Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Вторая часть [10]

Учитывая некоторые сведения, дошедшие до меня из разных источников, я чувствую, что руководители нама-хатты, да и все остальные члены московской общины, не до конца понимают, на каких принципах основывается забота о преданных.

Я видел, как складывалаcm община в Чоупати, ставшая примером храма с развитой кураторской системой. Мы ездили туда с Радханатхом Махараджем еще до того, как храм окончательно вернулся в ИСККОН в 1994 г.; был я там и тогда, когда кураторская система только-только начала зарождаться. Особое внимание уделяли развитию общины преданных, живущих как в храме, так и дома. Ашрам брахмачари был совсем небольшим - состоял из жилой комнаты и алтарной. Остальные помещения здания принадлежали сиротскому приюту, не имеющему к храму никакого отношения. Но у преданных было главное - ясное представление о том, как развить общину. Домохозяева создавали общину, в которой все будут помогать друг другу и вместе поддерживать храм. Приводить новых преданных не было их первоочередной задачей. Что касается брахмачари, то их целью была проповедь и садхана.

Мне кажется, что преданные в Москве недостаточно ясно представляют себе цели общины. Они пытаются заботиться друг о друге, это так, и я об этом знаю, но у них, похоже, нет единого, упорядоченного представления о том, как создать общину. Приведу несколько примеров, опираясь на то, что рассказывали мне преданные в течение последних трех дней - рассказывали сами, я их не спрашивал.

Во-первых, в Москве есть старшие вайшнавы, которые не могут наладить отношения с новыми преданными и не чувствуют связи с храмом, а просто приходят на праздники. Они говорили мне, что время от времени храм делает определенные шаги навстречу, их доброжелательно приглашают прийти и дают почувствовать, что будут им рады, но на этом все заканчивается. Когда они приходят, на них никто не обращает внимания. Они прокладывают себе путь в алтарную сквозь толпу - никому не нужные, не узнанные никем, кроме разве что пары старых друзей, разделяющих ту же участь. Мне сказали: «Вы хотите заботиться обо всех преданных? Можно внести предложение? Сделайте, пожалуйста, так, чтобы в храме было более благожелательное и чуткое отношение к тем преданным, которые отдали лучшие годы своей жизни нашему Движению и теперь вынуждены в поте лица зарабатывать себе на хлеб». Эти старшие вайшнавы чувствуют, что преданные в храме не стремятся их вдохновить, но пренебрегают как отслужившей свой срок вещью. Вот вам первый признак того, что московской общине не хватает сплоченности.

Второй признак проявляется в вашем отношении к незамужним женщинам в летах. Многие из них посвятили лучшие годы своей жизни служению миссии Шрилы Прабхупады, но не похоже, чтобы община в достаточной мере пыталась дать им прибежище, как это происходит в Чоупати. Я подозреваю, основная причина в том, что здесь нет пожилых пар, чьи дети уже выросли, но которые по-отечески заботятся о других и при этом не вынуждены выбиваться из сил, зарабатывая на жизнь. Заботиться о незамужних женщинах должны именно такие пары. В Чоупати за это отвечает Кришна Чандра прабху, который вместе с другими членами общины устраивает браки и заведует фондом помощи нуждающимся преданным. В Москве есть похожий фонд «Гаруда» под началом Нитьянанды Чарана прабху, и это, безусловно, шаг вперед. Но этому проекту, кажется, тоже не уделяют достаточного внимания, как и преданным, которым он призван помогать.

Третий важный признак, о котором мне преданные также сообщили по собственному почину, заключается в том, что родители (по крайней мере, некоторые из них), не особенно обременяют себя заботами о собственных детях. Вот если бы кто-нибудь другой взвалил на свои плечи заботу об их отпрысках - это было бы чудесно, но сами родители не слишком о них беспокоятся.

Выслушав все, что мне рассказали, я пришел к выводу, что московская ятра и преданные нама-хатты не уделяют должного внимания развитию общины. Но на самом деле, если мы создадим такую общину, в которой преданные будут заботиться друг о друге, успех в проповеди тоже будет обеспечен. И наоборот - новые преданные не захотят остаться с нами, если увидят, что мы живем по принципу «кто в лес, кто по дрова». Людей сбивает с толку разнобой в идеях и представлениях, когда неясно, кто за что отвечает и какие цели самые важные, а какие второстепенные. Одни говорят, что нужно организовывать проповедь в небольших нама-хаттах и приводить в сознание Кришны новые души, другие ратуют за кураторскую систему и заботу о преданных. Мы беремся одновременно за несколько задач и поэтому ни на одной из них не можем сосредоточиться.

Мое скромное мнение таково: преданным московской общины недостает ясного представления о том, на чем нужно сосредоточить свои усилия. В первую очередь необходимо сплотиться.

От всей души надеюсь, что моя речь не лишила вас вдохновения. Я наблюдаю за развитием общины в Чоупати вот уже более десяти лет, и мне хотелось рассказать вам о том, что я видел и поделиться своим опытом. Радханатх Махарадж тратит много времени и сил, чтобы преданные всегда понимали, на чем нужно сосредоточиться.

Ответственный куратор и ответственный подопечный - ключ к успеху кураторской системы.

Выдержки из встречи с учениками на тему:

«Каким должен быть куратор»

22 мая 2004 г., Харьков

Кураторская система успешно развивается в тех храмах, где кураторы глубоко осознали, в чем заключаются их обязанности, являются образцом для других и установили со своими подопечными подлинные, искренние отношения на основе проповеди и благодаря личному примеру. Роль куратора для таких преданных естественна потому, что соответствующие отношения с подопечными уже сложились. И наоборот - навязанные или формальные кураторы успеха не добиваются по причинам, которые понять нетрудно.

Главная цель кураторской системы - научить преданных взаимному доверию. Невозможно «назначить» духовный авторитет - Движение Господа Чайтаньи подразумевает добровольность - собственное, никем не навязанное, желание ввериться заботам другого преданного. Когда человек принимает такое решение самостоятельно, он ответственнее относится к советам своего куратора, потому что доверяет ему. «Назначать» куратора нет смысла. Исключение составляет лишь случай, когда преданный полностью доверяет вайшнаву, который для него этого куратора выбрал, потому что такая безраздельная вера ляжет также и в основу его отношений с куратором. Духовная жизнь без веры невозможна. Если у преданного нет веры в то, что высшего уровня сознания можно достичь благодаря общению с другими преданными, он не сможет духовно развиваться.

В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами пишет: садхау сангах свато варе - «преданный должен общаться с теми, кто превосходит его по духовному уровню» [«Шри Бхактьялока», 5 («Джана-санга»)]. Нужно стремиться к общению с духовно более развитыми преданными и искать тех, кому мы можем довериться. Кураторская система задумана именно с этой целью.

С более возвышенными вайшнавами мы получаем возможность общаться так, как учил нас Рупа Госвами - дадати пратигрихнати гухьям акхьяти приччхати. Любовные отношения между преданными проявляются в том, что они раскрывают друг другу сердце и спрашивают о сокровенном. Без таких отношений в духовной жизни очень трудно развивать сознание Кришны. Если у нас их нет, то зачастую именно потому, что нам, к сожалению, недостает смирения и мы не хотим замечать в другом преданном качества, по которым он нас превосходит. Мы никак не хотим согласиться с тем, что нам есть чему поучиться в духовной жизни у кого-то еще. Для начинающего в сознании Кришны такой образ мыслей очень опасен. Он показывает, что новичок начинает духовную жизнь, стоя на весьма зыбкой почве - гордость плохая помощница на пути самоосознания. Кришну привлекает в преданном смирение. Благодаря смирению между преданными возникают подлинно духовные отношения. Второе условие заключается в том, чтобы тот преданный, который играет роль старшего, показывал хороший пример, был заботливым, не стремился к почету и тем более не требовал его, не использовал свое положение куратора для того, чтобы управлять другими. Его первейшая цель - помогать своим подопечным. Очень важно, чтобы куратор выполнял свое служение бескорыстно, не ожидая ничего взамен. Если преданный не в состоянии выполнить это условие, он не годится на роль куратора. Чтобы добровольное проповедническое Движение, в котором преданные бескорыстно служат, могло развиваться, необходимо доверие. Поэтому старший обязан строить отношения с подопечным на желании помогать ему в духовной жизни - никаких других намерений у него не должно быть.

Из всего сказанного выше следует, что кураторскую систему нельзя внедрить силой. Преданный, взявший на себя служение куратора, обязан удовлетворять соответствующим требованиям: во-первых, подавать достойный подражания пример, во-вторых, помогать подопечным, проповедуя им. Мы не можем требовать, чтобы кураторов назначали руководители храма, потому что, к сожалению, преданные отнюдь не всегда доверяют последним. Если преданный не доверяет руководителям, то назначенному ими куратору тоже доверять не будет. Кураторская система в этом случае превратится в формальность, и таковыми же будут отношения внутри нее.

Нетрудно понять, что к назначенному куратору подопечные тоже могут относиться корыстно. Поскольку им нужна рекомендация для посвящения, они стремятся поддерживать с таким «назначенным» куратором достаточно хорошие отношения, чтобы получить желаемое, и надеются облегченно вздохнуть, когда отпадет необходимость эту связь поддерживать. От таких отношений нет никакого толку, они практически бесполезны. Поверьте мне, я в состоянии распознать эту фальшь. Нужно быть слепым, чтобы ее не заметить. Я мирюсь с этим явлением, но хочу, чтобы вы знали: оно не имеет ничего общего с той кураторской системой, которую я хочу установить.

Чтобы отношения между куратором и подопечным были правильными, стороны должны разделить ответственность - новичку, только что присоединившемуся к Движению сознания Кришны, нужно научиться смирению, а куратору не следует этим пользоваться. Если эти два условия будут выполнены, кураторская система достигнет успеха.

Мы должны работать сообща, чтобы развить кураторскую систему. Это наша первейшая цель. Если в нашем Движении не будет подлинных вайшнавских отношений, как сможем мы убедить тех, кому проповедуем, в том, что такие отношения вообще существуют?! Нет, проповедь начинается с храма. Когда подобные отношения появятся там, они начнут также развиваться в общине преданных. Затем, созревая постепенно, естественно и свободно, эти отношения, основанные на духовных принципах, будут распространяться дальше, принимая форму проповеди. Их нельзя развить административным решением, приколов кому-нибудь звездочку на погоны. В духовной жизни подобные методы не действуют.