Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 10]

Точно так же, чтобы понять, до какой степени оскверняет Кали-юга, нужно из неё выехать на минуточку, затем снова въехать и тогда увидеть, до какой степени она оскверняет. Мы родились в очень странных условиях, мы живём очень странными ценностями, мы видим, как это осквернение проникает даже в духовные организации, как оно пронизывает собой всё, как постепенно разъедаются, корродируют ценности. И, соответственно, сомнения появляются, мы можем увидеть, как они волей неволей возникают у человека. Если более точно отвечать на этот вопрос, то я бы сказал так, что уттама-адхикари бывают разного уровня. Есть ка-ништха-уттама, мадхьяма-уттама и уттама-уттама. Бхактивинода Тхакур говорит, что человек может считаться уттама-адхикари уже на уровне ручи. Если он обрел всепоглощающий вкус к преданному служению, это уже уттама-адхикари. После ручи есть асакти, после асакти есть бхава, после бхавы есть према. Я полагаю, что человек, достигший стадии премы, не относится к сфере действия этого утверждения Нарахари Са-ракара. Но, если он не достиг уровня премы, если он находится на уровне ручи уттама-адхикари, то у него могут возникнуть какие-то сомнения из-за оскверняющего влияния Кали-юги.

Вопрос: Если человек достиг уже того состояния, что может постоянно общаться с Богом, может ли он деградировать обратно?

Ответ: Если человек достиг того состояния, когда он постоянно общается с Богом, может ли он обратно деградировать? Как правило, этого не происходит. Однако говорится, что человек, достигший уровня бхавы, может пасть, если он оскорбит преданных. Оскорбление преданных, вайшнава-апарадха - это очень серьёзная вещь. Есть знаменитая история из жизни Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Он проповедовал во Вриндаване, а в Маяпуре жил другой преданный, великий преданный, который достиг уровня бхавы. Он однажды читал «Шримад-Бхагаватам». Люди тысячами собирались, чтобы послушать, как он читает «Шримад-Бхагаватам», - при этом слёзы у него текли из глаз, волосы стояли дыбом и все признаки экстаза были у него проявлены, и все люди тоже были в экстазе, они тоже плакали, видя, как он читает «Шримад-Бхагаватам». И туда же пришла другая великая преданная Вишнуприя Тхакурани, которая постоянно повторяла святые имена, она слушала «Шримад-Бхагаватам», а язык у неё повторял святое имя: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Когда этот преданный, который читал «Шримад-Бхагаватам», увидел, что какая-та женщина сидит перед ним и повторяет святое имя вместо того, чтобы слушать его лекцию, он страшно разгневался и стал кричать на неё: «Как ты смеешь?!» Она сказала: «Прости меня, господин, я просто не могу прекратить повторять святое имя». А он из-за того, что совершил это оскорбление, пал, деградировал полностью. Он погиб очень скоро страшной смертью, и превратился в брахма-ракшаса. Жил где-то на дереве и пугал преданных, которые по ночам проходили мимо этого дерева. Бросался на них и пугал. Так что - может быть. Обычно этого не происходит, но в принципе такие случаи бывали в истории.

Вопрос: Правда ли, что представители многих сампрадай в Индии считают, что для того, чтобы стать санньяси и настоящим преданным, нужно родиться обязательно в семье брахмана?

Ответ: Правда. И Шрила Прабхупада, и преданные ИСККОН с этим сталкивались. Однажды в Индии какие-то индийцы-брахманы подошли к преданным ИСККОН и сказали: «Молодцы вы, ребята, хорошо всё делаете здесь во Вриндаване. Нам очень понравилось. В следующей жизни вы родитесь в семьях брахманов и тогда сможете достичь освобождения». Преданные страшно испугались, что им придётся в семьях брахманов рождаться в следующей жизни. Они побежали к Шриле Прабхупаде и пожаловались ему: «Шрила Прабхупада, нам вот сказали, что для того, чтобы действительно стать преданными, нам нужно умереть, родиться в Индии, стать брахманами и только после этого мы сможем чего-то достичь». Шрила Прабхупада засмеялся и сказал: «Если в следующий раз они к вам придут, вы им скажите на это, что это они должны будут умереть и родиться в ИСККОН, чтобы достичь освобождения».

Передача знания от учителя к ученику через века в индивидуальном порядке. Мы вчера начали основную тему. Мы, как уже говорили в долгом введении к вчерашней лекции и к этому семинару в целом, будем пытаться определить и понять, каким образом трансцендентное знание передаётся от учителя к ученику через века в индивидуальном порядке. И что такое трансцендентное знание и в чём суть и природа трансцендентного знания.

И мы вчера дали самое общее определение самбандха-гьяны. Это получение знания в сердце живого существа, и по мере развития этого знания в сердце живого существа это знание трансформируется, превращается в его стхаи-бхаву, в его вечные отношения с Богом. Это очень и очень сложный момент, который достаточно трудно понять. Ещё раз: вот представление о том, каким образом Бог, творение -материальная природа - и джива связаны между собой (см. рис. 1). В конце концов, вот это знание, или эти вот две стороны треугольника, должно превратиться в третью сторону треугольника. Это то, что происходит в процессе духовного преобразования человека, когда он идёт по духовному пути.

Далее: