Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Бхакти Викаша Свами - Рамайана - Страница 16

испуганную Менаку, а сам отправился на северные склоны Гималайских гор, решив отныне жить в строгом воздержании.

Когда Вишвамитра возобновил свои аскезы, обеспокоенные полубоги обратились к Господу Брахме с просьбой наградить его титулом махарши. Господь Брахма согласился. Однако когда он предстал перед Вишвамитрой, тот сказал, что хочет стать брахмарши. «Ты еще не до конца обуздал свои чувства, - молвил Господь Брахма. - Если хочешь достичь желанной цели, продолжай свое подвижничество».

После того как Господь Брахма удалился, Вишвамитра вновь стал совершать аскезы. В течение тысячи лет он стоял с вытянутыми вверх руками и питался одним воздухом. Полубоги во главе с Индрой опять пришли в беспокойство и задумали вновь помешать Вишвамитре.

Индра попросил прекрасную апсару Рамбху соблазнить Вишвамитру и прервать его аскезу. Дрожа от страха, Рамбха отказалась, сказав, что боится проклятия мудреца. «Любезная, - успокоил ее Индра, - тебе нечего бояться. Ты справишься. Сейчас весна, тебя будет сопровождать Купидон. Я тоже пойду вместе с вами, приняв облик сладкоголосой кукушки. Не волнуйся. Никто не устоит перед твоей красотой. Вишвамитра станет игрушкой в твоих руках».

Рамбха согласилась. Представ перед Вишвамитрой, она попыталась соблазнить его. Поначалу Вишвамитра подумал, что апсара пришла к нему по собственному желанию, но, поразмыслив немного, понял, что его аскезе вновь хотят помешать. Придя в ярость, он прорычал: «Глупая женщина, ты знала, что я совершаю аскезу, чтобы обуздать свои чувства. И все же ты осмелилась попытаться соблазнить меня. За это на десять тысяч лет ты станешь каменной глыбой. Ты избавишься от моего проклятия, только когда мудрец Васиштха освободит тебя».

Рамбха тут же превратиласть в скалу, а Индра и Купидон в страхе бежали прочь. Прокляв апсару, Вишвамитра опечалился - он не сдержал гнева и потому лишил себя плодов своей аскезы. Вишвамитра поклялся никогда более не поддаваться гневу. «Я не буду ни дышать, ни говорить, ни есть, ни пить, пока не достигну положения брахмарши».

Сказав это, Вишвамитра продолжил свой подвиг. Однако спустя тысячу лет он решил принять немного пищи. В этот момент Индра в обличие брахмана предстал перед ним и попросил еды. Мудрец без сожаления отдал ему все, что приготовил для себя, и продолжал аскезу еще в течение тысячи лет.

Из-за суровых аскез Вишвамитры все живые существа во вселенной стали ощущать нестерпимый жар. Из головы мудреца повалил дым. Встревоженные полубоги вновь попросили Господа Брахму усмирить Вишвамитру. Чтобы остановить его аскезу, Господь Брахма в окружении других полубогов предстал перед сыном Гадхи и даровал ему титул брахмарши.

Вишвамитра преисполнился радости. Однако он сказал: «Мне не достаточно одного титула брахмарши. Я хочу, чтобы меня признали таковым другие брахмарши, особенно Васиштха».

По просьбе полубогов Васиштха предстал перед Вишвамитрой и подтвердил, что признает его положение. В ответ Вишвамитра выразил глубокое почтение Васиштхе. Их старая вражда скоро забылась, и они стали друзьями.

На следующее утро Махарадж Джанака позвал к себе Вишвамитру, Раму и Лакшмана. Выразив им почтение, он молвил: «Такие великие личности, как вы, не пришли бы, не имея определенной цели. Скажите, чем я могу служить вам?»

Вишвамитра отвечал ему с улыбкой: «Рама и Лакшман пришли в Митхилу, чтобы увидеть чудесный лук, что хранится у тебя и которому ты поклоняешься уже много лет».

- Давным-давно, - сказал Махарадж Джанака, - с помощью этого лука Господь Шива остановил жертвоприношение своего тестя, Дакши. Получив отказ в положенной доле жертвенных даров, Господь Шива пришел в гнев и, схватив свой лук, пообещал уничтожить полубогов. Опомнившись, полубоги поспешили успокоить Господа Шиву. Тогда он отдал им свой лук. Позднее полубоги передали его моему предку Деварате, старшему сыну Махараджа Ними.

Затем Джанака Махарадж поведал еще одну интересную историю: «Однажды, когда я ровнял золотым плугом жертвенную арену, к своему великому удивлен-

ию я наткнулся на девочку. Я назвал ее Ситой (что значит «борозда») и воспитал ее, как родную дочь.

Девочка быстро выросла, и когда она достигла брачного возраста, многочисленные царевичи стали добиваться ее руки. Я сказал им, что, поскольку моя дочь? не обычный человек, чтобы получить ее в жены, они должны проявить сверхчеловеческую силу и доблесть. Сказав это, я попросил их натянуть тетиву на луке Господа Шивы. Однако ни один из них не смог ни то что натянуть тетиву, но даже поднять лук. Оскорбленные царевичи удалились и, сговорясь меж собой, напали на Митхилу. Изнурительная осада города продолжалась целый год. Когда силы моей армии истощились, я стал молить о помощи полубогов. В ответ на мои мольбы небожители милостиво даровали мне армию, один вид которой обратил в бегство всех моих недругов.

Если Рама желает видеть лук Господа Шивы, я прикажу принести его. Если же Ему удастся натянуть на нем тетиву, я с радостью отдам Ему в жены свою прекрасную дочь Ситу».

Вскоре пятьсот могучих воинов приволокли восьмиколесную повозку на которой стоял огромный ларь, внутри которого находился чудо-лук. Вишвамитра попросил Раму открыть ларь. Посмотреть на это собрались тысячи людей. Когда Рама бросил восторженный взгляд на лук Господа Шивы, Махарадж Джанака сказал: «Даже великие полубоги, демоны, ракшасы, якши, гандхарвы и наги не смогли натянуть этот лук. Кто же

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14