Вы здесь:  

Главная страница

История вайшнавских сампрадай

[стр. 71]

Когда он повторяет мантру, он тоже может думать об этих играх Кришны, хотя Шрила Прабху-пада говорил, что главное - имя, главное - сосредоточенность на имени. И как говорил Гаура Кишора дас Бабаджи, в звуках имени, в слогах Харе Кришна мантры вы увидите свою сварупу. И Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура просили его ученики: «Дайте нам нашу сиддха-деху, дайте нам сиддха-пранали, дайте нам сиддха-пранали мантру». На самом деле, этот метод, подробную методику описал Гьяначан Госвами, ученик Гопал Гуру Госвами, который являлся учеником Пакрешвари Пандита - спутника и современника Чайтанья Махапрабху. И они написали «Патхати». «Патхати» это буквально -методичка. Там подробнейшим образом описан метод сиддха-пранали и вот эта лила-смаранам: какие мантры нужно повторять, как всё это делается. Но мы должны понимать, что мы сейчас не квалифицированы для того, чтобы всё это делать, и

более того, Бхактивинода Тхакур говорил очень интересную вещь. В «Бхаджана-рахаси» Бхактивинода Тхакур пишет: «Разум того, кто думает о своей сиддха-дехе, не обретя должной квалификации, разум такого человека затуманивается». Иначе говоря, человек может сойти с ума, человек может лишиться разума. Если человек раньше времени начнет размышлять о своей сиддха-дехе, мечтать или парить в каких-то облаках, и думать, кто я такой в духовном мире, то разум такого человека затуманивается, и он может полностью лишиться этого разума, он может даже сойти с ума.

Рассказывают такую историю, как однажды со Шрилой Прабхупадой сидели несколько учеников, и они беседовали. Ученики задавали вопросы какие-то, и один из санньяси спросил: «Шрила Прабхупада, а вот сиддха-деха...» И когда он произнес это сиддха-деха, Шрила Прабхупада покраснел и стал кричать: «Какое у тебя есть право говорить о сиддха-дехе? Кто ты такой, чтобы говорить о своей сиддха-дехе?» Это очень опасная вещь, если мы раньше времени начинаем думать о чем-то, к чему мы не допущены, - это не безобидная вещь. Разум такого человека может затуманиться, он может полностью сойти с пути преданного служения или уйти в какую-то сахаджию. Но мы можем вносить определенные элементы рагануги в нашу практику и должны вносить. Когда мы говорим о Кришне, когда мы рассказываем о Кришне, когда мы рассказываем о лилах Кришны - это те самые элементы, которые питают рагу, спонтанную привязанность. Когда мы рассказываем лилы Кришны и не можем остановиться, когда мы читаем книгу «Источник вечного наслаждения», или книгу Шиварама Свами - он написал потрясающую книгу «Вену-гита» (это одна из самых удивительных книг, которую я когда- либо читал.

Сейчас ВВТ начинает печатать книгу Шиварама Махараджа под своим грифом. Они очень разборчиво давали этот гриф, но сейчас они хотят эту книгу печатать), - это все элементы рагануга-бхаджана. Мы можем это делать, но не нужно торопиться с этим, не нужно слишком спешить с этим. И главное - это киртан. Главное в нашей практике - это киртан, когда мы собираемся вместе и поем Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Нужно понимать, что лила Кришны полностью присутствует в звуках святого имени, что святое имя полностью самодостаточно, и что это самый безопасный путь достижения совершенства. Не нужно торопиться прыгнуть раньше головы, нужно со всем энтузиазмом участвовать в киртане, нужно пользоваться любой возможностью, чтобы участвовать в киртане, чтобы повторять святые имена, и тогда мы достигнем совершенства, в этом нет никакого сомнения. И можно увидеть примеры других сампрадай, например, сампрадай, которые проповедуют раганугу. Там ничего не говорится о пранали. Сидд-ха-пранали ни разу не упоминается в писаниях шести Госвами Вриндавана, этого нет у Нимбарки, который славен своей рагой, своей спонтанной привязанностью.

Но теперь я хотел немного рассказать об истории Гаудийа-матха. Мы можем видеть иногда, что даже на таком ровном и надежном пути, основанном на киртане, который замыслили и предложили, и прошли такие великие ачарии прошлого, - даже на нем бывают сбои. Человек идет по этому пути и сходит с этого пути. Таков мир. Мы находимся в материальном мире, мы не должны забывать об этом, нельзя утверждать, что это удел только ИСККОН, что только в ИСККОН происходят падения, какие-то неприятности, еще что-то. Это происходит не в ИСККОН - это происходит в материальном мире. И ни одна духовная организация не избежала этого. Если мы возьмем славный Гаудийа-матх, Гаудийа-матх, который прогремел на всю Индию. Что очень интересно: когда Бхактисиддханта Сарасвати только готовился начать свою миссию, когда он думал, что выйдет из своего заточения, из своего уединения, где он занимался бхаджа-ной Кришне, его охватила очень большая робость и нерешительность. Он думал: «Как я буду сражаться один на один с этим миром, что я буду делать в этом мире, как я смогу проповедовать чистую религию Господа Чайтаньи, которая, в общем-то является уделом избранных?» Религия Господа Чайтаньи - это не такая дешевая вещь. И Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур размышлял над этим, думал, и нерешительность овладела им. И в какой-то момент перед ним утром предстало видение. Он увидел Чайтанью Махапрабху, он увидел Панчататтву, он увидел Их ближайших спутников, он увидел Бхактивиноду Тхакура, который уже к тому времени ушел, он увидел Гаура Кишора даса Бабаджи, своего духовного учителя, и все они вместе пришли к нему.

Далее: