Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [19]

В комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху» говорится, что слово сататам в этом стихе из «Падма-пураны» означает «ежедневно». Мы должны устроить свою жизнь так, чтобы каждый день слушать трансцендентные повествования о Кришне. Речь не о том, чтобы слушать бездумно, превратив это в своего рода ритуал, нет, слушать о Кришне нужно так, чтобы появлялось желание слушать еще и еще. Однажды у меня спросили, как определить, достаточно мы слушаем о Кришне или нет, и сколько именно нужно слушать. Вопрос прозвучал очень искренне и честно. И в самом деле, сколько часов в день нужно слушать, чтобы это подействовало—час или шесть часов, или хватит пяти минут? Я объяснил, что преданный никогда не считает, что он слушает о Кришне достаточно. Нельзя устанавливать ограничения для слушания и воспевания, потому что цель жизни состоит в том, чтобы слушать и воспевать непрерывно. Гопи проклинали Господа Брахму за то, что, создавая глаза, он совершил ошибку—сделал их моргающими. Они хотели смотреть на Кришну не отрываясь, и им не нравилось, что глаза иногда моргают. Гопи в голову не приходило определять, сколько часов в день смотреть на Кришну будет достаточно—они хотели смотреть на Него, не отвлекаясь ни на мгновение.

Мы должны развивать в себе желание слушать о Кришне непрерывно. Разумеется, у каждого из нас

есть обязанности, которые тоже требуют времени, и может показаться, что они отвлекают нас от повествований о Господе. Но Кришна может устранить все препятствия, если увидит, что мы правильно распоряжаемся тем временем, которое нам доступно. Свободное время есть у каждого из нас, но всегда ли мы правильно его используем? Целый день мы работаем, а потом, придя домой, включаем телевизор: «Что-то устал я сегодня, не могу слушать о Кришне. Целый день вертелся, как белка в колесе, надо ведь и отдохнуть. Конечно, можно было бы найти и более полезное занятие, чем смотреть телевизор, но надо ведь и чувствам дать какую-то поблажку». Обстоятельствам, отвлекающим нас от Кришны, нет числа.

Господь хочет убедиться в том, что мы действительно хотим посвятить время, которое Он нам предоставляет, тому, чтобы слушать о Нем. Если мы боремся с собой, стараясь удовлетворить Кришну, Он вознаградит нас сторицей, даровав нам истинный плод. Для преданного служения не существует препятствий, кроме отсутствия желания служить Кришне. Поэтому все сводится к тому, чтобы развить в себе это желание. Единственный способ его развить—слушать о Кришне, воспевать святые имена, помнить о Нем, поклоняться Божеству, предлагать молитвы, стать Его слугой, служить Его лотосным стопам, дружить с Ним, посвятить Ему всё. Таковы девять процессов бхакти-йоги, и следовать им нужно ежедневно. Даже одного процесса из названных девяти достаточно, чтобы достичь совершенства, но для этого нужно каждый день взращивать в себе стремление обрести Кришну. Шрила Прабхупада часто

употреблял слово «взращивать» применительно к этому желанию, потому что после того, как семя бхакти посажено, его нужно растить—все мы своего рода садовники и огородники. Если говорить об этой работе в прямом смысле этого слова, для меня это труд мало знакомый. За всю свою жизнь я ковырялся в земле, возможно, раз пять, не более. Но те из вас, кто делал это чаще, знают, что растения нужно поливать, пропалывать, удобрять и охранять. Шрила Прабхупада пишет в «Чайтанья-чаритамрите», что вокруг огорода должен быть крепкий забор, чтобы бешеный слон, хати-мата, не мог забраться внутрь. Шрила Прабхупада объяснял, что забор, охраняющий росток бхакти от бешеного слона,—общение с преданными. Конечно, если вы неосторожны и совершаете оскорбления, такое общение вас не защитит, поэтому надо быть осторожным.

Однажды я поехал в Северную Калифорнию, в гости к своему духовному брату, который живет там у подножия гор и выращивает сад. В числе прочего он рассказал, какое бедствие для сада несут сурки, которые роют повсюду норы и, подгрызая корни, губят плодовые деревья. Этому преданному приходится сидеть сиднем возле своего сада, не отлучаясь ни на день, потому что от сурков не спасают никакие заборы—чтобы добраться до корней деревьев, им ничего не стоит прорыть под забором ход.

Любое семя нужно поливать, чтобы оно проросло, и семя бхакти мы поливаем, постоянно слушая о Кришне. Порой преданные этого не понимают, наивно полагая, что достаточно посеять и помолиться, а там что Бог даст. «Главное,—думают они,—получить

посвящение, и тогда, можно сказать, царство божье в кармане». Это не так—если преданный забывает об осторожности, не слушает о Кришне, не умеет росток бхакти отличить от сорняка, он будет совершать оскорбления и страдать от их последствий. Сорняки это аиартхи, ненужные желания в сердце, они могут заглушить лиану бхакти, особенно на первых порах, пока она еще маленькая и хрупкая. Очень важно научиться правильно распознавать сорняки и вырывать их, как только они появляются. Кути-нати (критиканство), джива-химса (враждебность), иишиддхачара (пренебрежение к наставлениям Вед), пуджа (стремление к почету) и другие—все они находятся в сердце и проявляются даже если мы занимаемся преданным служением.

Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет в «Мадхурья-кадамбини», что у аиартх есть четыре источника: грех, благочестие, оскорбление и бхакти. Невежество толкает человека ко греху, а, совершив грех, он получает прарабдха-карму и апрарабдха-карму. Апрарабдха-карма и есть анартха, возникающая из греха. Благочестие и оскорбления являются вторым и третьим источниками аиартх. Четвертый источник—бхакти. Человек, совершающий преданное служение, может возжелать славы на этом поприще: «Я получил посвящение и долго повторяю Харе Кришна, куда дольше, чем остальные. Поэтому все должны меня уважать и служить мне». Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур предупреждает, что повторение святого имени может пробудить эту вредную аиартху, таранга-рангини— желание почивать на лаврах преданного. Следует

отдавать себе отчет в том, что преданное служение, которое мы совершаем, не является чистым. Аиартхи будут проявляться, и нужно быть настороже, чтобы распознать их вовремя, пока они не успели заглушить лиану бхакти.

Для того, чтобы росток преданного служения развивался, в равной мере требуются и солнечный свет, и вода, и прополка, и удобрение, и должная охрана. В первую очередь нужно стараться ежедневно слушать о Кришне—это как вода для лианы преданности. Когда мы стараемся слушать о Кришне, на сердце льется поток бхакти, и чем шире мы открываем сердце навстречу этому потоку, тем сильнее он его заполняет. Естественно, слушать нужно от того, у кого есть бхакти.

Когда мы слушаем о Кришне, это помогает нам помнить о Нем. В одной из своих лекций Шрила Прабхупада говорил, что начало всему—шраваиам, слушание, за ним следует киртаиам, воспевание, ну а памятование, вииту-смаранам, проявляется само собой благодаря первым двум процессам. «Тот, кто хорошо слушает, может хорошо повторять, а тот, кто слушает и повторяет, сможет и помнить».

Благодаря Шриле Прабхупаде у нас есть удивительная наука о том, как помнить Кришну. У нас есть прекрасные истории о Господе и замечательные наставления. «Просто повторяйте то, что я вам дал,— просит нас Шрила Прабхупада.—И аре декха, таре каха 'кришна '-упадеша*2—слушайте и рассказывайте другим, не ограничивайтесь одним слушанием». Прабхупада часто цитировал этот стих из «Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья, 7.128) и говорил, что мы

можем служить Господу Чайтанье, рассказывая всем, кого повстречаем, науку о Кришне, которую узнали из «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Нет пути лучшего, чем этот, для человека, который хочет помнить о Кришне.

Далее: