Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [50]

Безопасное место в материальном мире невозможно создать самому, совершая какую бы то ни было механическую деятельность. Нельзя соорудить некую теплицу, ограждающую нас от влияния материального мира. Конечно, преданный, который обрел прибежище лотосных стоп Господа, находит себе приют, он подобен путнику, вернувшемуся из утомительного путешествия в уютный дом. Разумеется, возвращение домой можно представлять себе по-разному. Например, так. Изнуренный человек открывает двери

родного дома после долгого, полного бед n лишений путешествия, с облегчением видит свой телевизор, и любимое кресло, и с криком «Ну наконец-то я вернулся!» радостно в него плюхается. «Теперь я дома, и могу делать все, что хочу: захочу включу телевизор, захочу выключу. Захочу—положу ноги на стол и никто не посмеет сказать мне, чтобы я сел как следует. Ах, как я устал, но путешествие кончилось и я вернулся домой». Это не тот дом, в который возвращается преданный, потому что для преданного дом— сознание Кришны. Только оно может дать нам подлинную, надежную защиту и счастье. Ум преданного спокоен, потому что он чувствует: Кришна его защищает. Там, где есть Кришна, нет Maim.

кришна—сурйа-сама; майа хайа андхакара йахан кришна, тахан нахи майара адхикара

«Господь подобен лучезарному солнцу. Поэтому там, где находится Верховная Личность Бога, нет места тьме или невежеству» (Ч.-ч., Мадхья, 22.31). Когда человек принимает сознание Кришны, тьма иллюзии рассеивается, и он обретает счастье и покой. Он замечает, что Господь отвечает взаимностью на его чувства и защищает его. Кришна видит, когда преданный думает о Нем, всеми силами старается доставить Ему удовольствие и ничего не просит взамен. Как же Он может забыть о нем? Кришна отдает такому преданному самый драгоценный дар—Свое сердце, и преданный чувствует это. Он начинает ощущать присутствие Господа в святом имени и это дарует ему

несказанное блаженство.

Рупа Госвами, повторяя имя Господа, плачет и молится, чтобы Господь дал ему миллион языков и миллиард ушей. Попытайтесь представить себе, какое блаженство должен испытывать преданный, когда святое имя танцует на его языке, если он не мечтает ни о чем другом, кроме как о миллионе языков и миллиарде ушей. «Мои чувства замирают,—говорит он,—и ум застывает, когда я слышу два этих слога: криш-на».

Преданный чувствует присутствие Кришны в Его святом имени, потому что Кришна по Своей доброте хочет отдать Себя преданным и дает им возможность общаться с Собой через святое имя. А преданный, со своей стороны, стремится использовать для служения Кришне все—время, имущество, деньги, и считает это единственной защитой в материальном мире. Он твердо верит в то, что Кришна обязательно защитит его, и ни на что другое не надеется. Мы должны развивать в себе эти качества в обществе преданных. Чем больше мы общаемся с теми вайшнавами, у которых есть привязанность к слушанию и воспеванию, чем больше открываем им сердца, чем ярче в нас горит огонь стремления к бхакти, тем быстрее сгорят дотла все материальные желания. Распахните пошире двери ваших сердец для повествований об играх Кришны, звучащих на устах Его преданных.

Нарада Муни сравнивает повествования об играх Господа с потоком нектара. Попав в этот поток, человек забывает о голоде, жажде и других потребностях тела, и освобождается от иллюзии, страха

и скорби. Преданный принимает прибежище Верховного Господа, погружая в игры Господа свой ум, сердце, речь и мысли. Если у него появляется возможность усилить свою привязанность к слушанию и воспеванию, он, не теряя ни минуты, воспользуется ею. В материальном мире у преданного много обязанностей, но он помнит, что любая деятельность должна в конечном счете развивать привязанность к слушанию и воспеванию, а иначе это пустая трата времени.

«Учение царицы Кунти» 18 июля 2003 года, Каунас

Право попасть на Голоку Вриндавану и поклоняться там Кришне нужно заслужить, и мы можем достичь этого уровня, поклоняясь Божеству. Если мы хотим, чтобы Господь был всем доволен, это и есть преданность. Такое отношение пленяет Господа.

Мы продолжаем рассматривать девять качеств преданного, находящегося на уровне бхава-бхакти. Такой преданный не теряет времени зря, скромен, отречен, стоек, твердо верит в то, что Кришна его защитит, несмотря ни на что надеется достичь высшего уровня преданности и, рассчитывая в этом на милость Кришны, а не на собственные силы, старается посвятить все свое время любовному служению Кришне, обладает устойчивым вкусом к воспеванию, любит прославлять качества Верховного

Господа и жить в тех местах, где Он проводил Свои игры. Шрила Рупа Госвами объясняет, что поскольку эти качества трудно скрыть, если они есть, и так же трудно имитировать, если их нет, они могут послужить отличным способом распознать, какого успеха преданный достиг в преданном служении. Мы закончили читать о притис тад-васати-стхале, стремлении преданного жить в святой дхаме, и продолжим читать «Учение царицы Кунти» дальше.

Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): Тело Кришны полностью духовно (сач-чид-ананда-виграха), но у нас нет зрения, чтобы его видеть. Мы привыкли смотреть на грубые материальные объекты (джада)—на камни, металлы, дерево, и поскольку Кришна пребывает во всем, Он показывается на наши несовершенные глаза в форме, состоящей из этих элементов. Кришна, конечно, не камень, и мы поклоняемся не камню, но поскольку мы в состоянии видеть только грубые элементы вроде камня, Кришна милостиво является перед нами в форме, высеченной из него. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы жить в храме, где поклоняются Кришне.

Преданный должен понимать, что он во всем зависит от Кришны. Это и есть сознание Кришны. «Без Кришны моя жизнь бессмысленна и опасна»,— осознает такой преданный. Царица Кунти, вознося Кришне молитвы, говорит: «Кришна, Ты считаешь, что все беды для нас позади, но это не так, мы всегда в опасности. Если Ты решишь, что мы в безопасности, кто тогда нас будет защищать? У нас нет иного прибежища, кроме Твоих лотосных стоп. Сыновья убитых в битве царей жаждут мести, и поэтому мы по-преж-

нему окружены врагами».

Кришна пришел к Кунтидеви, чтобы попрощаться с ней и взять пыль с ее стоп, так как она была для Господа тетей, то есть, старшей. Но Кунтидеви обращается к Нему не как к любимому племяннику, а как к Прабху, Господу. Она понимает, что Кришна—Верховный Господь, хотя играет роль сына ее брата.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Прабхупада объясняет, что тело Господа полностью трансцендентно, сач-чид-ананда, но мы не обладаем зрением, чтобы видеть духовное тело. Поскольку обусловленные живые существа привыкли к формам, состоящим из грубых элементов (джада), Кришна милостиво проявляется в доступной нашему восприятию форме, чтобы мы могли поклоняться Ему и получить благо. Одно из самых важных положений арчаны, поклонение Божеству, состоит в том, что Верховный Господь—владыка и источник всех энергий, как духовных, так и материальных, располагает неограниченным их количеством и может посредством них делать все, что пожелает. Все энергии Господа делятся на три основных вида: первый—духовная энергия, она исполнена знания; второй—живые существа, которые хотя и принадлежат к духовной энергии, склонны попадать под влияние энергии третьего вида—материальной. Действие последней на живые существа проявляется как невежество и деятельность ради ее плодов.

Итак, Господь—Верховный Творец и начало всего, Он—первоисточник всех энергий, а всё космическое творение—просто их трансформация. Хотя ученые выдвигают теории творения вселенной, в которых Господу не находится места, преданные знают, что все сущее исходит из Него—Верховного Господа. Его тело—сач-чид-ананда, и Он вечно обитает в Своей трансцендентной реальности на Голоке Вриндаване.

Далее: