Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Милость в наставления т.1

стр [67]

Брахман из Аванти объясняет, что там, где люди привязаны к богатству, будут ссоры, вражда, гнев, похоть, воровство, лживость, насилие и лицемерие. Почему он вдруг понял эту истину? Потому что, потеряв богатство, он обрел некое отречение и увидел все то, к чему был так привязан, со стороны. Конечно, ему повезло: освободившись от привязанности к богатству, он понял, что только приняв прибежище лотосных стоп Мукунды, можно справиться с непреодолимыми препятствиями материальной жизни.

Материалистичный человек не понимает, что в конце концов Верховный Господь с помощью Своей внешней энергии заберет у него всё, что тот имеет и ценит. Ведь, в конечном счете, нам ничего не принадлежит. Но непреданный этого не осознает: он находится под влиянием энергии иллюзии и поэтому мыслит категориями «я» и «мое»—джанасйа мохо 'йам ахам мамети, он не понимает, что все принадлежит Кришне. Преданный знает, что его имущество и семья принадлежат Кришне, он чувствует, что

Кришна покровительствует ему, поэтому всегда счастлив и спокоен. У преданного нет материальных привязанностей, потому что у него есть бесценное сокровище лотосных стоп Кришны, в сравнении с которыми всё остальное выглядит ничтожным, сухим и невзрачным.

Непреданные не осознают, что их ждет неизбежный крах, и они потеряют всё, чем дорожили на протяжении всей своей жизни. Но материальная природа, действующая как орудие Господа, обязательно позаботится о том, чтобы это произошло. Господь ничего не станет отбирать у непреданных Сам, это обязанность подчиненной Ему материальной энергии. В «Шветашватара-упанишад» (6.8) сказано:

на тасйа карйам каранам ча видйате

на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришйате парасйа шактир вивидхаива шруйате свабхавики джнана-бала-крийа ча

«Тело Господа не похоже на тело обыкновенного существа. Его тело неотлично от Его души. Он абсолютен, и все Его чувства духовны. Каждый из Его органов чувств может выполнять функции любого другого органа. Поэтому на свете нет никого равного Ему или более великого, чем Он. Его энергия бесконечна и многообразна, поэтому все Его деяния вершатся сами собой естественным образом». В Шестой песни «Шримад-Бхагаватам» есть стих, объясняющий, почему Господь так поступает: «Хотя Верховный Господь не привязан к счастью и страданиям, которые мы испытываем в соответствии со

своей кармой, и хотя никто из нас не является для Него ни другом, ни врагом, все же, посредством Своей материальной энергии, Он создает благочестивую и неблагочестивую виды деятельности. Чтобы мы могли и дальше жить в этом мире как материалисты, он создает счастье и страдания, удачу и поражение, порабощение и освобождение, рождение и смерть» (Бхаг., 6.17.23). Господь действует в этом мире через Свою материальную энергию. Обусловленное живое существо выбивается из сил, борясь за свои так называемые жизненные ценности, которые энергия иллюзии у него со временем все равно отнимет. Раз за разом оно теряет всё, что по глупости считало своим, но снова и снова упрямо старается вернуть утраченное. Господь Ришабхадев называет таких людей одержимыми, праматтах:

нунам праматтах куруте викарма йад-индрийа-притайа апраноти

«Человек, который видит смысл жизни в чувственных наслаждениях, лишается рассудка. Словно одержимый, он бросается в омут материальной жизни и не задумываясь совершает самые тяжкие грехи. Он не знает, что получил свое тело в наказание за прошлые прегрешения и что именно это тело, хоть оно и не вечно, является причиной всех его страданийы (Бхаг., 5.5.4). Такой человек не понимает, что потеряет из-за своих прошлых грехов все, чем обладает, поэтому в «Шримад-Бхагаватам» его называют одержимым. Но преданный знает, что все принадлежит Кришне, он

знает, что Кришна милостиво принимает из рук вайшнавов любой подарок и любое подношение. Мы называем это милостью, ибо вайшнав испытывает удовлетворение и безмерное блаженство, когда Господь принимает то, что он Ему предложил. Порой Господь что-нибудь забирает у Своего верного слуги, и это радует слугу еще больше, потому что он понимает—у кого попало его Господин ничего отбирать не будет. В отличие от материалиста, жертвы законов материальной природы, судьбой преданного распоряжается Сам Господь. Когда преданный по воле Кришны терпит лишения, он осознает, что это чудесная и непостижимая милость его повелителя, он радуется, он в блаженстве. Шрила Прабхупада рассказывал своим ученикам о том, как Кришна даровал эту милость ему: «Кришна был так добр ко мне, Он забрал у мета всё». В «Шримад-Бхагаватам» (10.88.8) говорится: йасйахам анугржнами хариише тад-дханам шанаих—если преданный слишком привязан к своей материальной собственности, Господь, являя ему особую милость, забирает ее. Шрила Прабхупада обладал сознанием Кришны, и поэтому он знал: именно Кришна забрал всё, что у него было. «Мне так посчастливилось,—говорил он,—потому что Господь устранил все препятствия, связанные с обусловленным существованием».

Кришна говорит: «Что бы ты ни делал, полагайся на Меня во всем и действуй под Моим покровительством. Занимаясь преданным служением, полностью сосредоточь на Мне свое сознание, и тогда, благодаря Моей милости, ты сможешь преодолеть все препятствия обусловленной жизни. Если же ты действуешь, побуждаемый ложным эш, и не слушаешь Меня, то погибнешь». Преданный помнит о том, что все в руках Господа—он использует для служения Кришне то, что Кришна ему дает, и продолжает служить Кришне, если Кришна у него что-то забирает. Больше всего преданный ценит саму возможность радовать Господа своим служением. Служение Кришне—сокровище для преданного, которое он хранит в потаенном уголке своего сердца, сокровище, которое он бережет и которым наслаждается.

Между преданным и непреданным существует множество различий. Преданный обладает сознанием Кришны, и благодаря этому понимает, что ценно, а что нет. Шрила Прабхупада пишет, что у преданных, как правило, нет материальной собственности, но они обладают тайным сокровищем—лотосными стопами Господа. Героиня одной пьесы выбросила свои рубины и бриллианты в Ямуну, ибо чего стоят все сокровища земные по сравнению с подлинным сокровищем—Кришной? Лотосные стопы Господа для преданного—наивысшая драгоценность, и поэтому он использует любую возможность, любые обстоятельства, чтобы усилить свою привязанность к Нему. Поэтому даже когда Господь забирает у преданного что-нибудь, преданный считает это большой удачей.

Кришна воровал у старших гопи масло—самое дорогое, что у них было. Конечно, гопи делали вид, что сердились на Него, но в душе были счастливы. Их не тревожило то, что Кришна пробирался в их дома, воровал масло и бил посуду, наоборот, они были рады этому, потому что озорником был Кришна. Воруя и озорничая, Господь очаровывал старших гопи.

Однажды старшие гопи собрались вместе и стали вспоминать игры Кришны. «Куда бы ни пришел Кришна,—говорили они,—вместе с Ним приходит удача. Просто благодаря Его присутствию все вокруг становится благоприятным. Разве найдется человек, которого не привлекли бы прекрасные развлечения Кришны?» Стоит заметить, что под прекрасными развлечениями Кришны они подразумевали всевозможные шалости и проделки, которые Кришна совершал в их домах.

Далее: