам религии. Все эти признаки считаются возвышенными.

17

(Господь Ришабхадева наставляет своих сыновей в

Пятой песни Шримад Бхагаватам)

Мои дорогие сыновья, учёными личностями утверждено, что служение великим

душам является путём к освобождению, тогда как общение с теми, кто

привязан к женщинам является дорогой в ад. Великие души – это те, кто

относятся ко всем равно, умиротворены, свободны от гнева, являются доброжелателями

всех живых существ и никогда не действуют запрещённым образом.

18-20

(в ответ на вопрос Уддхавы Верховный Господь сказал эти стихи, которые мы

находим в Шримад Бхагаватам 11.11.29-31)

Верховный Господь сказал: О Уддхава, тот, кто сострадателен, обладает

всепрощением, правдив, свободен от зависти, благодетель каждого, не

движим вожделением, контролирует себя, серьёзен, известен хорошим

поведением, свободен от какой-либо материальной собственности,

непривязан к мирской деятельности, аскетичен в еде, умиротворён,

стабилен, вдумчив, кого не сбить с толку, кто неизменен, терпелив,

побеждает шесть врагов, к примеру, голод и жажду, свободен от

желаний почести, всегда готов оказать другим почтение, искусен в

наставлении других, искренен, милостив, обладает знанием, — достоин

называться Вайшнавом.

21

(Из беседы между Ямараджей со своими посланниками из Вишну-пураны)

Человек может считаться Вайшнавом, если он устойчив в преданном служении

Господу, равно относится к друзьям и врагам, никогда не заносчив, не

желает собственности другого и полон решимости.

22

(мудрость учёного человека должна использоваться в преданном служении)

(Один из нава-йогендр, Хави, сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.2.45)

Первоклассный Вайшнав видит Господа Хари как Сверхдушу, пребывающую во

всех живых существах, и он видит, как все живые существа находятся в

Господе.

23

(Хави также сказал этот стих в Шримад Бхагаватам)

Первоклассный Вайшнав не делает различий, думая, что что-то принадлежит

ему, а что-то — другому. Он равно видит все живые существа и,

таким образом, остаётся умиротворённым.

24

Шримад Бхагаватам 11.11.33 Господь сказал)

Мои преданные могут понимать, а могут и не понимать Мою трансцендентную

природу, но если они поклоняются Мне с беспримесной преданностью, то Я

считаю их первоклассными преданными.

25-26

(Хави сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.2.46-47)

Вайшнав мадхйама-адхикари – это тот, кто любит Верховного Господа, дружит

с Его преданными, проявляет сострадание к невежественным людям и

избегает тех, кто отворачивается от Верховного Господа. Каништха-

адхикари Вайшнав – это тот, кто поклоняется Божеству Господа Хари в

храме, но не знает как правильно общаться с другими преданными или

людьми.

27

(Для материалистичного человека непривязанность к материальному

наслаждению может стать причиной преданного служения)

(нава-йогендра Хави сказал этот стих, который мы находим в Шримад-

Бхагаватам 11.2.48)

Если вместо того, чтобы накапливать богатство с помощью своих чувств,

человек осознаёт, что этот материальный мир – иллюзорная энергия

Господа Вишну и, таким образом, не ощущает ни счастья, ни несчастья,

соприкасаясь с объектами чувств, то такая личность считается вайшнавом уттама-

адхикари.

28

(Если человек не гордится, несмотря на высокое рождение и высокое

образование, то это может стать причиной преданного служения)

(Хави сказал этот стих в Шримад Бхагаватам 11.2.51)

Любой, кто не гордится своим материальным телом, состоящим из пяти

материальных элементов, своим рождением или положением в системе

варнашрама-дхармы, очень дорог Господу Хари.

29

Качества, такие как избегание какого-либо почёта от других и стабильное

отречение от объектов чувственного удовлетворения, особенно помогают,

когда они поддерживаются преданным служением Верховному Господу. В

связи с этим, эти два качества считаются выше, чем другие ранее

упомянутые.

30

(среди последователей Шивы те, кто не проводит различия между Кришной и

Шивой, считаются Вайшнавами)

(Брихан-нарадия пурана)

Те, кто считает Сверхдушу, Господа Вишну и повелителя материальной

энергии, Шиву, неотличными, считаются превосходными Вайшнавами.

