Пураны | Упанишады | Махабхарата | Шримад Бхагаватам | Лекции | Алфавит | Поиск

ГЛАВА III

Майтрея сказал:

1. Так возникла способность к творению и прочему у Брахмы, который

лишен Качеств,   неизмерим,  чист и безупречен по своей сущности.

Парашара сказал:

2. Силы всего существующего являются объектами Знания, но они не постижимы ( разумом), оттого, что эти силы существования, наделенные ( способностью к) творению и прочему, присущи Брахме, как жар огню, о лучший из подвижников!

3. Внимай же, как отец. миров, Бхагаван Брахма, именуемый Нараяной, свершил творение. Говорят, о знающий, что ( Брахма) был рожден,- таково обычное выражение   ( для обозначения его манифестации).

4. Мерой присущей ему жизни, по традиции, считается сотня лет. Этот период также называют парой,   а половина его известна как парардха.

5. Я уже говорил тебе, о безгрешный, что Кала является исконным образом Вишну;   ( им)   измеряется период бодрствования   ( Брахмы)

6. и других существ, движущихся и неподвижных, а также земли, всех гор,  морей и прочего,   о лучший из лучших!

7. Пятнадцать нимеша, о лучший из отшельников,-это каштха, тридцать каштха-это кала,   а тридцать кала-это му-хурта.

8. Столько же ( тридцать) мухурт по традиции считаются днем и ночью людей, а столько же ( тридцать) таких дней и ночей образуют месяц, имеющий две половины.

9. Шесть ( месяцев) составляют вяну, а две аяны, южная и северная, составляют год; южная аяна-это ночь богов, а северная аяна-это день богов.

10. Двенадцать тысяч лет богов составляет чатуръюгу, которая подраз-

деляется на Криту,  Трету и прочие.

11. Крита и прочие ( юги) ( состоят) соответственно из четырех, трех, двух, и одной тысячи (лет богов); (всего) юги (содержат) восемь тысяч ( лет)   богов,   так говорят знатоки древности.

12. (Чатуръюге) предшествует (период) известный как сан-дхья, в нем столько сотен ( лет богов), сколько тысяч ( лет богов) содержатся в ча-туръюге; за непрерывной югой идет ( период), называемый сандхьяншака, он равен   ( периоду)   сандхья.

13. Период между сандхьей и сандхьяншей, о лучший из отшельников, называется (чатур)югой; его же должно знать под именем Крита, Трета и другие.

14. Крита, Трета, Двапара и Кали называются чатуръюгой, а тысяча (ча-туръюг),   о отшельник,-это день Брахмы.

15. В течение дня Брахмы существуют, о брахман, четырнадцать Ману; слушай же,   как измеряются периоды их   ( правления).

16. Издавна семь риши, боги, Шакра, Ману и его сыновья-цари рождаются и умирают в один период.

17. Период Ману, богов и прочих-это манвантара, она превышает, о лучший из лучших,   семьдесят одну чатуръюгу.

18. Считается, по преданию, что (манвантара) превышает 852 тысячи ( лет)   богов.

19-20. Манвантара, о дваждырожденный, состоит, о многомудрый, из 306.752 тысячи лет богов без добавочного периода,   о дваджырожденный!

21. Четырнадцать таких периодов по традиции считаются брахмическим днем; название ( брахмический) ( объясняет) причину ( этого дня); в конце этого   ( дня)   наступает гибель мира.

22. Тогда пылают все три мира, земля, мир солнца и луны и другие ( миры),   а обитатели мира патриархов от жара бегут в мир сыновей Брахмы.

23. Когда все три мира обращаются в единый океан, Брахма, являющийся по своей сущности Нараяной, наслаждаясь, возлежит на ложе, насытившийся поглощением трех миров.

24. В течение ночи, равной по протяженности дню, в конце которой ло-тосоокий бог,   на ком сосредоточили свои мысли пре-

 

 

21

 

бывающие в мире сыновей Брахмы йогины,   вновь приступает к творению.

25. Так ( проходит) и год Брахмы, и сотня его лет, а сотня лет ( сос-

тавляет)   целую жизнь этого великого духом.

26. Когда истекает первая парардха Брахмы, о безгрешный, в конце ее ( имеется)   великая кальпа,  известная как Падма.

27. А в наступившей второй парардхе, о дваждырожден-ный, первая кальпа называется Вараха.

Далее: