Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Лекции Ниранджана Свами

Бхагавад-гита 15.15

ЛЕКЦИЯ ШРИЛЫ НИРАНДЖАНА СВАМИ
05.06.95. Вильнюс
"Бхагавад-гита" 15.15

сарвасья чахам хриди саннивишто
маттах смритир гьянам апоханам ча
ведайш ча сарвайр ахам эва ведьо
веданта-крид веда-вид эва чахам
Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех «Вед» – познать Меня. В действительности Я – составитель «Веданты», и Я – знаток «Вед».
Комментарий Шрилы Прабхупады: Всевышний Господь присутствует как Параматма в сердце каждого, и Она – источник всех действий. Живое существо забывает все о своей прошлой жизни, но ему приходится действовать по указаниям Всевышнего Господа, свидетеля всей его деятельности. Поэтому оно начинает свои действия в соответствии со своими прошлыми поступками. Требуемое знание дается ему, наряду с памятью, но оно забывает все о своей прошлой жизни. Таким образом, Господь не только – всепроникающий, но Он также помещается в каждом сердце. Он вознаграждает человека различными плодами его кармической деятельности. Он почитаем не только как безличный Брахман, Верховная божественная личность и локализованная Параматма, но также как инкарнация в форме «Вед». «Веды» указывают людям правильный путь, с тем, чтобы они могли должным образом построить свою жизнь и вернуться домой, назад к Господу. «Веды» дают знание о Верховной божественной личности, Кришне, а Кришна, в Его Вьясадева-аватаре, является составителем «Веданта-сутры». Комментарии Вьясадевы к «Веданта-сутре», изложенные в "Шримад-Бхагаватам", дают истинное понимание «Веданта-сутры». Всевышний Господь настолько совершенен, что для освобождения обусловленной души Он поставляет и переваривает пищу, является свидетелем деятельности этой души, дает ей знание в форме «Вед» и как Верховная божественная личность, Шри Кришна, учитель "Бхагавад-гиты". Он почитается обусловленной душой. Таким образом, Господь бесконечно добр и милостив.
Антах-правиштах шаста джананам. Живое существо забывает о прошлом, как только оставляет свое тело, но оно снова начинает действовать, побуждаемое Всевышним Господом. Несмотря на его забывчивость, Господь дает ему разум, позволяющий возобновить его деятельность с того момента, где она прервалась в его предыдущей жизни. Таким образом, живое существо не только наслаждается и страдает в этом мире согласно указаниям Всевышнего Господа, пребывающего в его сердце, но и получает от Него возможность постичь «Веды». Если человек серьезно намерен понять ведическое знание, Кришна дает ему разум, необходимый для этого. Почему Он предоставляет живым существам ведическое знание? Он поступает так, ибо каждое живое существо в отдельности испытывает необходимость осознать Кришну. Ведические источники подтверждают это: йо ‘сау сарвайр ведайр гияте. Во всей ведической литературе, начиная с четырех «Вед», «Веданта-сутры», «Упанишад» и «Пуран», воспеваются достоинства Всевышнего Господа. Его можно достичь, совершая ведические обряды, обсуждая философию «Вед» и поклоняясь Господу в преданном служении. Таким образом, назначение «Вед» – постижение Кришны. «Веды» дают нам указания, как постичь Кришну, и описывают процесс осознания Его. Конечная цель есть Верховная божественная личность. «Веданта-сутра» (1.1.4) подтверждает это следующими словами: тат ту саманваят. Совершенства можно достичь, пройдя через три стадии. Через понимание ведической литературы человек может осознать свою связь с Верховной божественной личностью; следуя различным процессам, человек может приблизиться к Нему; и, в конце концов, он может достичь конечной цели, то есть Верховной божественной личности. В этом стихе дается ясное определение назначения и смысла «Вед». [конец комментария]
ом агьяна-тимирандхасья...
