Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Часть вторая [2]

Представление о кураторской системе. Зачем ее нужно развивать и поддерживать

Совместное преодоление трудностей сплачивает Иштагоштхи с брахмачари 8 августа 1999 г., Москва

На этой встрече речь пойдет о системе кураторов. Недавно меня попросили встретиться с преданными и рассказать им о системе кураторов. Эта встреча состоялась, и сейчас я хочу вам сказать то же, что говорил тогда: хоть я и не являюсь инициатором сегодняшней встречи, я охотно согласился ее провести, потому что убежден в том, что развивать систему кураторов необходимо.

Всякий раз, когда мне предоставляется такая возможность, я с большим удовольствием говорю о преимуществах этой системы. Я не затрагиваю эту тему на лекциях по «Шримад-Бхагаватам», потому что твердо убежден: это время предназначено лишь для того, чтобы говорить о «Шримад-Бхагаватам», а все организационные вопросы следует обсуждать на соответствующих встречах. Что касается нашей сегодняшней встречи, ее организовали именно для того, чтобы я рассказал вам о системе кураторов.

Сегодня я хотел бы поделиться с вами своими собственными мыслями, и поверьте, не собираюсь говорить от имени «наделенного властью» человека. Я просто хочу представить свою личную точку зрения, точку зрения человека, у которого за плечами двадцатисемилетний опыт жизни в ИСККОН. Если вы считаете, что эти годы что-то мне дали, то, возможно, когда я открою вам свое сердце, это немного поможет вам понять, почему я твердо убежден в том, что система кураторов важна и необходима.

Итак, не думайте, что на эту встречу пришел представитель Джи-би-си в Москве. Я не намерен вбивать вам в головы идею о системе кураторов. Я понял, что если я хочу донести идею до сердца человека, недостаточно просто вбить ему в голову резолюцию Джи-би-си. Я устал от этого, и потому много лет назад отложил свой молоток в сторону. Теперь, если я беру его в руки, то только чтобы забить гвоздь. Я не пользуюсь молотком для того, чтобы вколачивать мысли в голову, вместо этого я стараюсь открывать умы и, надеюсь, сердца.

Собираясь прийти сюда, я думал, что если первым открою свое сердце, это, может быть, что-то изменит. Поэтому все, что я хочу, это рассказать вам, почему я сам считаю эту систему кураторов такой важной.

Надеюсь, это вступление поможет вам понять, почему я пришел на эту встречу. Также надеюсь, что вам стало ясно: к вам пришел не представитель Джи-би-си. Забудьте об этом. К вам пришел Ниранджана Свами. Хорошо?

За годы моего пребывания в сознании Кришны, или точнее, в Движении сознания Кришны, я стал свидетелем происходящих в нем изменений. Некоторые из них бросаются в глаза, другие не столь заметны. Когда я воскрешаю в памяти причины, по которым присоединился к Движению сознания Кришны, то вижу, что я хотел развить преданность Господу Кришне и понять, как обрести сознание Кришны. В ту пору Движение не было еще таким организованным. Шрила Прабхупада уже основал много храмов по всему миру и создал Джи-би-си, но это произошло незадолго до моего прихода. Организация уже существовала, но наша жизнь в храме была предельно проста. Тогда не было ни программ для начинающих бхакт, ни программ по привлечению в Движение новых членов. Никто не употреблял слово «департамент». Не помню, чтобы это слово вообще произносилось. Был президент, был комендант, и был храм, битком набитый брахмачари; было также несколько брахмачарини. Недалеко от храма жили домохозяева, однако брахмачари было большинство.

Движение только зарождалось, и жили мы просто и аскетично. В ту пору денег у нас было немного. Я помню мою первую зиму в храме, когда там не было отопления. Каждому брахмачари выдали по куртке с капюшоном, таким огромным, что полностью закрывал лицо. Денег в храме не хватало, и поэтому куртки были довольно дешевые- долларов по двадцать. Тем не менее, кроме них у нас больше ничего не было. На ночь мы как можно плотнее укутывались в эти куртки, а те, у кого были спальные мешки, забирались в них. Безыскусная жизнь. По утрам мы просыпались и шли на мангала-арати, повторяли джапу, завтракали. Утренний прасад состоял из дольки апельсина, горстки турецкого горошка и овсянки - это и был весь наш завтрак. Приняв прасад, мы мыли полы и шли на харинаму, почти на весь день. Обедали мы, не возвращаясь в храм - прямо на улице или в метро -хлебом и картошкой. И только к вечеру, часам к пяти, мы отправлялись обратно в храм. Обычно группа харинамы состояла из двух преданных, но иногда, когда воцарялось необычайное воодушевление, группа увеличивалась до четырех человек. В то время в храме жило не так уж много преданных. Когда я присоединился к Движению, в храме находилось около пятнадцати преданных, нет, даже меньше - двенадцать. Возвратившись в храм, мы принимали омовение и шли на сундара-арати, а потом на лекцию по «Бхагавад-гите». И так каждый день. Распространение книг стало развиваться всего лишь за год до того, как я присоединился к Движению. И поэтому все наши усилия были направлены на поклонение Божествам, на проведение харинам, на распространение прасада во время харинам, и на распространение журнала «Бэк ту Годхед». Жизнь наша была простой и упорядоченной, Шрила Прабхупада подчеркивал, что для распространения сознания Кришны мы должны проводить харинамы, распространять журнал «Бэк ту Годхед», поклоняться Божествам, и каждый день посещать лекции. Ведя этот незатейливый образ жизни, мы учились тому, как превратить наше прежнее, такое запутанное и прихотливое существование в простую жизнь в сознании Кришны.