31

Хотя существует бесчисленное количество признаков преданных, Я здесь

опишу главные признаки тех, кто правильно занимается преданным

служением Верховному Господу.

32-33

(привязанность к Шримад Бхагаватам)

(Сканда-пурана)

Те, кто поклоняется Шримад Бхагаватам, как своей жизни и душе, считаются

бхагаватами, или выдающимися преданными. Верховный Господь

прославляет тех, кто считает Шримад Бхагаватам более дорогим, чем свою

жизнь, как маха-бхагават.

34-35

(всегда готовы оказывать почтение Вайшнавам)

(Линга-пурана)

Тот, кто предлагает свои поклоны преданным Господа Вишну с преданностью и

улыбкой на лице, так же, как и тот, кто предлагает поклоны Господу Васудеве,

считается Ваишнавом. Такой преданный способен очистить три мира. Тот,

кто даже когда преданный Господа отчитывает его, предлагает ему поклоны

и вежливо с ним разговаривает, считается Вайшнавом.

36

Тот человек может считаться преданным Верховного Господа, который снабжает

других преданных в соответствии со своими возможностями, хорошим

зерном, одеждой и другими необходимыми в жизни вещами.

37

(Гаруда-пурана)

Человек, который полностью сконцентрировал свой ум на преданном служении

Господу Вишну и предался лотосным стопам Вайшнавов, считается чистым

преданным.

38-39

(сосредоточен на служении туласи)

(Из беседы между Верховным Господом и Маркандеей из Брхан-нарадия

пураны)

Те, кто предлагает поклоны туласи как только видит её и кто украшает свои

уши украшениями, сделанными из дерева туласи, несомненно, считаются

Вайшнавами. Те, кто чувствуют удовлетворение, вдыхая ароматный запах

туласи и те, кто украшает свои лбы тилакой, сделанной из земли туласи, —

также считаются Вайшнавами.

40

(Привязанность к слушанию о Верховном Господе)

(Из беседы между Верховным Господом и Маркандеей, которую мы находим в

Брихан-нарадия пуране)

Те, кто развивает особую привязанность к слушанию обо Мне и кто также

привязан к прославлению Меня, также как и те, кто почтителен к таким

преданным, считаются Вайшнавами.

41

(Из беседы между Верховным Господом и Арджуной из Сканда-пураны)

  Тот, кто постоянно говорит обо Мне, слушает обо Мне и испытывает наслаждение, беседуя обо Мне, считается первоклассным Вайшнавом.

42

Шримад Бхагаватам 3.25.23 говорится)

Святые преданные не страдают от тройственных страданий материального

существования, поскольку их умы полностью поглощены слушанием и

повторением Моей славы.

43

(Привязанность к воспеванию святого имени Господа)

(Брихан-нарадия пурана)

Те, чьи умы сосредоточены на Мне, кто живёт в обществе Моих преданных, кому нравится слушать и воспевать Мои трансцендентные имена,

форму, качества и деяния, считаются чистыми преданными.

44

Те, кто получает большое удовлетворение в слушании святых имён Господа,

проявляя признаки экстаза, такие как стоящие дыбом волосы, считаются

возвышенными Вайшнавами.

45

(Также в той же книге говорится)

Те, кто очень счастлив видеть духовный прогресс других и кто наслаждается

воспеванием святых имён Господа Хари, считаются выдающимися

преданными.

46

(привязанность к памятованию о Господе)

(Когда человек не слишком привязан и не слишком отречён, оставаясь

устойчивым в преданном служении, то он становится стабилен в

памятовании о Господе)

(Из беседы между Ямараджей со своими посланниками из Вишну-пураны)

Нужно понять, что тот, чей ум очистился в результате медитации на лотосные

стопы Господа, и кто таким обазом никогда не отклоняется от преданного

служения, считается преданным Господа Вишну.

47

Того, чьё сердце остаётся неосквернённым влиянием Кали, поскольку он

держит в нем Господа, нужно считать очень дорогим преданным

Господа Хари.

48

Возвышенные личности, у которых нет привязанностей (даже если они видят

золото, лежащее в уединённом месте), поскольку их ум полностью без отклонений поглощён

мыслями о лотосных стопах Верховного Господа, известны

как преданные Господа Вишну.

