Вы здесь:  

Главная страница

Упанишады

Горакша упанишада

Шри Натха, который есть высшее блаженство, учитель мира, незапятнанный, вездесущий. Он постигаем великими совершенными. К ним да будет наш «адеш».

Итак, [вот что было] перед воплощением.

Однажды великая Богиня, которую зовут Вимала, пребывала в восхищении. И спросила благословенного великого Горакшанатху:

«Интересно мне, далека ли или близка цель – достижение людьми освобождения? Милосердный, из уст самого Шри Натхи им дана эта упанишада, в которой открыта великая йога-видья».

Коровами (го) называются органы чувств; тот, кто обитает внутри них и охраняет (ракша) их бытие, его зовут Горакшанатхой.

Поскольку этот текст дарует знание йоги, он называется упанишадой. Эта Горакша-упанишада прославлена среди всех великих совершенных.

Так сказала Вимала, таков был основной смысл [её слов].

Итак, была великая пустота, великие пять элементов (махабхута), начиная с пространства, из этих пяти элементов возникают Ишвара и души. Если бы это было не так, то кто есть творец?

Таким образом, изначальный творец всего многообразия – великий принцип (махабхута). И он же в чистой саттве представляется Ишварой, а в нечистой саттве становится душой. То есть явленного творца (сакшат-карта) не было в то время. Это неописуемый предмет.

Только тот истинный творец, о ком был задан вопрос выше.

Великий Горакшанатха ответил:

«Изначальный и безначальный, образ великого блаженства, неописуемый как ниракара или сакара, о котором невозможно помыслить – его следует знать как основного творца (мукхья-карта) всего сущего, о Богиня. Потому что, если бы был творец без образа (ниракара-карта), то, возымев желание принять образ, он пошёл бы против (вируддха) своей природы. Если же был бы творец в образе, то он не мог бы быть всепроникающим – и это было бы против его природы. Поэтому подлинный творец пребывает вне двойственности и недвойственности, он неописуем, он – Господь, образ вечного блаженства, именно о нем я сейчас говорю».

«На этом пути кто есть божество?» – такое сомнение высказала [Богиня].

«Божество – великое блаженство, превосходящее недвойственность (адвайта). То блаженство, которое находится выше недвойственности и выше двойственности.

Таким образом, я есть творец, ты – сиддха, проявляющая свою энергию воли.

До этого были проявлены пинда и брахманда, они пронизаны непроявленным образом ниргуны (авьякта-ниргуна-сварупа).

Проявленный образ блаженства, обитавший ранее в одной форме, стал девятью.

Один – Сатьянатха, другой – Сантошанатха, они пребывали свободными от разнообразных качеств все-ленной. Таков был Сантошанатха.

Далее, Курманатха, образ пространства, и Шри Адинатха.

Слово «курма» обозначает нижние миры вплоть до паталы. От этого происходит имя Курманатха.

В середине – Сарванатха, владыка земли – таким образом, семь владык.

Другой – следующий сын Матсьендранатхи, Шри [Удаянатха?].

Причиной появления мира является действие майи, освобождение от него есть йога-дхарма. [Матсьендранатха?] Зрящий, он стал наслаждаться образами Атмана, явленными во всем живом. Его учеником был Горакшанатха.

«Го» означает речь, Шабдабрахман, «ра» означает того, кто защищает, «кша» означает непреходящего Брахмана, свободного от разрушения. Таким образом, Шри Горакшанатха был четвертой формой, и так стал девятью [натхами]. Из них один – Нирантаранатха, через которого был дан путь.

Поэтому так сказано.

Было явлено в мире два пути – Кула и Акула. Путь Кулы – это путь Шакти, путь Акулы – это путь сознания [чайтанья], Акханданатхи. В миру их называют тантрой и йогой.

Итак, в истине, тот Господь, который вне двойственности и недвойственности, ради деятельности стал недвойственным Ниргунанатхой, затем стал образом дуальности, Владыкой сущности образа блаженства. Они есть одно. Далее, ради особой деятельности (вишеша-вьявахара) он принимает девять образов. Эти девять образов сейчас будут описаны.

Он именуется Благословенным [Шри], Учителем, единым с неделимым сиянием, изначальным (Ади), источником всех наставлений.

Из названных девяти форм он – первый натха. «На» означает «пробуждающий к звуку Брахмана (надабрахман), «тха» означает утверждённость в трёх мирах и контроль над ними – такова природа Шри Адинатхи.

Следующий – Матсьендранатха. После него – его сын и ученик Удаянатха, который открыл учение йоги Шри Адинатхи. Среди множества великих совершенных, учивших йоге, тот, кого зовут Удаянатха, особо прославлен.

Другой – Данданатха, который критиковал (классифицировал?) учения йоги. Он пришёл в мир подобно жезлу Времени, поэтому его зовут Данданатха.

Далее, Матсьянатха. Он разбил сферу времени и ложную майю, принёс на Землю свет великой Истины, постиг сущность Всевышнего Господа, он – изначальный брахман.

Брахманы читают Веды – Риг, Яджур, Сама и т.д.; познавший их сущность, силу мудр – кхечари, антрия-кхечари, бахьявешахари, карна, написал как свидетельство этого «Сиддха-сиддханта-паддхати».

Следование к состоянию Брахмана есть брахма – чарья. Обретение покоя есть грихастхашрама. Пребывание внутри себя есть ванапрастха. Оставление всех стремлений есть санньяса. Как сказано изначальным брахманом, у каждой варны должен быть Гуру и для всех, кто пребывает в одном из четырёх ашрамов. Гуру же превосходит все ашрамы.

Это, в частности, сказано в наставлении для учеников.

Те дживы, которые не связаны двойственностью и недвойственностью и имеют необъяснимую тягу к пути Кулы, достигают посредством него. Те же, чья психика лишена каких-либо стремлений (васана), достигают на пути йоги, который есть путь Акулы.

Если в писаниях сказано иное – то оно ложно.

«Я опираюсь на писания. В них есть указания на Господа, которого именуют Пустотой. Кто божество на этом пути, кто дети Господа?» – выразила Богиня своё сомнение.

«Дети возникают таким образом: нада-рупа-бинду, бинду-нада-рупа.

Ученик – образ бинду, сын – образ Господа, нада – образ Шакти, бинду – образ нады.

Ученик, который [познал] природу девяти натхов, шакти и Парашиву в образе бинду, которого именуют Господом, есть мой ребёнок.

Таким образом происходит разворачивание вселенной.

В учении йоги основная – аштанга-йога, а также шаданга, называемая акулой и авадхута-йогой. Садхана в учении йоги восьмиступенчата.

Как сказано изначальным брахманом, из четырёх варн – брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, – которыми полна Земля, брахманы – основные. Кто называется брахманом? Тот, кто через Сагунабрахман достиг Ниргунабрахмана, именуется брахманом. Он – повелитель йогинов, постигший явленного в качествах Господа.

Господин сущности образа блаженства, наставляющий, почитаемый, находящийся за пределами ашрамов, Гуру-авадхута, наставник стремящихся к освобождению на пути йоги, который сам вне связанности и освобождения, его свобода неописуема».

Освобождение описано в данном писании таким образом, что каждый, кто изучает этот текст и учит ему других, достигает немыслимых результатов.