Это очень важный стих из "Бхагавад-гиты" и Шрила Прабхупада очень часто его цитировал. Господь в этом стихе говорит, что Он существует в сердце каждого живого существа и дает все необходимое для того, чтобы оно смогло достигнуть освобождения. В начале комментария Шрила Прабхупада поясняет, что Всевышний Господь присутствует в сердце каждого, и Он является источником всех действий. Иначе говоря, живое существо не может действовать до тех пор, пока Всевышний Господь не направит его. Еще можно сказать, что Сверхдуша находится в сердце каждого живого существа и дает указание живому существу. Но эти указания соответствуют нашему желанию. Если живое существо хочет забыть все, тогда Всевышний Господь, находящийся в сердце, дает ему забыть. Поэтому тут сказано, что из Господа исходит все: память, знание и забвение. Вспомнить Кришну живое существо может лишь в том случае, если Кришна дает указание вспомнить. Господь в сердце каждого живого существа исполняет две функции: Он наблюдает и дает разрешение живому существу действовать. Он дает разрешение на все наши действия. Он Всевышний! Мы не можем ничего дать до тех пор, пока Кришна не разрешит это сделать. Эту очень важную философскую мысль о взаимоотношениях между Всевышним Господом и живым существом надо понять. Надо понимать, что живое существо всегда зависимо от Всевышнего. Не было такого времени, чтобы живое существо имело какую-нибудь независимость от Господа.
Если мы хотим достичь в этой или другой жизни чего-нибудь, мы должны полностью полагаться на разрешение, получаемое от Всевышнего, так как ничего не произойдет, пока Кришна не разрешит. Но Кришна дает живому существу небольшую свободу. Живое существо является вечной неотъемлемой частью Всевышнего.
Кришна говорит, что живое существо является вечной и неотъемлемой Его частью. Утром мы говорили, что Господь существует вместе со Своими энергиями и о том, что как Господь является безграничным, так и живое существо является безграничным, как существует солнце и свет солнца, так существует и Господь, а вместе с ним и живое существо. Но между ними разница состоит в том, что Господь полностью свободен, а живое существо имеет лишь незначительную независимость. У нас ограниченная независимость. И Кришне ничего не надо делать. Будучи Всевышним наслаждающимся и властелином всего Кришна просто вечно наслаждается. И Он никогда не попадает под воздействие материального мира. Когда мы говорим, что Господь наслаждается, мы не имеем в виду материальный мир. Господь наслаждается всегда только на духовном уровне. В Его наслаждении отсутствуют любые материальные примеси. Средством, которое помогает Ему получить наслаждение, является Его внутренняя энергия. Он наслаждается вечно со Своими спутниками, со Своими близкими преданными, которые являются проявлением Его внутренней энергии. Поэтому Кришне не нужно ничего делать.
на тасья карьям каранам ча видйате
на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришйате
парасья шактир вивидхаива шруйате
свабхавики гьяна-бала-крия ча
В этом стихе сказано: «Верховному Господу ничего не нужно делать Самому – все выполняют Его разнообразные энергии. На свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он» (Шветашватара-Упанишад, 6.8).
Если существует некто, который не обязан ничего делать, значит, он обладает полной независимостью. Но в Ведах говорится, что живые существа имеют ограниченную свободу, то есть их независимость выражается в том, что они могут выбирать: служить Господу или не служить Ему, тем самым попасть под влияние материальной природы.
Все это происходит по воле, по разрешению Господа. Хотя Господь Кришна разрешает живому существу, дает разрешение на его независимые желания, это не значит, что Он хочет, чтобы живое существо действовало, как ему заблагорассудится. Кришна желает, Он хочет, чтобы все живые существа были зависимы от Него. И тогда, когда живое существо становится полностью зависимым от Господа, оно получает все те блага, которыми обладает Господь, то есть оно может получать наслаждение практически на том же уровне, что и Сам Господь. Будучи всеблагим и самым милостивым, как сказано в этом комментарии, и так же объектом поклонения всех живых существ, Он хочет исполнить все желания живых существ, которые являются Его неотъемлемыми частицами. Он существует для этой цели. Эта мысль очень важна и мы должны ее понять. Господь распространяет Себя в безграничное множество живых существ, чтобы таким образом получить наслаждение. Но мы не можем определить такой исторический момент во времени, когда это произошло на самом деле, поскольку мы уже говорили об этом, что для живых существ не существует начала. Суть нашего бытия, суть живого существа состоит в том, что она предназначена для принесения наслаждения Господу. А самое большое наслаждение для Господа, это когда рад преданный. Поскольку, Кришна не обязан делать ничего, как мы уже упоминали раньше, у Него нет никаких обязанностей исполнять что-либо. Кришна просто получает наслаждение. Но это наслаждение, Его радость состоит в том, чтобы давать работу, делиться радостью со Своими неотъемлемыми частицами. Кришна Сам хочет и становится слугой Своих преданных. На этом уровне преданности Кришна испытывает величайшее наслаждение, когда Он исполняет любые желания преданных.