49

Какова позиция завистливых людей и положение Господа Вишну, который чист

как кристалл? Другими словами, осквернение, такое как зависть, невозможно найти в уме человека, погружённого в Сознание Кришны, подобно тому, как

как жара не может держаться в полнолуние.

50

Господь Васудева постоянно живёт в сердце преданного, который независтлив,

умиротворён, чист в разговорах с другими, благожелатель всех живых

существ, дорог всем, свободен от гордости и ложного эго и говорит приятно

для слуха.

51

Так же как дерево шала даёт превосходный экстракт из своей мягкой коры,

Господь Вишну, старейший из всех, делает преданного наиболее

привлекательным и прославленным, пребывая в его сердце.

52-54

(Памятование о Верховном Господе легко совершается тем, кто отречён)

Шримад Бхагаватам 11.2.49, 53-54, нава-йогендра, Хави, говорит)

Из-за постоянного памятования Господа Хари, когда человек не сбит с толку

деятельностью в этом материальном мире, такой как рождение, смерть,

голод, страх, жажда знания и удовлетворение чувств, – он может считаться

возвышенным преданным.

Первоклассный Вайшнав – это тот, кто не отклоняется, даже на мгновение, от

лотосных стоп Верховного Господа, к которому обращаются такие

полубоги, как Индра, даже если он становится обладателем всего богатства

трёх миров. В действительности, такой преданный принимает лотосные

стопы Верховного Господа как самую суть своего существования.

Как жара спадает при появлении в небе полной Луны, так и тройственные

страдания материального существования смягчаются под освежающими

лучами, исходящими от ногтей на стопах Верховного Господа,

Тривикрамы.

55

(склонность к поклонению Верховному Господу)

(Сканда-пурана)

Те, кто всегда заняты в очищающей деятельности преданного служения

Господу Хари, Господину жертвоприношений, должны приниматься как

чистые преданные.

56-57

(Линга-пурана)

О лучший из людей, тот, кто живёт в святом месте, связанном с играми Господа,

кто прославляет фестивали, отмечающие дни явления Господа и другие

подобные святые дни, и кто регулярно поклоняется Божеству с любовью и

преданностью, считается чистым преданным. В действительности, любой,

кто занят в преданном служении Господу Нарайане телом, умом и речью,

должен приниматься как возвышенный преданный.

58

(постоянно сосредоточенный на принципах Вайшнавизма)

(Падма-пурана, Уттара-кханда)

Брахмана, совершающий пять видов очистительных процессов, занятый в 9-ти

видах преданного служения, знающий истинное значение пяти видов

знания, считается чистым преданным.

59

(преданный без отклонений)

(Гаруда-пурана)

Тот, кто полностью предался Господу Вишну и чей ум всегда наполнены

мыслями о Нём, считается беспримесным преданным.

60-61

(становление беспримесным преданным через развитие духовного знания)

(Шримад-Бхагаватам 11.11.33 и 11.2.50, сказано Верховным Господом)

Мои преданные могут понимать Мою трансцендентную природу, а могут и не

понимать, но если они поклоняются Мне с беспримесной любовью, то Я

считаю их первоклассными преданными.

Тот, кто в действительности принимает прибежище Господа Васудевы,

отказывается от желаний плодов деятельности, которые основаны на

материальном вожделении. В действительности, мысли о наслаждении

сексом, социальном престиже и богатстве не могут развиваться в его уме.

Поэтому он считается первоклассным преданным Господа.

62

(существует четыре вида чистых преданных. Первый класс характеризуется

уменьшением желания следовать принципам мирской религии)

(в ответ на вопрос Уддхавы, Верховный Господь сказал этот стих в Шримад-

Бхагаватам 11.11.32)

О Уддхава, тот, кто поклоняется Мне, отказавшись от предписанных

обязанностей, которые описаны Мной в Ведах, зная их недостатки и

достоинства, считается первоклассным преданным.

63

(Бхагавад-гита 18.66)

О Арджуна, оставь все виды религиозной деятельности и предписанных

обязанностей и просто предайся Мне. Я освобожу тебя от всех грехов. Не

бойся ничего.

64

(Во второй песни Шримад Бхагаватам находим этот стих)

Когда Верховный Господь становится объектом медитации человека, получившего

милость Господа, то такой человек отказывается от всех привязанностей к следованию

правилам и предписаниям, описанным в Ведической литературе. Поскольку

Веды не дают прямо информации о сыне Нанды, то требуется Его милость,

чтобы понять Его.

65

(преданные не зависят от внешних формальностей)

(Из истории Аулы в беседе между Верховным Господом и Уддхавой в Шримад-

Бхагаватам 11.26.27)

Умиротворенные, обладающие равным видением, равнодушные к

материальному положению, полностью погруженные в мысли обо Мне,

свободные от ложного чувства собственности, от ложного эго и

двойственности материального существования и не зависящие от других личности считаются первоклассными преданными.

66

(поэтому в беседе между Капилой и Девахути в Шримад Бхагаватам 3.25.24

говорится)

Моя дорогая мать, святые преданные – это те, кто свободен от всех видов

материальных привязанностей. Ты должна искать общения с такими

святыми преданными, поскольку они противодействуют дурному эффекту

влияния мирского общения.

67-68

(Их умы остаются устойчивыми даже в неблагоприятной ситуации)

(Сканда-пурана)

Тот, чей ум не отклоняется от лотосных стоп Господа Кешавы, даже в очень трудной ситуации и кто никогда не прекращает преданное

служение, считается первоклассным преданным. Возвышенный преданный

– это тот, кто постоянно совершает беспримесное преданное служение

Господу Хари даже перед лицом трудностей. В действительности, его ум и

разум никогда ни склоняются к чему-то, кроме служения Господу Хари.

69

(они погружены в любовь к Богу)

(наставляя Своих сыновей, Господь Ришабхадева сказал этот стих в Шримад-

Бхагаватам 5.5.3)

Те, кто заинтересован в обретении полного Сознания Кришны, развивая свою

любовь к Богу, не интересуются ничем, что не связано с Господом. Они

отказываются от общения с людьми, которые просто поглощены в телесной

концепцией жизни. Они не привязаны к своим жёнам, детям, друзьям и

собственности, хотя могут быть домохозяевами. В

действительности, они пытаются заработать лишь немного денег, чтобы

просто поддержать своё существование.

70

В соответствии со степенью любви к Богу, существует три класса преданных:

уттама, мадхйама и каништха адхикари.

71

(Уттама-адхикари)

(Хави сказал этот стих, который мы находим в Шримад Бхагаватам 11.2.45)

О царь, тот, кто видит Верховного Господа во всех живых существах и видит

все живые существа находящимися в Верховном Господе, — уттама

бхагавата.

72

Тот, кто осознал присутствие своего поклоняемого Господа во всех живых

существах и видит все живые существа находящимися в Верховном

Господе, считается преданным, стоящим на высшей платформе.

73

(В беседе между Капилой и Девахути из Шримад Бхагаватам 3.25.22)

Такой преданный обладает решимостью заниматься преданным служением

Господу без отклонений. Чтобы достичь Господа, он отрекается от своих

семейных отношений и дружбы.

74

(Хави сказал этот стих, который мы находим в Шримад Бхагаватам 11.2.55)

Верховный Господь настолько милостив к обусловленным душам, что если они

зовут Его, воспевая Его святое имя, даже неосознанно, то Он разрушает

бесчисленные греховные реакции в их сердцах. Что говорить о преданных,

которые принимают прибежище у лотосных стоп Господа и повторяют Его

святые имена с преданностью? Преданный, который так поймал Господа в

своём сердце, известен как бхагавата-прадхана, наиболее продвинутый

преданный.

75

(мадхйама-адхикари)

(Хави сказал этот стих из Шримад Бхагаватам 11.2.46)

Тот, кто любит Верховного Господа, дружит с Его преданными, проявляет

милость к тем, кто в невежестве, и избегает завистников Верховного

Господа, известен как Вайшнава мадхйама-адхикари.

76

(каништха-адхикари)

Преданный, который поклоняется Божеству в храме, но не знает, как строить

отношения с преданными и другими людьми, — Вайшнав

каништха-адхикари.

77

Когда преданный поклоняется Господу с верой, он проявляет главный признак

того, кто стремится достичь любви к Богу. Другие качества развиваются

естественно и постепенно.

78-79

Среди вышеупомянутых признаков маха-бхагават и преданных в целом,

некоторые являются первичные, а некоторые — вторичными.

80

Число людей, обладающих этими качествами, очень невелико, так же как

бесценные драгоценные камни очень редки.

