Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Вторая часть [7]

Поймите меня правильно, я не отказывался от своего долга. Я счастлив служить в роли наставника тем, кто этого хочет, и кто действительно считает меня старшим. Но этот преданный приходил ко мне не ради наставлений - он хотел, чтобы я повлиял на его руководителей и оградил его от нажима с их стороны. Таких отношений я больше не хотел. Мое письмо его очень огорчило, потому что он счел, - хотя я вовсе не имел этого в виду, - что я вообще не хочу с ним общаться. Между тем, я хотел лишь, чтобы наши отношения стали более личными. Письмо свое я закончил словами: «Будем говорить прямо, я для тебя не старший преданный. Хотя формально я твой руководитель, пожалуйста, относись ко мне просто как к другу». Этот преданный не мог смириться с моим решением, ему казалось, что я поступил с ним слишком резко. Тем не менее, подойти ко мне, чтобы обсудить письмо, он тоже не мог, потому что мое решение казалось безоговорочным.

За два года, которые прошли с тех пор, мы ни разу не виделись, потому что в Америке я бываю нечасто, а в те края вообще как правило не заезжаю. Поэтому он держал все в себе, и это его мучило. Увидев его пару раз мельком, я понял, что с ним что-то неладно, и подумал, что виной тому письмо, которое я ему написал. Мне не хотелось, чтобы он так переживал. Я очень расстраиваюсь, когда вижу, что преданные переживают, потому что хочу, чтобы они были счастливы. Не намереваясь сравнивать себя с Господом Чайтаньей, все же приведу цитату из «Чайтанья-чаритамриты», где Кришнадас Кавираджа Госвами пишет, что Господь Чайтанья пришел в этот мир, чтобы одарить милостью каждого, и каждого сделать счастливым:

прабху аватирна хаила джагат тарите

манилена нимантрана, таре сукха дите

«Шри Чайтанья Махапрабху, который низошел в эту вселенную, чтобы освободить всех ее обитателей, принял приглашение Валлабхи Бхатты просто, чтобы порадовать его» (Антья, 7.139).

джагатера ‘хита’ ха-ука - эи прабхура мана

данда кари каре тара хридайа шодхана

«Шри Чайтанья Махапрабху желает счастья каждому живому существу в материальном мире. Наказывает Он только для того, чтобы очистить сердце» (Антья, 7.140).

Конечно, в своем письме к тому преданному я его не отчитывал, поскольку в этом случае оказался бы в роли старшего - как раз то, чего я старался избежать в наших отношениях.

Приехав в город, где жил этот преданный, я попросил его прийти ко мне, хотя раньше все обстояло наоборот - он просил меня о встрече. Мы разговаривали дружески, но все же я ощущал какую-то натянутость. Поэтому я сказал ему: «Я вижу, ты все еще расстраиваешься из-за письма, которое я тебе написал два года назад. Ты просто неправильно меня понял. Ты думаешь, что я не хочу с тобой общаться, но это не так - я просто не хочу быть твоим руководителем». Он был более расположен слушать, чем во время нашей предыдущей встречи, и поэтому я был с ним откровенен. «Наше Движение основано на любви и дружбе. В своем письме я имел в виду именно такие отношения. Я часто вижу тебя мрачным, и хочу, чтобы ты стал счастливым. Причин печалиться нет. Понятно, что тебя огорчает и сердит отношение руководителей храма, но я ведь не твой руководитель. Я согласен принять тебя таким, каков ты есть». «Это правда? - переспросил он. - Ты принимаешь меня таким какой я есть?» «Ну конечно. Все мое письмо было об этом. Ты искренний преданный, и я хочу с тобой общаться, но не как руководитель с подчиненным - если, конечно, такие отношения не разовьются естественно». Он рассказал мне, что понял письмо совершенно иначе. Прочитав, что я не хочу быть его старшим, он решил, что я больше не хочу о нем заботиться. «Двадцать три года я был брахмачари, - стал рассказывать он. - Теперь, когда старость уже на пороге, я стал задумываться о том, будет ли кто-нибудь обо мне заботиться. Прочитав твое письмо, в котором ты отказываешься быть моим руководителем, я подумал, что тебе больше нет до меня дела». Я стал объяснять: «Для того, чтобы заботиться, не обязательно быть руководителем. Нужны отношения любви - люди куда более склонны заботиться о тех, кого они любят. У меня такие отношения с некоторыми духовными братьями. Я почитаю их как старших, хотя формально они мною не руководят. Тем не менее, если со мной что-нибудь случится, они примчатся ко мне с другого конца земли, потому что любят меня. Именно такими должны быть отношения в нашем Движении». Я рассказывал этому преданному об отношениях, основанных на любви, и видел, как проходят напряжение и тревога, которые накапливались в нем на протяжении двух лет - он стал относиться ко мне как к другу, а не как к руководителю.

Пришло время ехать в аэропорт. Мне нужно было, чтобы кто-нибудь помог донести сумки, и этот преданный вызвался помочь. «Можно мне поехать с тобой? - спросил он. - Я бы помог тебе с багажом». «Если хочешь», - сказал я. «Хочу». В машине мы заговорили о его служении в храме. Он рассказал, что в его обязанности входит обучать преданных, но что он хочет также давать лекции. Я стал расспрашивать его о других обязанностях в храме. Он рассказал мне о них с большим воодушевлением, былой натянутости и сопротивления не было и в помине. Он с радостью согласился выполнять эти обязанности, потому что чувствовал: в основе лежат отношения, основанные на любви.

