Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 24]

А вот эта третья вещь приводит к тому, что человек хочет прямо сейчас наслаждаться духовными наслаждениями. Сидд-ха означает, что я хочу наслаждаться духовными наслаждениями прямо сейчас, не откладывая это на потом. Что такое сиддха в йоге? Это означает, что человек хочет очень тонких материальных наслаждений, которые он получает взамен за свою практику, за

свою аскезу. Так он получает различные сиддхи. Это на уровне йоги. На уровне нашей с вами практики - чего хочет такой человек? Он хочет наслаждаться Кришной. Он хочет оказаться в танце раса. Он хочет подпрыгнуть туда, в эту сферу. И какие секты, какие отклонения возникают при этом? - Сахаджии. - Да. Сахаджийские секты возникают от этого осквернения. Если мы возьмём сахаджийские секты, то увидим, что в них всегда есть культ гуру. Это всегда основано на культе гуру. Отвергаются Священные писания, отвергаются садху, но говорится, что мой гуру меня спасёт. Мой гуру вытащит за шикху туда, мой гуру - это мой индивидуальный спаситель, от своего гуру я получу всё, что мне нужно.

Таким образом, мы видим, как эти три формы осквернения приводят к трём формам отклонений. И эти три формы материальных желаний: грубые материальные желания материальных наслаждений; более тонкое умственное желание материальных наслаждений и ещё более тонкое материальное желание духовных наслаждений - когда

я хочу духовных наслаждений, но я хочу их здесь и сейчас, - суть и, собственно, смысл всех этих отклонений. Сахаджия значит - только гуру, и человек хочет прыгнуть выше головы, скорее получить плоды. Не достигнув должного атхикара, должной квалификации, человек хочет наслаждаться духовным. Таким образом, возникает сахаджия.

Когда я думал над всем этим, мне вспомнилась замечательная притча из «Нового Завета» о том, как Иисус Христос шёл по духовному пути. Мы знаем, что Иисус Христос удалился однажды в пустыню и долго там постился. После того, как он достиг совершенства в своём посте, к нему пришёл сатана и стал его искушать. И как он его искушал? Чем он его искушал? Каково было первое искушение? Он сказал: «Посмотри, сколько камней, а ты долго не ел. Почему бы тебе ни сказать, чтобы эти камни превратились в хлеб? И ты будешь им наслаждаться». И что на это ответил Иисус Христос? -«Не хлебом единым жив человек». Что это за осквернение? Карма. Это соблазн, который всех нас подстерегает на духовном пути, когда человеку говорят: «Ты идёшь духовным путём, ты достиг чего-то на этом духовном пути. Почему бы тебе ни превратить свои достижения в материальный успех? Почему бы тебе ни превратить эти камни в хлеб? Почему бы тебе ни наслаждаться всем тем, что ты заработал? Ты столько повторял мантру, ты столько мангала-арати посетил, почему бы тебе ни обменять это на что-то ощутимое, что можно потрогать, можно съесть?» Это анитйа-вайбхава - стремление к преходящему успеху. Или соблазн, который исходит из нашего сердца. У нас в сердце есть осквернение кармой. И этот соблазн подсовывает нам это осквернение. Сатана, по сути дела, олицетворяет наше осквернённое сердце. Он подсовывает этот первый соблазн и говорит: «Почему бы тебе ни превратить твои духовные достижения в материальные достижения?» И теперь вы знаете, что нужно отвечать ему на этот соблазн - не хлебом единым жив человек. Хлеб мы съедим. Во что он превратится, это понятно. Но мы не получим высшего результата при этом. Мы останемся с тем, с чем мы были. Таким образом, мы обманем сами себя.

Каким было следующее искушение Иисуса Христа? Сатана поднял Иисуса Христа на шпиль великого Иерусалимского храма и показал огромные владения, которые простирались перед ними. И дьявол ему сказал: «Хочешь, всё это будет твоим? Поклонись мне, и все это будет твоим». И что на это ответил Иисус Христос? Он сказал: «Я не буду поклоняться никому, кроме Бога. Даже в обмен на все эти владения». Что это значит? Первое - это соблазн материальным успехом. Второе -это соблазн властью, когда Христа пытались соблазнить огромной властью. Каким образом человек обретает власть? Откуда у человека берётся власть? От знаний. Почему люди изучают науку? Потому что они хотят при этом обрести власть. И люди, которые идут путём гьяны, чего, в конце концов, хотят? Они хотят стать Богом, чтобы наслаждаться этой безграничной властью. Этот второй соблазн идёт от гьяны.

И, наконец, какое было третье искушение Христа? Сатана сказал ему: «Что бы тебе ни прыгнуть вниз? Если Бог есть, Он тебя спасёт. Он пошлёт Своих ангелов, они тебя поймают и ничего с тобой не сделается. Почему бы тебе ни прыгнуть туда?» И что на это ответил ему Иисус Христос? - «Не искушай Господа своего». Что это за третий соблазн, которые поджидает нас на духовном пути? Это, по сути, тот же соблазн йоги или сиддхи. Йог идёт духовным путём и в какой-то момент его соблазняют сиддхами, какими-то чудесами, какими-то мистическими силами. Сатана говорит ему: «Ты спрыгни, и чудо случится с тобой. Почему бы тебе ни разменять Бога на чудо? Почему бы тебе сразу сейчас не насладиться Богом? Почему бы тебе сейчас не водить хоровод с Богом?» Всё это явления одного и того же порядка, когда человек пытается оказаться в раса-лиле вместе с Кришной, когда человек соблазняется на какие-то мистические силы в обмен на свою духовную практику. Когда Иисусу Христу предлагали спрыгнуть, чтобы его подняли, Он сказал: «Я не хочу этого».

Далее: