Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Третья часть [8]

В Индии люди возмущается поведением преданных. В Майяпуре, например, преданных из разных гаудия-матхов шокирует, когда они видят, как общаются мужчины и женщины ИСККОН. Бомбей другое дело, там можно увидеть и не такое, но в святой дхаме, во Вриндаване, например, люди просто перестают нам доверять. Жители Вриндавана не признают ИСККОН - не могут. Они видят, что наши преданные, женщины и мужчины, проводят время вместе, а также видят, как ведут себя незамужние женщины. Женщины должны находиться под опекой, но они видят, что в нашем Движении их опекают холостяки. Это смехотворно, нелепо, это ни в какие ворота не лезет. Чтобы заботиться о женщинах в соответствии с правилами приличия, нашему Обществу нужны грихастхи. Муж и жена могут вместе опекать женщин. Холостяки опекать женщин не имеют права, равно как и незамужние женщины не имеют права опекать холостяков. Это задача для грихастх. В этом вся суть. Я собрал семинар кураторов в Киеве, чтобы такие грихастхи появились. Если их в Движении нет, взять эту задачу на себя некому. Это приводит к тому, что брахмачари принимаются проповедовать женщинам, потом те приходят в храм и привязываются к ним. «Брахмачари» делают их преданными, а потом на них женятся.

Еще раз повторю: куратор должен избрать определенный ашрам и неуклонно придерживаться предписанных для этого ашрама правил - таково требование, предъявляемое к нему. Брахмачари, в соответствии с ними, проповедуют мужчинам. Хочу, чтобы вы поняли: мы не фанатики. На улицах брахмачари могут проповедовать также и женщинам - проповедовать и приглашать их в храм. Но на этом их участие в проповеди женщинам завершается. Когда женщина переступает порог храма, ее должна взять под опеку или преданная, или семейная пара. В Радха-Гопинатха Мандире, и я об этом уже говорил, куратором для женщины становится жена, а муж всего лишь помогает ей. Даже если мужчина женат, он разговаривает с подопечной только через жену или иногда вместе с женой. В Радха-Гопинатха Мандире мужчина, разговаривающий с подопечной наедине - дело неслыханное. Поскольку они строго следуют этим правилам, атмосфера в храме очень чистая. Это невозможно, если преданных посещают мысли на манер: «О! Еще одна девушка в храм пришла! Надо поторопиться, чтобы первым ей попроповедовать». Девушка, в свою очередь, окидывает взором алтарную: «Интересно, кто из них не женат?» Такие мысли отравляют атмосферу храма, а та, в свою очередь, будоражит ум. Не всякий это осознает - когда в вечно взбудораженном уме одним беспокойством становится больше, можно и не заметить.

Повторю еще раз: куратор должен стойко придерживаться правил, предписанных для его ашрама - таково требование. Если его положение в брахмачари-ашраме или в грихастха-ашраме неопределенное, неустойчивое, он не может подавать пример другим и поэтому не может проповедовать. Если такой человек получает статус наставника, куратора, преданные будут думать, что плохой пример, который он показывает, на самом деле хороший. Таково мое мнение. Поначалу я не собирался излагать свою точку зрения так непреклонно, а пытался обратить ваше внимание на положительную сторону и объяснить, каким должен быть правильный пример. Тех из вас, кто был в Киеве, должно быть удивило, что сейчас я говорю о неправильном общении мужчин и женщин гораздо жестче, чем тогда. В той или иной мере эта проблема есть везде, в каждом храме, и я хочу объявить ей войну.

Вопрос. Я проводила программы нама-хатты, на которых проповедовала женщинам. Со временем их мужья тоже заинтересовались. Я спросила нашего регионального секретаря, можно ли мужчинам тоже посещать эти программы. Он сказал, что будет лучше, если я буду проповедовать только женщинам, а мужчинам проповедовать я не должна. Это правда или мне можно проповедовать мужчинам тоже?

Ответ. Шаг за шагом мы перестраиваем существующую систему так, чтобы кураторы угрого следовали требования, которые к ним предъявляют. Еще раз подчеркну: мы хотим, чтобы общение между мужчинами и женщинами было ограничено. Брахмачари не могут близко общаться с женщинами, незамужние женщины не могут близко общаться с мужчинами. Общий принцип таков, что каждый преданный должен найти правильное прибежище - в зависимости от своего жизненного уклада. Слово ашрам означает «прибежище». Существует четыре уклада жизни (ашрама): брахмачари-ашрам, грихастха-ашрам, ванапрастха-ашрам и санньяса-ашрам. В зависимости от того, состоит человек в браке, не состоит или принял отречение от мира, для него предназначен определенный ашрам. Каждый из четырех ашрамов предъявляет свои требования. Чтобы положение, в котором человек находится, предоставило ему ашрам (прибежище), он обязан следовать правилам этого ашрама.

Тот, у кого есть прибежище, ашрам, будет чувствовать себя защищенным от материальных желаний. Прабхупада объяснял, что мужчина и женщина - все равно, что огонь и масло. Женщина, которая не находится под защитой, становится пламенем, а мужчине, который не нашел прибежище, уготована участь масла. Таков закон материальной природы. Даже если, общаясь с представителем противоположного пола, вы не чувствуете, как попадаете в эмоциональную зависимость, постепенно она даст о себе знать. Мужчина не должен эмоционально зависеть от женщины, особенно, если это не его жена. Женщина, в свою очередь, не должна попадать в эмоциональную зависимость от мужчины, если это не ее муж. Такое положение ведет к духовным и социальным беспокойствам в духовном обществе, что мы и видим сейчас вокруг нас. Разумеется, преданные меняют ашрам, никто и не ожидает иного. Но мы часто замечаем, что этот шаг всего лишь предваряет следующие - сначала меняем ашрам, потом меняем одну жену на другую или первого мужа на второго, что полностью противоречит социальной системе варнашрамы. Как видно, проблема отношений между полами вездесуща - даже грихастхи не умеют правильно себя вести и находить прибежище в своем ашраме. Поэтому смена ашрама, вместо того, чтобы стать серьезным и окончательным шагом, просто предваряет следующие шаги, в особенности это касается нашего Общества. У этой проблемы существует причина, и заключается она в том, что мы совершаем коренную ошибку - не следуем достаточно строго правилам, ограничивающим общение между полами. Однако в писаниях об этом говорится, и не зря. У Шрилы Прабхупады были причины напоминать об этом так часто и так настойчиво на страницах своих книг. Раз мы не следуем этому правилу, так стоит ли удивляться, когда последствия дают о себе знать? В настоящее время мы стараемся в корне изменить эту тенденцию и добиться того, чтобы каждый духовный наставник и лидер подчинялся ограничениям своего ашрама!

Приезжая на фестивали, я неприятно поражаюсь тому, как вольно и я бы даже сказал, распущенно общаются неженатые мужчины и незамужние женщины. Такое поведение приводит ко множеству неприятных последствий. Я даже подумал было, что фестивали, выходит, дают толчок сразу двум процессам: во-первых, на программах собравшиеся преданные слушают святых вайшнавов и развивают в себе дух отречения, а во-вторых, в свободное от программ время растрачивают впустую все, чего достигли в пункте первом. Женщины и мужчины разговаривают, шутят, смеются, и мужчины прогуливаются, знаете ли, под ручку с чужими женами. Похоже, фестивали дают не только духовную пищу и развивают отречение, но также предоставляют шанс брахмачари и незамужним женщинам найти вторую половину и будоражат умы тем, кто уже женат или замужем. Надо заметить, что если я и преувеличиваю, то самую малость.