81

(Мокша-дхарма Нарадия Пураны)

Тот, на кого Верховный Господь, Мадхусудана, бросит Свой милостивый

взгляд, находится в гуне благости. Такой человек развивает твёрдую

решимость достичь преданного служения.

82

Таким образом главная слава Вайшнавов была вкратце описана. Сейчас будут

обсуждаться некоторые дополнительные характеристики.

83

(Слава преданных Верховного Господа)

(царь полубогов сказал этот стих из Гаруда-пураны, касающийся славы преданных Господа)

Если человек становится преданным Верховного Господа в век Кали, то он

становится способен зачать сына, который принесёт огромное

удовлетворение своим предкам.

84

Цель жизни в этот век Кали – стать преданным Верховного Господа.

Брихаспати сказал мне, что положение бхакты (преданного Верховного

Господа) выше, чем положение Рудры.

85

О мудрец, нет сомнения, что те, кто постоянно повторяет святое имя Господа

Хари, во всех отношениях равны полубогам.

86

(Мудрец Маркандея сказал)

Даже очень греховный человек, который убил брахмана, может достичь

высшего назначения жизни, если он окружён Вайшнавами в момент смерти.

87

(В беседе между Вамадевой и Рукмангадой из Нарадия-пураны)

О знаменитый царь, если собакоед становится Вайшнавом, то он выше

брахмана непреданного. Тем не менее, если человек в отречённом укладе

жизни сторонится преданного служения Господу Хари, то его можно

считать ниже собакоеда.

88

(Брахма молится в Рева-кханде Сканда-пураны)

О Господь Кешава, если Ты доволен кем-то, то будь это даже собакоед, он становится на уровень

Индры, Шивы, Брахмы или даже Верховного Господа.

89-93

О Господь Ачьюта, Если Ты кем-то недоволен, даже если это полубоги, такие как

Брахма и Шива, то они падают до положения собакоеда.

О Господь Ачьюта, Твои преданные, несомненно, принимают важность

религиозных принципов. Тот, кто не занят в преданном служении Тебе,

несомненно, станет осквернён всеми видами греховной деятельности. Это

заключение писаний.

О Ачьюта! О Хари! Даже греховная деятельность, совершаемая Твоими

преданными, считается благочестивой, тогда как благочестивая

деятельность,  совершаемая непреданными, считается греховной.

О Верховная Личность Господа! О Джанардана! Те, кто избегает преданного

служения Тебе, живут в аду. С другой стороны, тот, кто обладает

преданностью Твоим лотосным стопам, становится чистым, даже если он

убил брахмана. Беспримесное преданное служение Тебе прославляется

даже выше, чем освобождение. Нет сомнения, что Твои преданные уже

действуют на освобождённом уровне.

94

(В беседе между Дурвасой и Нарадой, записанная в Сканда-пуране)

О великий мудрец, в соответствии с приказом Господа Хари, всегда

находящегося в наших сердцах, преданные, искусные в освобождении

падших обусловленных душ, путешествуют по этому материальному миру.

95

О Нарада, просто чтобы оказать им защиту, Верховный Господь, Джанардана,

проявляется в этом мире как преданный и из сострадания проповедует

обусловленным душам.

96-97

(В беседе между Брахмой и Нарадой, записанной в Сканда-пуране)

Те, кто проявляет сильную преданность лотосным стопам Верховного Господа,

кто естественно склонен поклоняться Господу Хари и кто умеет

контролировать свои чувства, могут достичь высшей обители Господа

Вишну, вместо того, чтобы поддерживать обычную жизнь домохозяина.

Человек, совершивший миллион жертвоприношений коня, не может обрести

благо, которое получает преданный Господа Хари.

98-99

(В беседе между Ямараджей и его посланниками в Амрта-сароддхаро)

Повсюду, будь то в раю, на земле или в аду, Вайшнавам поклоняются полубоги,

люди и демоны. Нет сомнений, что даже сотни и миллионы греховных реакций того, кто просто памятует о лотосных стопах возвышенного Вайшнава,

уничтожаются.

100-101

Как я могу описать славу чаранамрты тех преданных, пыль со стоп которых так же

священна, как вода Ямуны, Ганги и Нармады, как вода, в форме

прославления Господа Хари, исходящая из их уст, в которой каждый может

омыться, не путешествуя в бесчисленные святые места паломничества.