История, которую я вам поведал, еще больше укрепила меня в мысли о том, насколько важны личные отношения. Хотя в его храме я и представляю Джи-би-си, я решил, что не буду общаться с ним, основываясь на формальном старшинстве. Если руководитель общается с преданным потому, что такова его обязанность, их отношения перестают быть личностными. «А ведь, по сути, ему нет до меня дела», - думает преданный о таком руководителе. Но стоит такому руководителю обратиться к преданному не по долгу службы, и преданный понимает: «Он общается со мной не потому, что его вынуждает долг, а потому что он заботится обо мне». Если желание искренне и забота подлинная, это отзовется в сердце преданного.

Я не утверждаю, что нашему Движению не нужны руководители. Нужны, и временами даже необходимо отстаивать авторитет руководителя. В идеале преданные должны стремиться к тому, чтобы действовать под руководством старших - конечно при условии, что те подают достойный подражания пример. Отношения руководителей с подчиненными тоже могут основываться на любви, и так, безусловно, должно быть и бывает. Но также иногда нужно, чтобы руководитель забыл о том, что он руководитель, и поговорил с преданным как друг или доброжелатель, который искренне о нем заботится. Именно такими должны быть кураторы - людьми ответственными, но отнюдь не обязательно руководителями храма. Нужно чтобы преданные могли чувствовать: «Куратор хочет мне помочь, он заботится обо мне». Человек не должен становиться куратором вынужденно, у него должно быть желание помогать преданным.

Мы хотим отношений, основанных на любви, и стремимся к ним, ибо такова наша природа. В них нет айшварьи, и они удивительны. В отношениях же со старшими мы всегда немного побаиваемся. В качестве примера можно привести Гададхару Пандита. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что он - Сама Радха. Однако в отношениях с Господом Чайтаньей он проявляет айшварью, настроение Рукминидеви, жены Кришны в Двараке. Айшварья, благоговение и почтение по отношению к Господу, появляется тогда, когда преданный осознает Его верховное положение и богатство. Если Господь ругает такого преданного или сердится на него, тот испытывает благоговейный страх и подчиняется Ему. Но Джагадананда Пандит вел себя иначе. Кришнадас Кавираджа Госвами пишет, что он проявлял характер Сатьябхамы, которая склонна спорить с Господом, а не подчиняться Ему. Сатьябхама не принадлежит к тому типу героинь, которые слушают, потупив взор, когда возлюбленный их ругает - у нее есть своя точка зрения, и она ее отстаивает.

Когда Господь Чайтанья хотел наказать Гададхару Пандита, Он делал вид, что не обращает на него внимания. Точно так же Он поступил однажды с Валлабхой Бхаттой, чтобы наказать его за гордость. Валлабха Бхатта отправился к Гададхаре Пандиту и стал его умолять: «Пожалуйста, послушай мои комментарии на „Шримад-Бхагаватам“, иначе я сгорю со стыда!» Не дожидаясь согласия Гададхары, он стал читать свой комментарий. Валлабха Бхатта был ученым брахманом и другом Гададхары

Пандита, и поэтому тот не мог ему отказать. Гададхаре не хотелось слушать комментарии Валлабхи Бхатты на «Шримад-Бхагаватам», но прогонять его тоже было неловко. Он слушал, а сам думал: «Господь Чайтанья меня поймет, тут мне бояться нечего, но Его спутники осудят меня и станут ругать». Гададхара Пандит боялся, что преданные будут с ним строги, но в то же время знал, что Господь Чайтанья его поймет, и это помогло ему вынести осуждение со стороны преданных. Конечно, на первый взгляд Господь Чайтанья тоже не одобрил поступок Гададхары Пандита, и казалось, очень сердился, но в душе Он был очень им доволен.

Впоследствии Валлабха Бхатта понял, насколько милостив к нему был Господь, когда ругал его, и поэтому вручил себя Ему. «Ты наказываешь меня лишь для того, чтобы унять мою гордыню, - сказал он Господу. - Точно так же Ты поступил с Индрой». Поскольку Валлабха Бхатта смирился, Шри Чайтанья Махапрабху остался им доволен, назвав его воспитанным и ученым человеком, и принял его приглашение отобедать у него дома. Затем Господь Чайтанья послал за Гададхарой Пандитом, и, похоже, все еще гневался. «Почему ты не сердишься на Господа, когда Он тебя ругает?» - спросил Сварупа Дамодара Гададхару. «Господь Чайтанья может поступать так, как пожелает. Он - Всемогущая Верховная Личность Бога, и я не смею Ему перечить, как будто я Ему ровня», - ответил Гададхара Пандит. В отношениях с Господом он был покорен и послушен. Когда Господь Чайтанья ругал Гададхару, тот не защищался, как бы Господь ни старался рассердить его. Таким образом, Гададхара Пандит перенял настроение Рукмини - айшварью. Он осознавал верховное положение Шри Чайтаньи Махапрабху и не перечил Ему. Поэтому Господь сказал ему: «Ты покорился Мне, и этим купил Меня. Я хотел рассердить тебя, но у Меня ничего не вышло». Кришнадас Кавираджа Госвами объясняет, что одно из имен Господа Чайтаньи - Гададхара-прананатха, что означает «Тот, кто для Гададхары Пандита дороже жизни».

История о Гададхаре Пандите и Валлабхе Ачарье служит примером отношений, основанных на айшварье. Людям свойственно побаиваться того, кто занимает более высокое положение, и этот страх мешает отношениям. В их представлении роль руководителя - отчитывать. Вот почему куратор должен быть другом, а не просто очередным начальником. Кураторская система предназначена не для того, чтобы множить начальство, а для того, чтобы умножать друзей. Мы хотим, чтобы о преданных заботились, чтобы они чувствовали: «Случись что-нибудь неладное, и мой куратор придет ко мне, чтобы помочь, потому что любит меня». Преданным необходимы такие дружеские отношения в сознании Кришны.