Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 48]

Очень простой стих, но чтобы понять его до конца, чтобы понять, что испытывает при этом Шримати Радхарани, нужно быть Господом Чайтаньей. Нужно быть Господом Чайтаньей, чтобы понять, что такое бхакти. С нашим оскверненным сердцем мы сколько угодно можем изображать из себя, пытаться попасть туда, где нам еще не место, пытаться взлететь в какие-то высокие сферы. Но мы можем увидеть, в чем разница между нами и ними. Они читают этот стих, и слезы ручьями начинают литься у них из глаз. Они сразу же оказываются там, где пять тысяч лет тому назад Кришна покинул Матхуру. Когда Чайтанья Махапрабху услышал этот стих, Он не мог произнести его до конца. Он произносил первые строчки и горло Его сжималось от волнения, и из Него вырывалось только это: «Аидино дхайа...» Это то, что испытывал Он, когда услышал этот стих. Это то, что испытывал Мадхавендра Пури. Это то, в чем заключается слава нашей традиции. Это тот высший идеал нашей традиции, который никто не вправе снижать. Это тот идеал, которого мы можем достичь и которого мы сможем достичь, если захотим, но которого мы сможем достичь только тогда, когда наше сердце полностью очистится. Когда в процессе практики преданного служения, в процессе проповеди, в процессе всего того, что нам дал Шрила Прабхупада, наше сердце полностью очистится, тогда мы сможем понять смысл этого стиха. До тех пор мы никогда не сможем этого понять. И мы не вправе снижать этот идеал. Это мадхурья-раса, которую принес Чайтанья Махапрабху, о котором мы будем говорить позже.

Завтра мы будем говорить о соотношении этих двух путей: рага-марга и вайдхи-марга, о том, каким образом все это реализуется; и послезавтра мы будем говорить об истории, о том, каким образом наша сампрадая развивалась после прихода Чайтаньи Махапрабху.

Что принес в нашу сампрадаю Мадхавендра Пури.

Мы остановились вчера на том, что принес в нашу сампрадаю Мадхавендра Пури. И он принес это не только в нашу сампрадаю. В сущности, то, что принес Мадхавендра Пури, - свободную, ничем не ограниченную, спонтанную любовь к Кришне, - это то, чего практически не существовало в этом мире. Если мы возьмем любую религию, любую традиционную религию, то увидим, что максимум, предел, о котором говорится в этой религии, предел мечтаний, самое высшее достижение, которого можно достичь, следуя этим путем, и о котором говорится в Священных писаниях, - это преклонение перед Богом, или та любовь к Богу, которая проявляется в виде шанта-расы, в виде благоговейного почтения на определенном расстоянии, на определенной дистанции; или, как говорится в обычных религиях, - страх перед Богом. Это высшее достижение любой религиозной системы, по крайней мере, как оно описано в теологии. Но на самом деле это только самое начало, или даже не начало, а нулевая отметка, с которой начинается истинная бхакти. Как по-вашему, почему познание Бога - это очень невысокая ступень? Когда-нибудь вы задавались таким вопросом: религия -это способ постичь Бога. Религия - это способ понять Бога. Но, тем не менее, обычные религии, в основном, доходят до этого уровня преклонения перед Богом и останавливаются на нем. Путь бхакти утверждает, что это даже не начало познания Бога, что это всего лишь нулевая отметка, с которой начинается истинное познание Бога, что познание Бога только начинается с этой ступени, тогда как в обычных путях, которые должны привести человека к пониманию Бога, это самый высший уровень. Почему наша теология, наша философия утверждает это? - Все, что связано

со страхом, имеет оттенок материального и принадлежит материальному миру. Но мы можем даже на своём обычном материальном опыте понять, что значит постичь другого человека, что значит познать другого человека. Как только мы начинаем понимать его, как только мы начинаем понимать объект познания, что сразу же возникает в этот момент? - Обмен. Возникают взаимоотношения, возникают взаимодействия между объектом познания и субъектом познания. И человек, который отправляется на поиски Бога, как только он начинает познавать Его, как только маленькая искорка, проблеск истинного знания, истинного понимания Бога пробуждается в его сердце, эта искорка означает, что тотчас должен начаться обмен, отношения. И эти отношения могут развиваться дальше в дасья-расе, сакхья-расе, в ватсалья-расе и, наконец, в мадхурья-расе. И Мадхавендра Пури принёс самую высшую расу - мадхурья-расу, и говорится, что все эти отношения с Богом находятся на одном трансцендентном уровне, они все одинаково высоки и нельзя делать между ними различия; что это реальные живые отношения с Богом. Однако, тем не менее, в этой трансцендентной сфере есть своя иерархия. И в этой иерархии говорится, что мад-хурья-раса является самой высшей. Почему мадхурья-раса является самой высшей? В сакхья-расе можно на Боге верхом ездить. Что может быть выше этого? Мадхурья включает себя всё. Говорится, что слуга может только служить. Друг может служить своему другу и он может дружить с другом. Слуга не может дружить со своим господином, он может только служить. Но друг может и служить другу, и дружить с другом. Мать может служить своему сыну, она может дружить со своим сыном и она может любить его так, как не может любить его друг. Но жена может делать всё.

Далее: