109 Шрутаюс – воин-герой, убитый Арджуной.
110 Джаласандха – воин-герой, сражавшийся с Бхимасеной.
111 Саумадатти – воин-герой, сын Сомадатты, убитый пандавами.
112 Трипура – букв. «тройной город», город дайтьев, сожженный Шивой.
113 Царь справедливости или правосудия – эпитет Юдхиштхиры, сына Дхармы, бога правосудия и смерти.
114 Сатьяки – букв. «сын Сатьяка», воин-герой из рода ядавов, принимавший участие в великой войне на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.
115 Бхарадваджа – мудрец, сын Брихаспати и отец Дроны, учителя пандавов.
116 Пхалгуна – букв. «родившийся при созвездиях Пхалгуни», эпитет Арджуны.
117 Притха – имя Кунти, дочери Шуры, правителя ядавов и деда Кришны. Притха, или Кунти, была старшей супругою Панду и матерью трех старших пандавов.
118 Лучший из всех блюстителей закона, т.е. царь Юдхиштхира.
119 Бхишма, смертельно раненный Арджуной, был положен на ложе из стрел.
120 Смварта – мудрец, сын древнего риши Анги раса. Постоянно притесняемый своим братом Брихаспати, он отказался от своих богатств и удалился в лес, не имея даже на себе платья
121 Марутта – имя древнего царя, совершившего жертвоприношение коня в горах Хималая. Согласно легендам, он роздал во время жертвоприношения много золота брахманам, которые взяли с собою столько, сколько могли понести, а остальное бросили на месте жертвоприношения.
122 Читрангада – царевна Манипура и супруга Арджуны, от которого она родила сына Бабхрувахану.
123 Путрика – дочь, призванная родить от своего мужа сыновей для своего отца, который не имеет собственных сыновей.
124 Гавалгана – отец Санджайи, возницы слепого царя Дхритараштры.
125 Эрака – род травы, которая, по преданию, обратилась в палицы, когда ее сорвали Кришна и люди его племени.
126 Яду – старший сын царя Яяти. Согласно Махабхарате, Яду отказал своему отцу в его просьбе отдать свою юность взамен старости отца. За это непослушание он был проклят своим отцом, и в силу этого проклятия его потомки никогда не могли занимать царского трона. От Яду пошел род ядавов, в котором родился Кришна.
127 Санньяса – полное отречение от мира, последняя ступень жизни брахмана.
128 Веданги или анги – части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия.
129 Пять составных частей мира – по индийской космогонии, это: 1) земля, 2) вода, 3) жар, 4) воздух и 5) эфир (акаса).
130 Согласно индийской традиционной науке, различаются четыре вида живых существ: 1) происходящие от пота, испарений, тепла и т. п. (svedaja), т. е. черви, насекомые; 2) рождающиеся из яиц (andaja), т. е. птицы, пресмыкающиеся; 3) происходящие путем разрывания земли (udbhijja), т. е. травы, деревья; 4) рождающиеся из утробы (jarayuja), т. е. люди, животные.
131 Пушкара – знаменитое озеро, расположенное в 11 км от Аджмира, которое издавна служит излюбленным местом паломничества.
Сказание о Паушье
1 Сарама – в Ригведе почиталась собакой Индры и матерью двух собак, прозванных Сарамеями («сыновья Сарамы»), которые имели по четыре глаза и были сторожевыми собаками Ямы, бога смерти. Согласно Бхагавата-пуране, Сарама – одна из дочерей Дакши и мать всех диких животных.
2 Такшашила – город гандхарвов, который был расположен в нынешнем Панджабе и упоминается у Птолемея и других классических авторов под названием Таксила.
3 Айода Дхаумья – младший брат Девалы, ведического мудреца, и в дальнейшем домашний жрец пандавов.
4 Дхармашастра – руководство, или дисциплина, трактующая о законе и морали.
5 Арка – название растения (Calatropis gigantea), небольшого дерева, красные цветы которого вместе с плодами, соком и корой считаются целебными.
6 Ригведа – одна из четырех самхит или сборников вед, «веда гимнов», наиболее древний памятник индийской литературы, относящийся приблизительно к концу третьего тысячелетия до н. э. Ригведа представляет собою собрание гимнов, направленных к различным божествам, олицетворявшим силы природы. См. прим. 19 к «Вступлению» (стр. 612).
7 Белая и черная ткань, т. е. день и ночь.
8 Под перепелом тут подразумевается птица жизни, под пернатым хищником или Гарудой – неумолимое время. В этих словах следует искать скрытый смысл, т. е. намек на то, что только Ашвины, как врачеватели богов, способны вернуть ему зрение, погубленное растением арка.
9 Три сотни и шестьдесят коров – триста шестьдесят дней, а один теленок – один год.
10 Семьсот двадцать спиц, прикрепленных к ступице и ободу колеса, – число дней и ночей в году; колесо – год.
11 Двенадцать спиц, прикрепленных к оси, – двенадцать месяцев в году.
12 Десять стран света – по индийской эпической мифологии различаются десять стран света: четыре главные страны света, четыре промежуточные, зенит и надир.
13 Кшатрия или кшатрий – член касты воинов, которая считается второй из четырех главных каст.
14 Такшака – царь змей один из главных змей-нагов Паталы, подземного царства, сын Кашьяпы и Кадру. Из-за него царь Джанамеджая устроил змеиное жертвоприношение, чтобы истребить всех змей.
15 Шраддха – поминальная жертва для почитания и поддержания душ усопших предков, которая сопровождается угощением, состоящим из лепешек или вареного риса.
16 Айравата – царь змей, который почитается хинду одним из главных среди змеиного племени нагов, населяющих подземное царство.
17 Дхритараштра – брат Айраваты, один из главных змей-нагов, населяющих подземное царство.
18 Кадру – супруга легендарного мудреца Кашьяны, которая считается матерью могучих змей.
19 Ашвасена – имя змея-нага, сына Такшаки, царя змей.
20 Икшумати – название реки Калинади, которая течет через Камаон, Рохилькханд и район. Канаудж и впадает в Гангу.
21 Махаддьюма или Махаддьюман – название места священных омовений.
22 Двадцать четыре деления, т. е. двадцать четыре фазы луны
23 Сокрушитель Вритры и Намучи – бог Индра.
24 Три мира – три мира, взятые вместе, а именно: небо (svarga), земля (bhumi) и подземный мир (patala).
25 Дхатри и Видхатри – два божества, олицетворяющие творение и установление, имена Брахмы и Праджапати. В эпосе Дхатри и Видхатри часто представляются как два брата сыновья Брахмы.
26 По календарю хинду различаются шесть времен года, а именно: 1) прохладный сезон – с середины января до середины марта; 2) весна – с середины марта до се редины мая; 3) лето – с середины мая до середины июля, 4) дождливая пора – с середины июля до середины сентября; 5) осень – с середины сентября до середины ноября и 6) зима – с середины ноября до середины января.
27 Парджанья – дождевое или грозовое облако; бог грозы и грома Индра.
28 Айравата – слон Индры, который якобы вышел из вод океана во время пахтания его богами и асурами.
29 Хастинапур – название города. См. прим. 106 к «Краткому содержанию» (стр. 628).
30 Разложился на пять составных частей, т. е. умер.
31 Кашьяпа – древний ведический мудрец-поэт, сын Маричи и внук Брахмы. Согласно легендам, он почитается отцом Вивасвана (Солнца), отца Ману, родоначальника человеческого рода.
Сказание о Пуломе
1 При мольбе и приветствии хинду складывают руки ладонями вместе и подносят их к голове. Этот жест на санскрите называется aujali, а тот, кто делает его – krtaujalih.
2 Араньяка – букв. «лесная книга», один из поздних отделов ведической литературы религиозно-философского содержания.
3 Бхригуид или бхаргава – букв. «происходящий от Бхригу», потомок Бхригу.
4 Маруты – боги бури и ветра, которые занимали выдающееся место в ведах и представлялись друзьями и союзниками Индры. Они считаются сыновьями Рудры, бога бури, сыновьями или братьями Индры, сыновьями океана, неба или земли. Они вооружены молниями и громовыми стрелами.
5 Гхритачи – одна из главных нимф-апсар, которые пребывают на небе Индры.
6 Ракшас – разновидность злых полубогов.
7 Павака – букв. эпитет бога огня или бога огня Агни.
8 Семипламенный – эпитет бога огня Агни.
9 Дарша – жертвенный обряд, совершаемый в день новолуния.
10 Паурнамаса – жертвенный обряд, совершаемый в день полнолуния.
11 Ом – слово торжественного обращения или благословения. Оно употребляется в начале молитв и религиозных церемоний и обычно ставится в начале книг. Слово ом, по индийской фонетике, состоит из трех звуков: а, и и т, которые символизировали три веды. С глубокой древности звук «ом» считается в высочайшей степени священным.
12 Вашат – восклицание, употребляемое при совершении возлияний божеству.
13 Свадха – восклицание, употребляющееся при возлияниях теням усопших предков.
14 Сваха – восклицание, употребляемое при совершении возлияний богам.
15 Менака – одна из главных апсар, божественных дев.
16 Бхага-Дайвата – название двенадцатого лунного созвездия Уттара-Пхалгуни, состоящего из двух звезд. По верованиям хинду, созвездие Бхага-Дайвата благоприятствует браку.