Поэтому, я не устаю повторять: наша первоочередная задача-добиться того, чтобы наши кураторы соответствовали определенным требованиям. Нам нужны кураторы-грихастхи - семейные пары, в которых муж проповедует мужчинам, а жена женщинам, в которых оба супруга довольны своими отношениями, и чей брак прочен. Такие пары могут проповедовать как женщинам, так и мужчинам. Это непреложное правило для всех духовных наставников, не находящихся в ашраме брахмачари. Когда мы добьемся соблюдения этого требования, тогда это поможет снизить количество разводов, которые зачастую случаются именно из-за неправильных отношений между мужчинами и женщинами.

Кураторы-грихастхи могут также помогать преданным, желающим жениться или выйти замуж, создать прочные брачные узы. Получат благо также брахмачари и незамужние женщины, которым не придется больше слишком близко общаться с представителями противоположного пола - они будут направлять людей, которые приходят к ним за духовными советами, к тем, кто как нельзя лучше подходит для тех на роль наставников. Наше Общество должно стать таким, но это не произойдет в одночасье, особенно в некоторых храмах. Мы не предлагаем начать с того, что лишить служения тех духовных наставников, которые не соответствуют этим требованиям, нет. Нужно сосредоточить свои усилия на том, чтобы найти на роль кураторов тех грихастх, которые могут показывать хороший пример. Если такие грихастхи будут, ваши подопечные, для которых вы не подходите на роль куратора, сами к ним потянутся за духовным прибежищем. Учитывая все, о чем я говорил, ответить можно было бы так: «Нет, вы не должны проповедовать мужчинам». Но я отвечу чуть иначе: «Помните о том, чего мы добиваемся».

Атмосфера в храмах должна быть чистой. В нас по-прежнему живут вожделение, зависть, гнев и жадность, но храм это ашрам, прибежище - место, где человек может найти спасение от скверны, живущей в сердце. В храме в Чоупати правила, ограничивающие общение мужчин и женщин настолько строги, что женщина, которой нужен микрофон для вечерней программы, не может попросить его у брахмачари, ответственного за аппаратуру. Она никогда не подойдет к нему и не заговорит - никогда. Есть также множество других правил, которым преданные в Чоупати неукоснительно следуют, и о которых Кишори рассказывала на кураторском семинаре в Киеве. Могут снова возразить, что в Индии проще склонить людей следовать правилам индийской культуры, а на Украине все иначе. Запад есть Запад. Поверьте, хотя культура индийская, но в Индии ее не осталось. Посмотрите, что делается в Бомбее, и вы усомнитесь, что эта культура там вообще когда-либо существовала. Сейчас там царит упадок нравственности. В деревнях и некоторых городах Индии все еще сохранились остатки былой культуры, но большие города подлаживаются под Запад, причем с поразительным успехом.

Повторю еще раз: отношения между мужчинами и женщинами нужно строго регулировать. Как в примере с микрофоном, о котором рассказывала Кишори. Чтобы получить у брахмачари микрофон для программы, незамужняя женщина отправляется сначала к той, что замужем, та идет к своему мужу, а муж - к брахмачари. Тот, получив микрофон, отдает его своей жене, а та - незамужней женщине, которая ведет программу. Мне могут возразить: «Не слишком ли много хлопот из-за пустяка? Невелика беда просто подойти и в двух словах попросить микрофон». Это так, но даже за такое короткое время возникают тонкие связи. В особенности если за микрофоном приходит одна и та же женщина к одному и тому же брахмачари.

У этих строгих принципов есть серьезные причины, и придерживаются их в Чоупати неукоснительно. Результат налицо - в храме царит мир и спокойствие, там ничто не будоражит ум. Каждый, кто приезжает туда, сразу это замечает, хотя не догадываются, быть может, о причинах. А причина проста - строгие принципы незаметно делают свое дело. Никто и никогда их не нарушает. Чтобы храм стал таким, нужно проделать большую работу - как внутреннюю, так и внешнюю.