Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [59]

В выражении ман-мана бхава слово бхава означает уровень экстатической любви к Богу. Рупа Госвами, описывая бхаву в «Бхакти-расамрита-синдху», пишет, что этот уровень соответствует трансцендентному уровню шуддха-саттвы, чистой благости. Состояние бхавы сравнивают с солнцем любви к Богу, восходящим над горизонтом. Преданный, достигший этого уровня, непрерывно испытывает различные вкусы и экстатические эмоции любви к Кришне, и от этого его сердце смягчается. Бхаву называют преддверием премы, любви к Богу. Ум такого преданного постоянно сосредоточен на размышлениях об объекте его любви.

Шрила Прабхупада описывает в комментарии признаки любви к Богу, которые проявляются в сердцах преданных Вриндаваны: «Мама Яшода, Нанда Махарадж, Радхарани, гопи, коровы, телята, пастушки только и делали, что плакали о Кришне, и это позволяло им всегда чувствовать Его присутствие,

потому что Его присутствие гораздо сильнее ощущается в разлуке. Именно тому, как любить Кришну в разлуке, учил Господь Чайтанья». Преданные такого уровня не перестают думать о Кришне ни на миг, но в разлуке их любовь к Нему достигает вершины.

Любовь в разлуке бывает нескольких видов. Первый: пурва-рага—предварительное влечение, предшествующее первой встрече. Некоторые девушки-паст/ушки, как рассказывается в «Бхагаватам», влюбились в Кришну, еще ни разу не увидев Его, а просто узнав об Его играх или услышав, как Он играет на флейте, когда идет на пастбище. Гопи все время испытывают чувство разлуки, потому что их встречи с Кришной перемежаются расставаниями, причем йога-майа действует на них так, что каждая следующая встреча для них как первая. Такова роль йога-майи— она усиливает и углубляет любовь преданных Голоки Вриндаваны к Кришне. Еще одна разновидность любви в разлуке—мана, и ее испытывают гопи, когда рассердившись на Кришну, бросают Его. Этот гнев тоже усиливает их взаимную любовь. Следующая разновидность любви в разлуке—праваса, страстное желание увидеть Кришну снова. Когда Кришна уехал в Матхуру, гопи, мама Яшода, Нанда Махарадж и мальчики-пастушки остро переживали разлуку с Ним и жили только надеждой на Его возвращение. Разлуку другого вида они испытывали еще до отъезда Кришны, предчувствуя скорое расставание, сама мысль о котором разбивала их сердца. Когда Кришна садился в колесницу и они видели, как Он уезжает, они испытывали разлуку еще одного вида. Шрила Прабхупада пишет, что благодаря чувству разлуки, которое переживали обитатели Враджа, Кришна проявлялся в их сердцах, и поэтому они никогда с Ним не расставались. Рупа Госвами объясняет в «Бхакти-расамрита-синдху», что хотя Кришна уехал в Матхуру и жил там сорок четыре года, любовь мамы Яшоды была такой же сильной, как в тот день, когда Он уехал, и так же, как в тот день, молоко текло из ее груди.

Любовь, которую испытывают преданные, встречаясь с Кришной, тоже бывает разных видов. Еще ни разу не повстречавшись с Кришной, Шримати Радхарани уже знала о Нем и слышала, как Он играет на флейте. Ей хотелось увидеть, как Кришна выглядит, и Ланита и Вишакха нарисовали Его портрет. Взглянув на портрет, Шримати Радхарани почувствовала присутствие Кришны в изображении, смутилась, потупилась и прикрыла лицо краешком сари. Еще до первой встречи Она испытывала любовь в разлуке, пурва-рагу, а потом Она встретилась с Кришной, увидев Его на изображении. Когда преданный после долгого ожидания, которое он так остро переживал, впервые видит Кришну воочию, чувство, которое он испытывает при встрече, называется сиддхи, совершенство. Когда преданный видится с Кришной после долгой разлуки, его чувства называются тушти. Когда преданный ни на минуту не разлучается с Кришной, его любовь называется стхнти. Такой была любовь мамы Яшоды. Кришна уехал в Матхуру, но она чувствовала, что Он всегда рядом с ней, и в то же время она испытывала боль разлуки.

