Вы здесь:  

Главная страница

Нектар преданности

ГЛАВА 20. Трансцендентная раса

ГЛАВА 20. Трансцендентная раса

Приступая ко второй части «Бхакти-расамрита-синдху», автор в почтении склоняется перед «Санатаной». Под Санатаной можно понимать либо Самого Шри Кришну, либо Санатану Госвами, старшего брата и духовного учителя Рупы Госвами. Если под «Санатаной» подразумевается Шри Кришна, почтение выражается Ему потому, что Он обладает несравненной красотой и является убийцей демона Агхи. Если же под Санатаной имеется в виду Санатана Госвами, то Рупа Госвами выражает ему свое почтение потому, что очень нежно относился к нему и всегда ему служил, а также потому, что он уничтожает все грехи. В этой части «Бхакти-расамрита-синдху» автор намеревается описать общие признаки трансцендентной расы (любовного состояния), в которой выполняется преданное служение.

В данном разделе «Бхакти-расамрита-синдху» обсуждаются пять основных тем: 1) вибхава - особые признаки и причины экстаза; 2) анубхава - последующий экстаз; 3) саттвика-бхава - органический, или, иначе, экзистенциальный экстаз; 4) вйабхичари-бхава - энергичный экстаз и 5) стхайи-бхава - безудержный, непрерывный экстаз.

Разные люди по-разному понимают слово раса, используемое в «Бхакти-расамрита-синдху», поскольку ему очень трудно подобрать точный английский эквивалент. Однако мы видели, что наш духовный учитель переводил слово раса как <Ф202>меллош<Ф255>*. Мы последуем его примеру и будем переводить его так же.

* Английское слово, означающее «зрелый», «сочный». В русском переводе мы вынуждены были сохранить санскритское слово раса. (Прим. переводчика.)

Расой называют особое любовное состояние, в котором находится преданный, наслаждаясь своими любовными отношениями с Верховной Личностью Бога. Различные типы рас в их совокупности помогают человеку ощутить истинный вкус преданного служения, давая ему возможность испытать высочайшую степень трансцендентного экстаза. Несмотря на то что это трансцендентное состояние целиком выходит за пределы нашего опыта, мы вслед за Шрилой Рупой Госвами, насколько это в наших силах, попытаемся его описать.

Если деятельность человека не будет приносить ему наслаждения какой-либо формой расы, или любовного состояния, он не сможет продолжать заниматься ею. В трансцендентной жизни в сознании Кришны и в преданном служении тоже должна быть своя раса - особый вкус, приносимый этим служением. Как правило, это наслаждение доставляет нам повторение святых имен, слушание, поклонение в храме и служение Господу. Итак, если человек ощущает трансцендентное блаженство, про него говорят, что он «наслаждается расой«. Точнее говоря, все многообразные ощущения счастья, которые доставляет нам преданное служение, могут быть названы расами преданного служения.

Далеко не каждый в процессе преданного служения может испытать блаженство трансцендентной расы, так как это сладостное любовное состояние возникает только в результате деятельности, которую человек совершал в прошлой жизни, или благодаря общению с чистыми преданными. Как объяснялось выше, общение с чистыми преданными способно вселить в человека веру в преданное служение. По-настоящему насладиться вкусом преданного служения может только тот, кто, общаясь с чистым преданным, укрепил в себе эту веру, или тот, кто занимался преданным служением в прошлой жизни. Иначе говоря, обыкновенный человек может изведать это трансцендентное наслаждение, только если ему выпадет чрезвычайная удача находиться в обществе преданных или продолжать преданное служение, начатое в прошлой жизни.

Постепенный процесс духовного развития до стадии преданного служения описан в Первой песни «Шримад Бхагаватам»: «Все начинается со слушания о Господе Кришне в обществе преданных, которые сами очистили свои сердца, общаясь с чистыми преданными. Слушание повествований о трансцендентных деяниях Господа дает человеку возможность постоянно ощущать трансцендентное блаженство». Это объяснено и в «Бхагавад-гите», где говорится, что первым явным признаком достижения человеком духовного уровня является то, что он все время пребывает в радостном состоянии духа. Это радостное состояние приходит к человеку либо в результате чтения «Бхагавад-гиты» и «Шримад Бхагаватам», либо в результате общения с людьми, интересующимися духовной жизнью в сознании Кришны, особенно с теми, кто твердо решил заслужить благосклонность Говинды, занимаясь трансцендентным любовным служением у Его лотосных стоп. У того, кто, воодушевленный этими эмоциями, постоянно занимается регулируемым преданным служением, стремясь доставить удовольствие Верховной Личности Бога, развиваются два непреодолимых импульса, которые подпадают под определение вибхавы. Так преданный наслаждается трансцендентным блаженством.

Необоримая любовь к Кришне может быть вызвана несколькими причинами. Ее источником могут быть: Сам Кришна, преданные Кришны и игра Кришны на флейте. Иногда они усиливают любовь преданного, а иногда препятствуют ей.

Экстатическое состояние характеризуется восемью трансцендентными признаками, проявляющимися в теле преданного. Все эти проявления возможны только в результате смешения пяти упомянутых выше форм экстатических эмоций. Блаженство экстаза немыслимо без совмещения этих пяти экстатических начал. И под вибхавой подразумевают как раз эту причину или основу наслаждения трансцендентной расой. Вибхава бывает двух видов: основная и побуждающая, дающая импульс. В «Агни-пуране» вибхава описывается так: «Основа, на которой возникает экстатическая любовь, называется вибхавой. Вибхава подразделяется на два вида: основную и побуждающую». Иначе говоря, существует два вида экстатической любви. Объектом основной экстатической любви является Кришна и Его преданный. Господь Кришна является объектом основной экстатической любви, тогда как Его чистый преданный, исполненный такой любви, является объектом побуждающей экстатической любви. Таким образом, побуждающая экстатическая любовь - это любовь, развивающаяся в преданном при виде того, что напоминает ему о Кришне.

Господь Кришна, обладающий непостижимыми энергиями и качествами чид и ананда - трансцендентным знанием и блаженством, является основной причиной экстатической любви. Принимая формы Своих многообразных воплощений и экспансий, Господь Кришна также становится источником (побудительной причиной) экстатической любви. В «Шримад Бхагаватам» есть стих, появляющийся там в связи с описанием брахма-вимохана-лилы, который до некоторой степени характеризует этот побудительный, дающий импульс аспект экстатической любви. Когда Кришна распространил Себя во множество мальчиков пастушков, телят и коров, приведя этим в замешательство Брахму, старший брат Кришны, Шри Баладева (непосредственная экспансия Самого Кришны), пораженный этим зрелищем, воскликнул: «Поразительно - все эти мальчики-пастушки, телята и коровы вызывают во мне ту же экстатическую любовь, которую я питаю к Кришне!» Эта мысль заставила его застыть от изумления. Это один из примеров того, как Сам Кришна становится объектом и источником экстатической любви в ее побудительном аспекте.