Перед тем, как я приехал, я читал очень прекрасный момент из Чайтаньи-Чаритамриты. Там, в том фрагменте, рассказывалось о том, как Господь Чайтанья чувствовал в сердце великую обязанность перед преданными. Каждый год преданные приходили в Джаганатха-Пури повидаться с Господом. Господь Чайтанья обещал, что Он на всё время поселится в Джаганатха-Пури для того, чтобы Шачимата все время слышала о Нем новости. И каждый год Его очень приближенные преданные из Шантипура навещали Его. Они приходили на встречу с Господом Чайтаньей во время фестиваля Ратха-ятры. И как раз, в этот раз навестить Господа пришло около 200-300 преданных. Им пришлось от очень многого отказаться, им было не удобно там. Но они приходили каждый год и все время медитировали на лотосные стопы Господа Чайтаньи. И Господь обратился к ним со словами, что вы на самом деле не должны испытывать такие неудобства. Он сказал, что Я подумываю о том, чтобы запретить вам на следующий год прийти сюда: «Я знаю, что Я не смогу запретить. Я ведь запретил Нитьянанде Прабху приходить каждый год навещать Меня в Джаганатха-Пури. Я сказал Ему, чтобы Он лучше оставался в Бенгалии, проповедовал там. Но все-таки Он не выполняет Моего приказа. Он каждый год приходит ко Мне».
Он очень интимно говорит обо всех преданных и каждому говорит, что Он чувствует перед ним большую ответственность, потому что он пришел. Он говорит, что Он не видит возможности возвратить тот долг, который Он обязан преданным. «Я не могу ничего дать вам взамен, поэтому Я дарую Свое тело в полное ваше распоряжение. Это тело полностью принадлежит вам, и вы можете с ним делать все, что вы пожелаете.»
Вот так говорил Верховная Личность Господа, обращаясь к Своим преданным. Он даровал полностью Свое трансцендентное тело преданным. Когда Он обращался с такими словами к преданным, то на глазах у преданных выступали слезы. Господь действовал таким образом для того, чтобы преданные еще больше полюбили Его. Так как Господь на самом деле дарует Себя Своему преданному. Он это сказал Самолично, что Я дарую вам Себя. Мы должны понимать, что когда Господь говорит, что Я отдаю вам Свое тело, то тело Господа и Его собственное Я не отлично друг от друга. Мы не должны думать, что не [здесь «не» лишнее] существует разницы между Его телом и Его Я. Иначе говоря Господь Чайтанья говорил, что Я дарую Вам Себя Самого. Таким образом, вот так Господь общается со своими приближенными. Он очень хочет даровать им Самого Себя. Но если живые существа не хотят, отказываются от Господа, тогда Господь дает все возможности, чтобы они могли забыть Его.
Поэтому ничего не может произойти без разрешения Господа. Кришну можно забыть лишь тогда, когда Своей верховной силой Он дает возможность забыть Его. В этом стихе "Бхагавад-гиты" как раз говорится об этом. Тут говорится о том, что когда преданный всегда помнит о Господе, то Он действует так, чтобы преданный мог всегда его вспомнить. Но если живое существо желает забыть Его, Кришна будучи в сердце живого существа действует так, чтобы живое существо забыло. Он разрешает ей забыть Себя. Такова природа Всеблагого, Всемилостивого Господа. Он выполняет с незапамятных времен все желания живых существ.
