Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Лекции Ниранджана Свами

6 сентября 1996, город неизвестен Лекция в день ухода Шрилы Прабхупады

Prabh1_2
6 сентября 1996, город неизвестен
Лекция в день ухода Шрилы Прабхупады

Сегодня день ухода Шрилы Прабхупады. Попытаемся сейчас восстановить в памяти этот день. Каждый из нас тогда испытал сильную боль. Я точно помню, где я был, когда мне сообщили об этом. Я стоял на улице возле телефонной будки. Мне часто приходится проходить там, когда я бываю в Соединенных Штатах. При этом мне больно даже смотреть на это место. Я сразу вспоминаю, что именно там я узнал, что Прабхупада оставил этот мир. Когда я понял, что он ушел, я испытал очень сильную боль. Все преданные, которые были тогда рядом со мной, тоже почувствовали ее. Ушел наш лучший друг, наш повелитель, наш учитель, источник всего – нашей силы, наших способностей, самой нашей жизни. Его лотосные стопы были для нас всем. Его присутствие на этой планете поддерживало и взращивало духовную жизнь каждого из нас.
Мне помнится, на моем попечении было тогда пятнадцать новых, неинициированных преданных. Все они считали Шрилу Прабхупаду своим духовным учителем, медитировали на его наставления, но никто из них не получил еще инициации. Они были потрясены случившимся. Я был для них авторитетом и должен был как-то их утешать. Это было для них ударом: «Неужели это возможно? Прабхупада оставил эту планету, а мы не получили у него инициацию! Что же нам теперь делать? Куда идти? Что с нами будет?» Эти вопросы не давали им покоя. Я же страдал так сильно, что только плакал и плакал – непрерывно три часа, и не мог остановиться. Все, на что я был способен, – это плакать и петь с этими преданными киртан.
Случилось так, что они сидели в машине и ждали меня, чтобы отправиться в дорогу. Они не могли понять, что произошло, когда увидели меня выходящим из телефонной будки. Я пошел позвонить лишь для того, чтобы узнать, когда начнется храмовая программа. И преданный, поднявший трубку, сообщил, что Прабхупада оставил эту планету. Я слушал это, стоял и плакал. Потом нехотя я вернулся в машину и рассказал всем этим неинициированным бхактам, что Прабхупада ушел из этого мира. Всю дорогу до храма я плакал. Потом я вдруг понял, какая ответственность на мне лежит. Нужно было сказать что-то этим преданным. Что я мог дать им, кроме слов Прабхупады? Что еще мне оставалось? Я просто повторял слова Прабхупады и его наставления. В этом обязанность ученика – принимать слова духовного учителя как свою жизнь и душу. Он должен иметь веру в эти наставления. И мы говорили о вере – о вере в духовного учителя и о вере в Верховного Господа. Так учил Вьясадева:

йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

«Тому, кто обладает непоколебимой верой в духовного учителя и Верховного Господа, с течением времени откроются все ведические знания» («Шветашватара Упанишад» 6.23).
Я попал в ситуацию, в которой должен был повторять слова Прабхупады, и его наставления. Что, кроме слов Прабхупады ценно для его учеников? Я видел, как лидирующие преданные ИСККОН были погружены в скорбь. Но нужно было продолжать проповедь. Это все, что мы знали. При этом существовало одно противоречие. Проповедь нужно было продолжать, но рядом с нами не было источника силы проповеди. Поэтому все мы должны были стараться помнить наставления и проповедовать, руководствуясь ими. Проповедь должна была продолжаться. Эти наставления Прабхупады проникли в наши сердца и навечно поселились в них. Мы не могли отбросить эти наставления. Они стали нашей жизнью. Это было единственное, что соединяло нас с духовным учителем после его ухода.
В этом комментарии [“Elevation to Krishna Consciousness”, ch. 4] Шрила Прабхупада говорит: единственное, что от нас требуется, это стремиться обрести прибежище лотосоподобных стоп Кришны и служить Ему, воспевая Его славу и принося в каждый город и деревню мира сознание Кришны. Кришна обещает, что для тех, кто предались Ему так, обеспечены и мир, и вечное бытие. Так же смело утверждает это и Шрила Прабхупада. Кришна сказал Арджуне: «Так провозглашай же смело, Арджуна, что Мой преданный никогда не погибнет». Почему Кришна попросил объявить об этом именно Арджуну? Потому что когда преданный обещает что-то, Кришна обязательно выполняет его обещание.
Шрила Прабхупада прямо утверждает, что самый важный способ общаться со своим духовным учителем – помнить наставления духовного учителя, повторять их и нести движение сознание Кришны в каждый город и деревню, по всему миру. «Ошибается тот, кто думает, что вайшнав умирает – он остается жить, распространяя по всему миру святое имя». Смысл этого утверждения состоит в том, что вайшнав продолжает жить в звуке, в своих наставлениях. Сегодня день ухода Шрилы Прабхупады, но мы должны понимать, что подлинное общение с ним осуществляется через память о его наставлениях. Это настроение должно присутствовать постоянно, не только сегодня. Для этого Шрила Прабхупада и пришел в этот мир – чтобы дать нам свои наставления. В этом цель явления и ухода подобных великих личностей. Шрила Прабхупада проповедовал, что явление и уход в общем не отличаются. Мы одинаково отмечаем и то и другое. Как радостный праздник мы отмечаем явление великих вайшнавов – их приход в этот мир. Уход их – тоже радостное событие, потому что, оставив этот материальный мир, они присоединились к играм Господа.
Сутью наставлений Шрилы Бхактисиддханты и целью его прихода в этот мир являлась проповедь сознания Кришны. Это – объект медитации Шрилы Прабхупады, его жизнь и душа, единственное, что связывало его с Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати после того, как тот оставил этот мир. Таков образ мыслей Прабхупады. На чем он основывается, когда говорит о проповеди святого имени Кришны и распространении движения сознания Кришны по всему миру или о связи посредством звуковой вибрации, а не посредством физического присутствия? Он основывается на своем глубоком понимании наставлений своего духовного учителя. Именно так жил Шрила Прабхупада все те тридцать лет после того, как Шрила Бхактисиддханта оставил этот мир. Все его помыслы были направлены на выполнение указаний духовного учителя. В этом состояла его медитация, в этом был источник его жизни. Помня наставления Шрилы Бхактисиддханты, он тем самым постоянно пребывал в его обществе, хотя Шрила Бхактисиддханта Сарасвати не присутствовал на этой планете физически. Все, что говорил Шрила Прабхупада, было глубоко осознанным. Он не только давал наставления, но и показывал личный пример того, как надо жить в этом мире. Так поступает вайшнав. Вайшнавы учат и словами, и собственным примером.
Есть только один способ выжить в этом опасном месте, материальном мире. Единственный способ выжить и единственный источник, из которого мы можем черпать силу – всегда помнить божественные наставления Шрилы Прабхупады и действовать в соответствии с ними. Шрила Прабхупада учил нас этому на собственном примере. Он часто вспоминал слова Шрилы Бхактисиддханты: тот, кто живет, должен проповедовать, потому что проповедь – это наша жизнь. Что Арджуна предпринял, когда узнал, что Господь Кришна покинул эту Землю? Он немедленно начал говорить о Нем. Он принял в этом прибежище. Он вспоминал как они беседовали вдвоем с Кришной, вспоминал Его наставления, и тогда огонь разлуки утихал в его сердце.
Своим примером Шрила Прабхупада учил нас, как нужно, черпая силу в наставлениях духовного учителя, жить и как нужно умирать. Он дал нам совершенный пример того, как следует жить и умирать. Вспомним слова Кришны в «Бхагавад-гите»:

анта-кале ча мам ева
смаран муктва калеварам
йах прайати са мад-бхавам
йати настй атра самшайах

«Тот, кто в конце жизни оставляет свое тело, помня только обо Мне одном, сразу же достигает Моей обители. В этом нет сомнения» (Б.-г., 8.5). Шрила Прабхупада показал нам пример того, как надо умирать – проповедуя сознание Кришны до последнего вздоха. Он не думал о своем доме или о благополучии своей семьи. У него было прибежище, совершенное прибежище. Сильное желание обрести это прибежище можно получить благодаря преданности наставлениям духовного учителя из авторитетной ученической преемственности.
Помня о наставлениях и личных примерах таких великих вайшнавов в дни их явления, мы можем обрести понимание смысла жизни. Это настоящая жизнь. Все остальное жизнью назвать нельзя. Это просто подобие безжизненных кузнечных мехов. Они вроде бы живут, потому что, похоже, дышат, но в действительности они мертвы. Если нет сознания Кришны, если не помнить о Кришне, не говорить о Нем и не слушать, не говорить о чистых преданных Кришны, не обсуждать их деяния – какой тогда смысл в такой жизни? Это просто напрасные попытки, тщетные усилия подержать временное материальное тело, которому предназначено умереть. Если же человек не учился жить в сознании Кришны и умирает, не помня о Нем, он снова возвращается в материальный мир.
Таково сознание Кришны. Таков наш процесс. Перед нашими глазами всегда есть пример Шрилы Прабхупады. В этом источник нашей силы и поддержки. Помня об этом, мы можем выжить в этом мире, потому что иначе жить невозможно.
Мы должны отметить сегодня уход Шрилы Прабхупады, вспоминая о его деяниях, его наставлениях и его примере. Мы должны обсуждать эпизоды его жизни, читать книгу «Прабхупада» и «Нектар о Прабхупаде». Мы везде увидим его совершенный пример, услышим его совершенные наставления. Тогда у нас будет настоящий повод для праздника. Один из самых близких приближенных Господа Гауранги девятнадцать лет назад ушел, чтобы присоединиться к Его вечному танцу. Он ушел, а нам остается только, как говорит Нароттама даса Тхакур, разбить голову о камни от невыносимой разлуки с вайшнавом. Харе Кришна!