Вы здесь:  

Главная страница

Наше изначальное положение

Гл. 2 «Веданта-сутра»

Гл 2. «Веданта-сутра» 

В подтверждение своих доводов далее авторы цитируют текст из «Веданта-сутры»:

В «Веданта-сутре» (2.1.35)... говорится, что карма живого существа не имеет начала: на кармавибхагад ити чен нанадитват.

Утверждение о том, что теория кармы не способна объяснить неравенство в этом мире, так как в начале творения карма у всех одинакова, ошибочно, ибо карма безначальна.

Приведенный перевод сутры по объему значительно превосходит санскритский оригинал, поскольку авторы включили сюда то, что, по их мнению, является комментарием ачарьев. Однако, если следовать утверждениям самих авторов, мы должны рассматривать этот содержащий толкование перевод как с точки зрения комментариев ачарьев, так и в свете буквального значения данной сутры.

По определению, сутры «Веданты» — это предельно краткие изречения, описывающие высшую истину. Поэтому, анализируя их, необходимо учитывать контекст каждой сутры. Как правило, значение сутр во многом зависит от контекста; мы можем видеть это на примере других сутр, таких, как сутры Панини.

Принимая во внимание все сказанное выше, мы сначала рассмотрим контекст сутры 2.1.35, затем дадим ее дословный перевод и исследуем комментарии двух великих ачарьев-вай-шнавов.

Сутра 2.1.35 — это тридцать пятая сутра первой пады (главы) второй адхьяи (раздела) «Веданты». По мнению Рама-нуджачарьи и Баладевы Видьябхушаны, первая пада второй адхьяи опровергает различные философские аргументы, оспаривающие то, что Брахман, Абсолют, является творцом этого мира. Там же опровергается теория, гласящая, что, будь Господь творцом, Он нес бы ответственность за пороки этого мира и даже Сам обладал бы ими, поскольку следствие в том или ином виде присутствует в причине.

Как один из аргументов «Веданты» в этом споре в сутре 2.1.34, непосредственно предшествующей сутре 2.1.35, делается следующее утверждение: 

ваишамйа-наигхрнйе на

сапекшатват татха хи даршайати 

«Не пристрастность и жестокость, ибо принимает во внимание. Таким образом, это действительно показывает».

По утверждению обоих ачарьев (Рамануджи и Баладевы), сутра 2.1.34 указывает на необоснованность обвинений в адрес Бога, что, как творец, Он якобы несет ответственность за страдания этого мира и, следовательно, повинен в предвзятом и жестоком отношении к живым существам. Господа нельзя упрекнуть в предвзятости, ибо, как об этом ясно свидетельствуют Упанишады, Он вознаграждает и наказывает живые существа, принимая во внимание их хорошие и дурные поступки.