17 Царь закона – Яма или Дхарма, бог смерти и правосудия.
18 Дундубха – порода неядовитых змей.
Сказание об Астике
1 Пожиратель жертв – Агни, бог огня.
2 Праджапати – букв. «владыка созданий», прозвище бога-создателя, которое в ведическую эпоху давалось Индре. Савитару, Соме и др.
3 Яявара – букв. «вечностранствующий», прозвище странствующего нищего или святого.
4 Вирана – пахучая трава, корни которой употребляются в качестве прохладительного средства.
5 Васуки – мифический царь змей из племени нагов, населяющих подземное царство, который почитается сыном мудреца Кашьяпы и братом змеи Джараткару. Во время пахтания океана боги и асуры воспользовались помощью Васуки, обмотав его в качестве веревки вокруг горы Мандары.
6 Тот, у кого вместо возницы ветер, тот, кому возницею служит ветер – эпитет бога огня Агни.
7 Деваюга – букв. «божественный век», название первого из четырех мировых периодов, который именуется также Сатья-югой или Критаюгой, т. е. Золотым веком. См. прим. 1 к «Краткому содержанию» (стр. 620).
8 Под Праджапати в данном случае подразумевается Дакша, один из семи мудрецов-риши, духовных сыновей Брахмы, который почитается отцом Кадру и Винаты. Первая почитается прародительницей змей, вторая – птиц.
9 Меру – название мифической горы, на которой расположены небо Индры и города богов с их небесными обитателями. По мифологии хинду, Меру находится в Хималаях.
10 Кальпа – мировой период, составляющий одни сутки Брахмы и равный двум тысячам Махаюг, т. е. 8 640 000 земным годам. См. прим. 1 к «Краткому содержанию» (стр. 620).
11 Асуры – «не-боги», демоны, противники богов.
В ведическую эпоху асуры почитались добрыми божествами.
12 Мандара – легендарная гора, которою якобы воспользовались боги как мутовкой, когда они вместе с асурами пахтали океан для получения амриты и сокровищ. Она отожествляется с горой Мандарагири, расположенной в районе Бхагальпура, в 56 км южнее Бхагальпура.
13 Киннара – мифические существа с лошадиными головами из разряда добрых полубогов, по индийской мифологии почитаются небесными музыкантами.
14 Йоджана – мера длины, равная четырем крошам, или 15 или 17 км.
15 Потомок Бхригу – обращение к Шаунаке.
16 Ананта – букв. «бесконечный, безграничный» прозвище мирового змея Шеши.
17 Варуна – одно из главных ведических божеств, которое олицетворяло собою небесный свод. В позднейшее время Варуна был низведен в разряд второстепенных божеств и занял место простого водяного.
18 Т. е. патала – преисподняя.
19 Опора земли, точнее «носительница земли» – гора, которая, по верованиям хийду, поддерживает землю.
20 Шри – супруга бога Вишну, одно из имен Лакшми, богини красоты и счастья, которая вместе с другими сокровищами появилась при пахтании океана.
21 Белый конь, т. е. Уччайхшравас, конь Индры, который вышел из глубин при пахтании океана.
22 Дханвантари – врачеватель богов. Он почитался хинду учителем науки врачевания – Аюрведы.
23 Майя – божественная иллюзия, творческая сила, якобы создающая мир, который, будучи подвластен ей, имеет призрачное, нереальное существование.
24 Раху – имя демона-дайтьи. Согласно легендам, Раху почитается одной из планет. Он похищает солнце и луну и проглатывает их, вызывая затмения.
25 Чакраюдха – букв. «вооруженный диском», прозвище Вишну-Нараяны.
26 Сударшана – букв. «красивый видом», на звание диска Вишну-Нараяны.
27 Ачьюта – букв. «нетленный», эпитет Вишну или Кришны.
28 Дити и Дану – дочери Дакши, одного из Праджапати, и жены мудреца Кашьяпы, которые почитаются матерями дайтьев и данавов.
29 Ганы – разряд полубогов из свиты Шивы, находящихся под начальством Ганеши, бога мудрости. Гана, букв. «род, раз ряд» – также условное обозначение разряда низших богов, полубогов и прочих существ.
30 Сокрушитель Балы – эпитет бога Индры, убившего демона Балу.
31 Под Критином здесь подразумевается прозвище Нары, олицетворяющего изначального и вечного мужа.
32 Макары – мифические морские чудовища.
33 Панчаджанья – название раковины-трубы Кришны, сделанной из раковины морского демона Панчаджаны, убитого Кришной.
34 Говинда – букв. «пастух, глава пастухов», прозвище Вишну-Кришны. При одном из своих воплощений Вишну, приняв вид ветра, разыскивал землю и поднял ее на своих бивнях из глубин океана.