Человек предполагает, а Бог располагает. В этом стихе говорится, что знание, память и забвение – всё это исходит из Кришны. Так же в этом стихе Кришна говорит, что цель всех Вед – познать Меня. «Я – составитель «Веданты» и Я – знаток «Вед».» Тут Кришна начинает говорить о Ведах, потому что Веды являются средством, помогающим познать Кришну.
Шрила Прабхупада приводит пример о том, что Веды сравнивают с матерью. Поскольку со слов матери мы можем знать, кто является нашим отцом. Со слов Вед можно узнать, кто есть Кришна. Поэтому конечная цель Вед – это познать Господа. Мы должны знать в чем состоит основная цель литературы Вед. Кришна говорит, что все цели, которые выполняют маленькие озерки, может выполнить большое водохранилище. Так же и все цели, которые выдвигает ведическая литература, можно достигнуть, если узнать основную цель. Основная цель Вед – это узнать – кто есть Кришна. Поскольку в стихе Кришна говорит, что цель всех Вед – познать Меня. Иначе говоря, если мы изучаем Веды, имея какую-нибудь другую цель. Утром мы приводили стих ведешу дурлабхам адурлабхам (Брахма-самхита, 5.33) в котором сказано, что, просто изучая Веды, невозможно постичь Кришну. Но, изучая Веды и слушая слова преданного, постепенно мы сможем постичь Кришну. С этой целью и дается мудрость Вед. То есть цель ее – постепенно возобновить связь со Всевышним. Живое существо, находящееся в этом материальном мире, забывает Господа. Но Господь не забывает о живом существе. Поэтому Господь путешествует вместе с живыми существами в качестве Сверхдуши. Господь раскрывает глубину мудрости Вед, чтобы живое существо смогло восстановить свою связь с Господом. Так что, Кришна очень милостив. Он милостив настолько, что мы можем отвернуться от Него и стараться забыть Кришну, но Кришна никогда не забудет живое существо.
Поэтому Он всегда дает возможность, старается как-то помочь живому существу, чтобы оно могло возвратиться к Нему. Кришна говорит: «Я – составитель «Веданты». Всю большую литературу, мудрость Вед составил Сам Господь, проявившись в качестве Вьясадевы. Он составил «Веданта-сутру» и потом прокомментировал ее в "Шримад-Бхагаватам". "Шримад-Бхагаватам" дает истинное знание, смысл «Веданта-сутры». Поэтому Шрила Прабхупада говорит в комментариях, что Господь настолько совершенен, что для того, чтобы освободить живое существо, Он дает пищу, переваривает ее, следит за деятельностью живого существа и дает знание в форме Вед.
Верховный Господь Шри Кришна – Он является учителем Вед. Кришна дает нам все. Без воли Кришны ничего не происходит. Кришна дает живому существу все то, что только оно может захотеть, и, даже, если оно хочет получить, Кришну – Верховную Личность Господа. Эта цель является высшей целью.
Живое существо не должно интересоваться ничем, если это как-то не связано с Верховным Господом. По разрешению Господа живые существа получают плоды своей деятельности, наслаждаются ими в материальном мире. Поэтому сказано, что Господь вознаграждает нас за все жертвоприношения. Но живое существо, если это не связано с Кришной, не должно желать ничего. Поэтому мы должны взращивать в себе, культивировать это желание – иметь связь с Кришной. Если человек хочет только Всевышнего Господа и ничего более не желает в этом мире – вот цена, которую он должен заплатить взамен того, чтобы получить Господа. Господь готов даровать Себя. Он очень желает это сделать.
Но нам нужно достичь некоторого уровня с тем, чтобы получить эту беспричинную милость. То есть мы должны отказаться от всех иных желаний, устремлений к счастью. Царица Кунти молится так:
джанмаишварйа-шрута-шрибхир эдхамана-мадах пуман
наивархатй абхидхатум ваи тваи акинчана-гочарам
Она говорит: «Кришна, к Тебе могут лишь приблизиться те, кто в материальном отношении потеряли всё. Те, кто идут путем материального процветания, стараясь улучшить свое положение, приобретая богатства, высшее образование, аристократическое происхождение и физическую красоту – с таким чувством они не могут приблизиться к Тебе». (Ш.Б. 1.8.26)
Царевна Кунти-деви молится таким образом и говорит, что мы должны полностью отказаться от наших желаний, действий. Она молит Господа, чтобы ее мысли были устремлены лишь на Господа и не отклонялись никуда. Конечно, такова цена, если мы хотим купить милость Господа. Если мы хотим познать Господа, мы можем это сделать лишь в процессе преданного служения. Другого пути познать Кришну не существует.
Если даже живое существо изучает Веды много жизней, оно не сможет познать Кришну, если не будет преданным. Человек начинает осознавать величие Господа, Его достоинства, когда слышит рассказы о Его божественных символах и Его божественных качествах. В результате этого слушания в его сердце должна пробудиться преданность. И каков симптом, признак этой преданности? Иначе говоря, если мы слушаем рассказы о величии Господа, эти рассказы должны действовать на нас таким образом, чтобы они пробуждали в нас преданность. Встает вопрос, каков признак, что в нашем сердце пробудилась любовь? Признак состоит в том, что живое существо обращается к Господу и начинает служить Ему. Вот в чем состоит признак. Мы должны начать служить Всевышнему Господу, потому что в этом состоит наша ограниченная независимость. Если мы не будем служить Кришне, нам все равно придется кому-то служить. Если не будем служить Кришне, то будем служить майе. Наша независимость очень мала. Мы можем сказать: «Я не хочу служить ни Кришне, ни майе». Но Кришна безграничен. Он полностью независим, Он может полностью делать все, что Ему заблагорассудится. Кришна может служить всем живым существам во вселенной. Одновременно. Это определение безграничности. Он никогда не испытывает никаких трудностей в исполнении желаний, которые существуют с началом мира. Живые существа обладают лишь малой, ограниченной независимостью. Они могут либо стать слугами Кришны, либо слугами иллюзорной энергии Кришны.
Иллюзорная энергия имеет множество иллюзорных повелителей. Но они всего лишь являются представителями майи. Мы не можем сказать: «Я не зависим. Я не хочу служить Кришне. Не хочу служить и майе тоже. Я полностью независим». Так не может быть. Такова наша природа. Мы должны служить. И в этом состоянии наш выбор. И Кришна очень милостив. Он старается привлечь наше внимание, повлечь нас за Собой обратно. Материальный мир создан таким образом, что когда живое существо, живя в материальном мире, разочаровывается в нем, это значит, что это сделал Сам Господь в конце концов. В этом материальном мире мы не можем быть счастливы. Служа майе, мы можем сделать множество попыток достичь счастья. Но это счастье очень мимолетно – это отражение, о котором мы говорили сегодня утром. Мы не можем постичь счастья, получить его, стараясь насладиться отражением. Поэтому суть субстанции – это наши взаимоотношения с Кришной.
На самом деле, у нас нет ничего общего с этим материальным миром. Нам только кажется, под воздействием иллюзорной энергии, что мы имеем что-то общее с этим миром. Мы самоотождествляем себя с этим миром. Например, если мы смотрим на отражение в воде. Когда вода движется, кажется, что движется отражение. Но отражение на самом деле не движется. Эту иллюзию создает движение воды. Когда мы отождествляем отражение с водой, то кажется, что движется вода. Так же когда мы отождествляем себя с этим материальным миром, тогда счастье, страдание, несчастье – всё это проявляется. Это происходит лишь потому, что мы ложно самоотождествляем себя. Поэтому основная цель нашей жизни – познать Кришну. Познать – кто Он такой и постоянно помнить о Нем. Кришна гарантирует нам, говоря такими словами, что: «Тот, кто покинет тело, помня Меня, Он обязательно достигнет Моей природы». В этом нет сомнения. Такова цель нашей жизни. То есть цель нашей жизни – всегда помнить Кришну.
ман-мана бхава мад-бхакто мад-яджи мам намаскуру
Кришна говорит Арджуне: «Всегда помни обо Мне, думай обо Мне, предлагай свои поклоны Мне. Так ты непременно придешь ко Мне». (Б.Г. 18.65)
Таким образом, Кришна, будучи в сердце каждого живого существа, помогает нам, давая возможность вспомнить о Нем, даруя нам ведическую мудрость, посредством которой мы можем приблизиться к Нему. Так можно понять этот стих. В этом суть этого стиха.
Вопрос: Как дать определение слову «абсолют»?
Ответ: Абсолют означает, что Он никогда не изменяется. Сказано, что Он является Верховной Абсолютной истиной. Это значит, что Его положение никогда не меняется.
маттах паратарам наньят кинчид асти дхананджая
(Б.Г. 7.7)
Кришна говорит, что не существует истины превыше Меня. Все покоится на мне, как жемчужины на нити. Это значит, что все опирается, покоится на Кришне. Это не значит, что 5000 лет назад, это было актуально, это было правдой, а сейчас нет. Абсолютная Истина относится ко всем временам. Поэтому Кришна говорит, что Я возвещаю эту весть вам, которую Я дал 250 миллионов лет назад богу Солнца. Это знание не подвластно времени. Кришна существует вне времени. Время существует лишь в этом материальном мире.
В третьей песне "Шримад-Бхагаватам" описывается процесс творения. И первое, что создается – это вечное время, поскольку без времени не может ничто произойти. Как можно создать что-либо, если нет времени, поэтому первым делом создается фактор времени. Затем под воздействием фактора времени происходит дальнейшее творение и разрушение мира. Но Кришна существует вне пределов времени.
ведахам саматитани вартаманани чарджуна
бхавишьяни ча бхутани мам ту веда на кашчана
(Б.Г. 7.26)
Кришна говорит: «Я знаю все, что происходило в прошлом, все, что происходит в настоящем. Я знаю то, что только еще будет. Я так же знаю всех живых существ. Меня же не знает никто».
Так, что Кришна знает всё: прошлое, настоящее, будущее, потому что Он существует вне пределов времени. И когда Кришна говорит, что Он представляет Истину, открывает Истину – это значит, что эта Истина универсальна, она всегда является Истиной. Так что эта Истина, Его игры происходят вне времени, они всегда проявлены, всегда истинны. Вот что значит Абсолют. Не изменяющийся!
И, наоборот, относительные истины всегда изменчивы. То есть относительная истина – это значит, что истина зависит от другой, и эта истина сама по себе не может существовать без другой. Но Абсолютная Истина не зависит ни от кого. Он есть Кришна, то есть Он не зависит ни от кого другого. А относительная истина материального мира, в котором мы живем, соотносится с чем-то другим. Мы говорили об определенном феномене, который происходит в этом мире. Но мы знаем, что этот феномен, просто временное явление в царстве вечного времени. Мы можем сказать: «Вот это – стол». Другой скажет: «Да, это правда, это стол». Но в царстве времени стол не всегда стол, потому что материальная природа безгранично изменчива, она все время трансформируется. Но Кришна никогда не меняется. Сказано, что духовный мир – высший и неизменчивый. Весь духовный мир является проявлением действий внутренней энергии Господа. А Он является первичным источником этой энергии. Поэтому Его называют Всевышней Абсолютно Истиной, а все другое зависимо от Него.
Вопрос: Если мы повторяем Харе Кришна мантру и она обладает таким всеочищающим действием, мы познаем Кришну. Зачем тогда изучать ведическую литературу? В чем смысл этого изучения?
Ответ: Да, повторяя святые имена, можно полностью понять Его. Да, это правда. Шрила Гауракишора дас Бабаджи был безграмотным, он не умел читать, но он был духовным учителем одного из величайших пандитов, духовных ученых в истории вайшнавизма. Так что, не обязательно изучать Веды с тем, чтобы познать Господа. Святое имя Господа самодостаточно. Тот, кто повторяет святое имя чисто, без оскорблений, может познать Господа. Но, это обязательно должно быть повторение без оскорблений. Даже, если человек повторяет святое имя миллионы жизней и при этом делает оскорбления, он не разовьет в себе любви к Господу, преданности. А это является целью воспевания.