Когда-то я уже писал одному московскому преданному: мы жили как одна семья. У нас были трудности - мы спорили, у нас были финансовые сложности - мы боролись. Но мы боролись сообща. И поскольку мы боролись сообща, мы помогали друг другу, могли положиться друг на друга и получить поддержку. Помню, у меня было много друзей в храме. Президент храма был одним из них. Иногда он подходил ко мне и дружески хлопал по плечу. Я так нуждался в этом, потому что порой мне приходилось трудно. Я боролся. В особенности мне было тяжело, когда я начал распространять книги. Это стоило мне огромных усилий. Но я всегда чувствовал, что меня оберегают, и что я нахожусь в безопасности. И был счастлив. Невзирая на то, что мне было нелегко, я был счастлив, потому что знал - обо мне заботятся. Никогда не забуду эти первые годы в Движении сознания Кришны.

Я очень рад, что преданный, который был президентом в нашем храме, до сих пор очень активно проповедует. Я благодарен ему за то, что он тогда заботился обо мне. Сейчас он проповедует в Италии. Прошло лет пятнадцать-двадцать с тех пор, как он уехал туда. В этом году я хочу пригласить его в Москву. Посмотрим, что из этого получится.

Если бы не забота и Поддержка президента храма и лидера санкиртаны, кто знает, удалось бы мне выдержать все трудности того времени или нет. Затем пришло время, и мне дали рекомендацию к посвящению. Президент храма, в котором я тогда жил, рекомендовал меня Шриле Прабхупаде, и Шрила Прабхупада написал в письме о том, что он принял меня своим учеником: «Я принял его -далее следовало мое кармическое имя - как своего должным образом инициированного ученика. Его духовное имя Ниранджана дас. Оберегайте его и заботьтесь о нем». Так и написал. Прабхупада сказал, что президент должен позаботиться обо мне, потому что сознание Кришны означает воспитание идеального человека. К сожалению, я тогда не прочел это письмо. Президент храма не показал его мне. Не знаю почему. Увидел я его намного позже. Когда же я его наконец-то прочел и стал вспоминать как все было, то высоко оценил заботу и участие Прабхупады и президента.

Я очень хочу чтобы вы поняли: именно забота и поддержка, которые я получал в первые годы пребывания в Движении, как ни что другое помогли мне утвердиться в сознании Кришны. И это не была забота «по обязанности». От такой заботы нет никакого проку. Я чувствовал, что президент храма печется обо мне не потому, что его как президента вынуждает к этому долг, не потому, что, хочет он того или нет, но он обязан опекать бхакту N. Нет, он заботился обо мне. И что меня больше всего привлекало: он хотел, чтобы я обрел сознание Кришны. Он опекал меня не потому, что на кухне не могли обойтись без мойщика посуды, не потому, что я был единственным плотником на весь храм, которому приходилось постоянно что-то ремонтировать и пристраивать, и не потому, что фактически только у меня были водительские права.

Мне могут возразить: «А что если вам только казалось, будто он заботился о вас бескорыстно?» Нет, я чувствовал, что его забота была искренней. Я никогда не замечал за ним потребительского отношения. Я всегда видел, что он заботится обо мне, потому что, когда бы он ни проходил мимо, он садился рядом со мной и рассказывал что-нибудь о Шриле Прабхупаде. В те дни собрания проводились редко. Не припомню, чтобы я присутствовал на каком-нибудь собрании в офисе президента. Наши встречи происходили просто: он подходил ко мне, хлопал по плечу, садился рядом, и мы говорили несколько минут, после чего я чувствовал очищение, вдохновение, воодушевление и желание продолжать свое служение. Мы сообща преодолевали все трудности, и было совершенно естественно, что президент храма точно так же мог обратиться к каждому, кто нуждался в его заботе и участии.