Вы здесь:  

Главная страница

Мадхурья Кадамбини

Вступление

ВСТУПЛЕНИЕ

В этот темный век Кали Верховный Господь Шри Криш­на Чайтанья Махапрабху явился на Землю в облике Золотой Аватары и милостиво затопил весь мир сладчайшим некта­ром божественной любви. Среди особо дорогих Ему предан­ных можно найти имя досточтенного Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, высшую драгоценность среди тех, кто искушен в наслаждении тонкими духовными вкусами. В данной работе он дарит нам несколько капель этой удиви­тельной милости, стекающей со стоп Шримана Махапрабху. Длинная гряда облаков называется на санскрите кадамбини. Однако эти облака полны не воды, а изысканной сладо­сти (мадхурья), которая, проливаясь нектарным дождем на обусловленные души, избавляет их от мучительного жара огня материального существования. Назвав свою книгу «Мадхурья Кадамбини», Шрила Чакравартипада разделил ее на 8 нектарных потоков, восемь глав, которые содержат подробное описание науки бхакти, открывая нам прелесть садхана-бхакти, мадхурьи, Кришна-нама-мадхурьи, бхава-према мадхурьи и Шри-Кришна-мадхурьи.

Сравнивая бхакти с исполняющим желание растением, Шрила Вишванатха Чакраварти описывает последователь­ные стадии его развития, начиная с появления первых двух листков и кончая цветением на стадии бхавы и, наконец, со­зреванием плода премы. На протяжении всего описания он предоставляет читателю множество подтверждающих его слова цитат из священных писаний, в особенности из «Шримад Бхагаватам», который он называет императором всех авторитетных шастр.

В первой главе Шрила Вишванатха Чакраварти описы­вает беспричинную и в высшей степени независимую приро­ду чистой бхакти и утверждает ее превосходство над всеми остальными методами самоосознания, такими как карма, гьяна и йога. Остальные семь глав посвящены подробному описанию стадий развития бхакти, начиная со шраддхи, кончая премой, втой же последовательности, в какой эти стадии перечислены в известном стихе «Бхакти-расамрта-синдху» Шрилы Рупы Госвами:

адау шраддха татах садху-санго тха бхаджана-крийа
тато нартха-ниерттих сйат ништхаручис татах
атхасактис тато бхавас татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах прадурбхаве бхавед крамах

Последовательное развитие бхакти, начиная от шрадд­хи, кончая премой, проходит следующие стадии: вера (шрад­дха), общение с преданными (садху-санга), выполнение пре­данного служения (бхаджана-крийа), избавление от нежела­тельных качеств (анартха-нивритти), постоянство в пре­данном служении (ништха), вкус (ручи), привязанность (асакти), бхава (стадия, предшествующая любви к Богу), и наконец према (чистая любовь к Богу). («Бхакти-расамрта-синдху» 1.4.15-16)

Говоря о сознании Кришны, Его Божественная Милость А.С.Бхактиведанта Свами Прабхупада всегда называл его наукой о Боге. В этой книге Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур представляет читателю научный анализ постепенно­го развития бхакти. Описывая его начальные стадии и более зрелые стадии уничтожения анартх и других препятствий, он дает всем, кто серьезно стремится к успеху в духовной жизни, множество ценных наставлений, которые несомнен­но помогут их духовному развитию.

Третья глава в основном представляет обширную поле­мику на тему анартхи и апарадхи, которые являются глав­ными препятствиями на пути преданного служения. Описы­вая возникновение и уничтожение анартх, автор представ­ляет подробное и весьма полезное объяснение причин раз­личных оскорблений в преданном служении и способы их устранения. Всем нам следует особо внимательно изучить ту часть главы, где описываются вайшнава апарадхи. На про­тяжении третьей главы Шрила Чакравартипада отвечает на все вопросы, которые поколение за поколением возникают в уме тех, кто стремится стать преданными. Следует ли считать нама-апарадхой намеренное или случайное невы­полнение некоторых аспектов преданного служения? Прав­да ли, что апарадхой являются только оскорбления в адрес возвышенных преданных? Почему Джайа и Виджайа пали с Вайкунтхи? Если лишь одно повторение святого имени раз­рушает грехи, то почему со мной не происходит того же, что произошло с Аджамилой и почему, несмотря на могущество святого имени, я не способен освободиться от своих грехов? Почему у меня иногда пропадает вкус к преданному служе­нию? Я избегаю всех оскорблений, но почему, не смотря на это, я не чувствую никаких признаков экстаза? Если Маха­раджа Юдхиштхира и Пандавы достигли лотосных стоп Гос­пода и были полностью свободны от прошлой кармы, то почему они страдали от стольких бед? В книге вы найдете исчерпывающие и вразумительные ответы на эти и многие другие вопросы.

Читая «Мадхурья Кадамбини», начинаешь чувствовать, что эта книга подобна зеркалу, в котором можно увидеть се­бя со стороны. Последние главы, объясняющие тонкую нау­ку расы, посвящены не только преданным, достигшим высот духовной жизни, но также являются вдохновением для начинающих преданных, которые, читая их, могут по­лучить некоторое представление о том, что ожидает их на бо­лее высоких уровнях бхакти. В особенности это касается восьмой главы, содержащей поразительное описание того, как Господь являет Себя преданному, развившему прему. Описав непостижимую природу премы и ее могущество при­влекать Кришну, Шрила Вишванатха Чакраварти объясня­ет, как Господь впервые открывает глазам преданного Свою сладостную красоту, видя которую, преданный не в силах сдержать экстаз. В этот момент все его чувства начинают вы­полнять функцию зрения, желая насладиться красотой Гос­пода и, переполненный восторгом, он падает без чувств. Про­должая описание этой встречи, автор погружает нас во все бо­лее глубокие сферы океана блаженства.

«Мадхурья Кадамбини» — именно та книга, которая мо­жет принести огромное удовлетворение как начинающему бхакте, так и опытному в духовной жизни преданному.

Без сомнения, я не обладаю ни соответствующими качествами, ни духовным пониманием для того, чтобы пред­ставлять эту книгу. Волею судьбы мне удалось найти необы­кновенно сладкие остатки нектара, которым наслаждались лотосные уста Шрилы Вишванатхи Чакраварти. Чувствуя себя недостойным оказать почтение этим остаткам, я просто падаю ниц и предлагаю им свои нижайшие поклоны. Почув­ствовав их божественный вкус, я обрел вдохновение на этот труд. Будучи неспособным принять эти остатки, я раздаю их всем вам. Если, вкусив их, вы испытаете наслаждение, то я молю вас прийти и поделиться вашими откровениями с этим несчастным человеком.