Когда Господь Чайтанья говорил с Пракашанандой Сарасвати, Пракашананда Сарасвати спросил: «Почему Ты не изучаешь Веданту, как делают все остальные саньяси?» Господь Чайтанья смиренно стал в положение глупца. Он сказал: «Духовный учитель считал Меня величайшим глупцом, и он сказал Мне, чтобы Я просто повторял святое имя. И повторяя его, Я чувствую великий экстаз. Я хочу пойти к духовному учителю и рассказать ему о том опыте, который Я имел, повторяя святые имена. Это опыт любви к Господу».
Хотя Господь назвал Себя глупцом, Он вел Себя как глупец. На самом деле Он являлся величайшим знатоком Вед и победил в дискуссии в полемике Пракашананду Сарасвати, так же и всех саньяси-маявади. Это произошло потому, что Он очень хорошо знал ведическую мудрость. И тот, кто имеет очень твердую веру, святую веру в духовного учителя и Верховного Господа, тот, кто твердо верит в святое имя, ему автоматически открывается все знание ведической мудрости.
Но обычно мы видим, что такой веры у нас нет, поэтому нам надо изучать Веды, с тем, чтобы узнать о Кришне, с тем, чтобы служить Господу, прославляя Его. Иначе говоря, преданный изучает Веды не для того лишь, чтобы самому их понять, но для того, чтобы мог нести служение Господу.
Приводится такой пример, если брахман изучает, но не может учить других, то он подобен разбитому горшку. Если вы наполните треснувший горшок водой, она постепенно вытечет. Так что мы изучаем Веды не только для себя. Мы изучаем для того, чтобы могли нести служение Господу. С тем, чтобы мы могли шире распространять славу Господа. Когда мы служим – распространяем славу Господа, таким образом, так же не забывая повторять святые имена, мы можем очистить свое бытие и собственными глазами увидеть Кришну, который присутствует в святом имени.
Повторяя святое имя, перед нами раскроется духовный мир, поэтому мы делаем и то, и другое: мы повторяем Харе Кришна и изучаем ведическую литературу с тем, чтобы мы могли распространять славу о Господе.
Вопрос: Сказано, что Кришна знает все, но так же сказано, что Кришна не знает, когда живые существа возвратятся обратно к Нему. И это звучит противоречиво.
Ответ: Когда говорят, что Кришна знает все, имеется в виду какие желания имеет живое существо. И когда Кришна знает желания живого существа, Он знает: предастся это живое существо или нет. Потому что в Ведах сказано, что Кришна присутствует в сердце каждого живого существа и знает их желания. Кришна говорит, что Я знаю всех живых существ. Так что знать в этом смысле, значит знать желания. Поэтому мы называем Его Всезнающим, проявление Сверхдуши.
Есть такой пример. Король знает все земли своего государства. Так же и Господь знает желания всех живых существ, которые живут во вселенной. Если бы Он знал – предастся живое существо или нет, тогда бы это означало бы, что Он отобрал бы у него небольшую независимость. Господь не отбирает ее. Эта независимость принадлежит нам. Кришна не давит на живое существо, чтобы оно Ему предалось. Кришна дает живому существу возможность выбора. Так что Кришна знает все, поскольку Он знает желания живых существ, и знает, что живое существо возвратится к Нему. Он знает это одновременно, поэтому Он знает все. Он знает все в любой момент времени. Невозможно найти такое мгновение, когда Кришна что-то не знает. Кришна сразу же знает, когда живое существо обращается к Нему. И когда Кришна говорит, что Я знаю все живые существа, как раз и имеется в виду, что Он знает какие желания у живого существа. Поэтому, в материальном мире в качестве Сверхдуши, Кришна знает все желания живого существа. Он находится в сердце. Он так же знает желания нитья-сиддх, то есть вечно освобожденных душ. Таким образом, Кришну можно назвать Всезнающим. Он одновременно знает все живые существа.
Харе Кришна!
(Лекция из брошюры «Лекции его божественной милости Шрилы Ниранджана Свами»)
Примечание: слова в квадратных скобках – [...] – поправки оператора.