Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 128 ------

Бхакти Викаша Свами - Рамайана - Страница 128

проведение жертвоприношения Гаутаме. Узнав об этом, Васиштха пришел к царю и проклял его, сказав, что он умрет. В ответ Махарадж Ними произнес такое же проклятие, в результате чего оба вынуждены были оставить свои материальные тела.

После этого Васиштха предстал перед Господом Брахмой, который посоветовал ему войти в семя Митры и Варуны. Васиштха стремительно отправился к берегу океана, где жили Митра и Варуна. Как раз в это время там проходила прекрасная апсара Урваши. Охваченный вожделением Варуна стал молить Урваши соединиться с ним, но она отвечала, что Митра возжелал сблизиться с ней первым. «О прекрасная! - воскликнул Варуна. - Если ты откажешь мне, я извергну свое семя в этот кувшин!»

Довольная пылкими словами Варуны, Урваши отвечала: «Дорогой Варуна, хотя мое тело принадлежит Митре, сердце мое принадлежит тебе!»

Слова Урваши разгневали Митру, и он проклял ее, сказав, что она какое-то время вынуждена будет прожить на Земле. Митра первым изверг семя в божественный кувшин. После этого из кувшина появился великий мудрец Агастья. «О Митра, - сказал он, - я - твой единственный сын». Сказав это, Агастья удалился. Когда Варуна изверг семя в божественный кувшин, оно смешалось с семенем Митры. Так на свет появился Васиштха.

После смерти Махараджа Ними жрецы поместили тело царя в масло и продолжили жертвоприношение. После его окончания Бхригу Муни при помощи своей мистической силы призвал душу Махараджа Ними. Когда довольные полубоги предложили царю свои благословения, он сказал: «О небожители, пусть я буду пребывать в глазах всех живых существ».

- О царь, - отвечали полубоги, - ты будешь входить в глаза живых существ в форме воздуха. По этой причине живые существа станут моргать.

После того как полубоги удалились, жрецы стали пахтать тело Ними. Так на свет появился Митхи. Поскольку он родился из мертвого тела, его стали звать Видехой, а также Джанакой.

Закончив рассказ, Рама поспешил в зал собраний, желая исполнить Свои обязанности. Прибыв туда, Он сказал Лакшману: «Пойди к воротам и приведи всех, кто хочет видеть Меня».

Вернувшись, Лакшман сказал: «Господь, похоже, в царстве Кошала нет никого, кто нуждался бы в чем-либо».

- Посмотри внимательней, - настаивал Рама. - Я не хочу, чтобы Меня обвиняли в пренебрежении долгом. Кроме того, Я не желаю, чтобы в Моем царстве хоть как-то нарушались принципы религии.

Вновь подойдя к воротам, Лакшман заметил, что возле них сидит собака. Из раны на ее голове текла кровь. Посмотрев на Лакшмана, пес жалобно заскулил. «В чем дело? - спросил Лакшман. - Что ты здесь делаешь? Не бойся. Рассказывай, что случилось».

- Я хочу говорить с Господом Рамой, - отвечала собака. - Его лотосные стопы даруют бесстрашие, Он - прибежище страждущих.

- Если тебе есть, что сказать, - молвил Лакшман, - ты можешь сказать это самому царю.

- Я - низкая тварь, - отвечала собака, - и потому не достойна входить в храмы, дома брахманов и царские дворцы. Царь является олицетворением религиозных принципов, представителем всех полубогов и благожелателем всех живых существ. Без позволения Рамы я не посмею предстать перед Ним.

Когда Лакшман рассказал обо всем Раме, Господь молвил: «Кто бы это ни был, немедленно веди его сюда!»

Представ перед Рамой, пес смиренно сказал: «О повелитель, царь является представителем Верховной Личности Бога. Потому он - спаситель всех живых существ. Когда подданные спят, царь не дремлет, постоянно заботясь о благе обитателей своего царства. Поскольку все зависят от царя, стоит ему пренебречь своим долгом, и подданных ожидает печальная участь. Царь - поборник религиозных принципов, он сдерживает силы зла. Тот, кто следует принципам религии, испытывает счастье и в этой жизни, и в следующей. Защищая и поддерживая дхарму, царь получает огромное благо. О Рама, Ты - совершенный правитель. Склонив голову к Твоим лотосным стопам, я молю Тебя о милости. Не сердись из-за того, что я Тебе скажу».

- Не бойся ничего! - сказал Рама. - Продолжай.

Успокоенный словами Господа, пес продолжал: «Странствующий брахман по имени Сарватха-сиддха ранил меня в голову, хотя я ни в чем не провинился».

Рама тут же приказал привести Сарватха-сиддху. Когда брахман предстал перед Ним, Рама спросил: «Зачем ты ударил собаку? В чем она виновата? Гнев - злейший враг человека. Подобно острому мечу, он разрубает добродетель на части. Гнев разрушает запас благочестия, накопленный путем аскез. Поэтому мудрый человек обуздывает гнев, не позволяя ему проявляться в уме, речи и поступках. О брахман, никакими усилиями невозможно скрыть свою подлинную натуру. Злодеяния обязательно выдадут того, кто не обуздал в себе вожделение, гнев и алчность».

- Я странствовал, прося подаяние, - отвечал брахман. - Пес сидел посреди дороги, преградив мне путь. Я сказал ему: «Прочь отсюда!» Но он вставал так медленно, что я не выдержал и ударил его палкой по голове. Я был голоден, поэтому легко потерял самообладание. О царь, я признаю свою вину. Накажи меня. Тем самым Ты избавишь меня от адских мук.

Повернувшись к министрам, Рама спросил: «Какой будет кара? Необходимо совершить правосудие, ибо ничто так не вселяет в людей уверенность, как справедливое наказание преступника».

Бхригу, Васиштха, Кашьяпа и другие знатоки религиозных принципов отвечали: «Сведущие в принципах религии считают, что