Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Бхакти Викаша Свами - Рамайана - Страница 15

к Вишвамитре: «Ты проявил безрассудную агрессию, поэтому я усмирю твою гордыню и покажу ничтожность твоей так называемой силы».

Сказав это, Васиштха поднял свой посох и нейтрализовал оружие Вишвамитры. Тогда Вишвамитра пустил в ход разные виды небесного оружия, но и они были уничтожены посохом Васиштхи. Увидев это, Вишвамитра приготовился выпустить неодолимую брахмастру.

С неба за необычным поединком наблюдали полубоги. Когда Вишвамитра призвал грозную брахмастру, небожители пришли в великое смятение. Однако Васиштха свел на нет ее действие, приняв гигантский облик. Из пор на его теле вырывались языки пламени, которые нейтрализовали энергию брахмастры.

Устрашающий облик Васиштхи поразил всех, кто мог его лицезреть. Увидев могущество Васиштхи, мудрецы стали возносить ему молитвы. После того как Васиштха нейтрализовал действие брахмастры, он вновь принял свой прежний облик. Тем временем Вишвамитра удалился с поля битвы, сокрушаясь о ничтожном могуществе кшатриев.

Поняв, что истинное могущество - это могущество брахмана, Вишвамитра решил стать брахмарши подобно Васиштхе. Вместе с женой он удалился в лес и стал совершать суровые аскезы. Спустя тясячу лет Господь Брахма предстал перед Вишвамитрой и в награду за воздержание даровал ему титул раджарши. После его ухода Вишвамитра лишь понурил голову - его достижение было ничтожным. Желая во что бы то ни стало достичь положения брахмарши, он приступил к новым аскезам.

В это время Тришанку, потомок рода Икшваку, правивший в Айодхье, задумал провести жертвоприношение, дабы вознестись на небо в своем нынешнем теле, и обратился за помощью к Васиштхе. Однако Васиштха отказался, сказав, что это невозможно. Тогда Тришанку обратился к ста сыновьям Васиштхи, попросив их помочь ему провести это жертвоприношение. Узнав, что их отец отказал в помощи Тришанку, сыновья Васиштхи пришли в негодование? как царь посмел искать их покровительства, после того, как получил отказ своего гуру? На их обвинения Тришанку отвечал: «Если вы отказываетесь мне помочь, я найду того, кто более великодушен».

Когда риши услышали дерзкие слова Тришанку, они в гневе прокляли его, и он превратился в чандала. Кожа его стала темной, одежда? ветхой и грязной, его длинные блестящие волосы выпали, тело его покрылось пеплом, а золотые украшения превратились в железные, его украшала гирлянда, снятая с трупа.

Увидев, что царь превратился в неприкасаемого, все его министры разбежались. Лишившись своего положения, Тришанку отправился к совершавшему аскезы Вишвамитре.

Вишвамитра с сочувствием принял Тришанку и выслушал его рассказ о том, как он был проклят сыновьями Васиштхи. Риши заверил Тришанку, что поможет ему найти жрецов, которые проведут для него жертвоприношение.

Вишвамитра приказал тогда своим сыновьям обойти Землю и созвать всех жрецов и сведущих брахманов, а также запомнить имена тех, кто ответит отказом. Вскоре в его ашрам пришли многочисленные брахманы из разных царств. Отказом ответили лишь Васиштха, его сыновья и риши Махадая. Они сказали: «Какой брахман или полубог захочет принять подношение из рук кшатрия, не говоря уже о чандале?»

Когда Вишвамитре передали эти оскорбительные слова, он тут же произнес проклятие: «Порочные сыновья Васиштхи обратятся в пепел и еще до захода солнца окажутся в обители Ямараджа. В течение семисот жизней они будут чандалами, а глупец Махадая станет нишадой!»

Проклятие не замедлило сбыться? Вишвамитра убедился в этом благодаря своей мистической силе. После этого он попросил собравшихся брахманов начать задуманное Тришанкой жертвоприношение. Страшась проклятия Вишвамитры, мудрецы повиновались.

Однако когда Вишвамитра призвал полубогов прийти и принять предназначенные им подношения, они отказались, тем самым не на шутку разгневав сына Гадхи. Вишвамитра заявил, что отправит Тришанку на райские планеты и без помощи полубогов, благодаря своему собственному могуществу. Как только эти слова были произнесены, Тришанку стал подниматься в небесное царство в своем человеческом теле.

Когда Индра увидел, что Тришанку приближается к райскому царству, не имея достаточного запаса благочестия и пренебрегнув указанием своего гуру, он отправил его обратно. Летя на Землю вниз головой, Тришанку стал молить Вишвамитру спасти его. Вишвамитра не только остановил падение Тришанку, но создал для него копию райского царства со всеми полубогами.

Это небывалое деяние Вишвамитры возмутило полубогов. Они сказали мудрецу: «Не пристало тебе помогать Тришанку. Для того чтобы жить в райском царстве, ему не хватает благочестия».

- Я дал обет отправить Тришанку в рай в его нынешнем теле, - возразил Вишвамитра, - и слово мое исполнится. Созданное мною райское царство будет существовать до уничтожения вселенной. Вы должны с этим смириться.

В конце концов полубоги уступили, и Тришанку остался висеть в космическом пространстве вниз головой. По милости Вишвамитры он наслаждается райскими удовольствиями, сияя в окружении других звезд.

Вишвамитра продолжил свои аскезы, стремясь стать брахмарши, подобным Васиштхе. Однажды прекрасная апсара Менаки низошла омыться в водах озера Пушкары, где совершал подвижничество Вишвамитра. Ее вид возбудил в нем страсть. Желая близости, Вишвамитра попросил Менаку остаться с ним в его хижине. Менака с радостью согласилась, и так, предаваясь плотским утехам, они провели вместе десять лет.

Неожиданно Вишвамитра опомнился и почувствовал сильное отвращение. «Я потерял десять лет, - подумал он, - предаваясь чувственным удовольствиям. Теперь я понимаю, что полубоги послали Менаку, чтобы лишить меня плодов моих аскез. Сделавшись рабом желания, я позабыл о подвижничестве. Так я лишился своего возвышенного положения».

Вишвамитра отпустил

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13