Любовь не застывает неподвижно. Она все время развивается, ее сопровождают различные эмоции, которые углубляются и усиливаются, и которым невозможно подражать, небрежно обронив: «Конечно, я люблю Кришну». Люди порой пытаются подражать духовным чувствам, и, чтобы мы могли отличить подлинные чувства от притворных, Рупа Госвами подробно описывает их проявления в «Бхакти-расамрита-синдху ».

Рупа Госвами приводит девять качеств, присущих преданному на уровне бхавы. Он пишет, что, с одной стороны, этим признакам невозможно подражать, с другой стороны, их трудно скрыть, и поэтому они могут служить критерием того, достиг преданный бхавы или нет. Первый называется авйартха-калатвам, и указывает на то, что преданный не теряет времени зря и двадцать четыре часа в сутки служит Кришне не только телом и речью, но также и умом. Качество кшанти означает, что преданный не отступает перед трудностями и терпеливо их сносит. Внрактн (отречение)—преданный равнодушен к объектам чувственного наслаждения, даже сталкиваясь с ними непосредственно. Мана-шунйата—в нем нет гордыни, он скромный и считает себя падшим, хотя находится на очень высоком уровне преданности. Аша-бандха—он надеется, даже если надеяться, казалось бы, не на что. Такой преданный считает себя падшим и знает, что не способен достичь совершенства в преданном служении благодаря собственным усилиям, но, в то же время, он твердо уверен в том, что благодаря Кришне достигнет совершенства. Преданному, который находится на уровне спонтанного преданного служения, присущи также качества: самутканта—страстное желание достичь совершенства в преданном служении; нама-гане сада

ручи—устойчивая привязанность к воспеванию святых имен Господа; асактис тад-гунакхйане— привязанность к обсуждению качеств Верховной Личности Бога; притис тад-васати-стхале— стремление жить в святой дхаме или в том месте, где прославляют Кришну.

Именно перечисленные выше девять признаков любви к Богу Рупа Госвами советует использовать в качестве критерия бхавы, потому что их трудно скрыть, невозможно имитировать, и они безошибочно указывают на то, что преданный достиг бхавы. В «Бхакти-расамрита-синдху» описаны и другие признаки бхавы: анубхава, саттвика-бхава, въябхи-чарп-бхава, но по ним трудно судить о том, достиг преданный бхавы или нет, потому что их легко имитируют материалисты и похожие признаки проявляют демоны. Камса иногда проявлял некоторые признаки, напоминающие саттвика-бхаву, например его лицо густо краснело (изменение цвета тела—один из признаков саттвика-бхавы, который называется ваиварнйа). Мама Яшода проявляла признак свара-бхеда, когда от гнева на Нанду Махараджа за то, что тот отправил Кришну в Матхуру, у нее прерывался голос. У Камсы проявлялся похожий признак, когда его голос дрожал от гнева на Кришну, а это, конечно, вовсе не значило, что он поднялся до уровня бхавы. Но девять качеств, перечисленных Рупой Госвами, таких как отречение, отсутствие гордости и другие, нельзя имитировать, и поэтому именно на них нужно в первую очередь обращать внимание, если вы хотите определить уровень преданного.

Обитатели Враджа всегда поглощены размышлениями о Кришне и проявляют возвышенные эмоции любви к Богу—слезы текут ручьями из их глаз, они метаются в лице, застывают в экстазе или дрожат, а порой проявляют пролаю—явление, когда застывает неподвижно не только тело, но также ум и чувства. Мама Яшода проявляла все эти признаки саттвика-бхавы, когда Кришна уехал в Матхуру. Рупа Госвами пишет, что когда Яшода, вернувшись домой, увидела на столе косметику Кришны, она почувствовала прилив экстатической любви, упала, стала кататься по земле и ее тело покрылось ссадинами. Она видела Кришну, куда бы ни падал ее взгляд—все, на что она смотрела во Вриндаване, напоминало Кришну и усиливало ее любовь. Стимулы, усиливающие экстатическую любовь, называются ви бхава. Кроме Самого Кришны, вибхавой могут быть также любые предметы, связанные с Ним,—например, отпечатки Его стоп в пыли Вриндаваны. Обитатели Вриндаваны везде видят эти отпечатки, и это усиливает их любовь к Нему.

Далее: