Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 38 ------

Бхакти Викаша Свами - Рамайана - Страница 38

одну сторону Его верховной, абсолютной и непостижимой личности.

Затем вместе с братьями и Сумантрой Рама отправился на берег Мандакини Ганги предложить воду Своему почившему отцу. После этого, вернувшись в хижину на горе Читракута, братья обнялись и разразились горькими рыданиями.

Звуки Их скорбных стенаний эхом разнеслись по всей долине. Услышав их и поняв, что это плачь братьев по отцу, армия Бхараты опечалилась. Воины бросились на доносившиеся звуки, желая увидеть Раму. Добравшись до хижины, они со слезами на глазах приветствовали Его. В ответ Рама поприветствовал каждого из них в соответствии с его положением.

Тем временем Васиштха с тремя царицами спешил увидеть Раму. Придя на берег Мандакини Ганги, они увидели остатки Его подношения отцу. С болью в сердце Каушалья заметила, что Рама не мог предложить отцу ничего кроме мякоти лесных плодов. Она сочла подобную пищу недостойной своего мужа. «Верно говорят в народе, - подумала она. - Человек кормит свое Божество тем, что ест сам».

Достигнув жилища Рамы и увидев царевича, похожего на небожителя, которого изгнали из рая, Васиштха и царицы опечалились. Рама поднялся и выразил почтение Своим матерям, припав к их стопам. Царицы ладонями отерли пыль с Его спины. С глазами, полными слез, Сита и Лакшман тоже выразили почтение матерям. Каушалья обняла Ситу, а Рама склонился к стопам Васиштхи и сел рядом с ним. Обращаясь к своему старшему брату, Бхарата молвил: «Я хочу вернуть Тебе царство Кошалы».

После того как стихли одобрительные возгласы присутствующих, Рама сказал: «Дорогой Бхарата, в материальном мире человек не волен делать то, что желает. Никто не способен противостоять действию вечного времени. Поэтому мудрый человек не скорбит о превратностях судьбы. За встречей следует разлука. Подобно сплавляемым по реке бревнам, которые то сбиваются вместе, то расплываются в разные стороны, на короткое время люди объединяются в семьи и сообщества, а затем расстаются. Даже самые прочные колонны постепенно разрушатся, и самый прочный дом сравняется с землей. Так и человек подвержен старости и смерти. Невозможно повернуть реку вспять. Каждый должен идти по стопам своих предков. Зачем оплакивать смерть других, когда такой же конец ожидает тебя самого? Волосы седеют, лицо покрывается морщинами. Что человек может поделать с этим? Он радуется каждому восходу и закату, не понимая, что с каждым днем приближается его смерть.

Здравомыслящий и ученый человек должен следовать религиозным принципам, чтобы после смерти достичь высшего мира. Не нужно сожалеть о Нашем отце. Оставив этот мир, он вознесся на небеса. Бхарата, возвращайся в Айодхью и исполни волю отца. Я же останусь в лесу, послушный его воле».

- Нашего престарелого отца ослепила страсть к женщине, - возразил Бхарата. - Не зря говорят, что в старости человек теряет рассудок. Рама, Ты должен исправить ошибку отца и вернуться в Айодхью. Долг кшатрия - править, а не жить, как отшельник. Ты - домохозяин, а это самый достойный из всех ашрамов. Почему Ты пренебрегаешь исполнением семейных обязанностей? Если Ты не вернешься в Айодхью, Я, как Лакшман, останусь с Тобой в лесу.

- Дорогой Бхарата, - отвечал Рама, - Ты напрасно упрекаешь отца, говоря, что вожделение к Твоей матери ослепило его. Когда Дашаратха женился на Кайкейи, он пообещал ее отцу, что престол унаследует ее сын. Бхарата, прошу Тебя, возвращайся в Айодхью и исполни обещание Нашего отца. Хотя бы ради Меня Ты должен взять бразды правления царством в Свои руки.

Далее заговорил великий мудрец Джабали. Желая вернуть Раму в Айодхью, вдохновив Его на жизнь в царской роскоши и чувственные наслаждения, риши стал проповедовать атеистическую философию: «О принц, живое существо - это продукт взаимодействия мужской и женской половых клеток. Отец и мать - вот причина нашего появления в этом мире. В действительности, творение - это результат случайного взаимодействия химических элементов. Умирая, человек обращается в прах. Все, что мы видим в этом мире, - всего лишь сочетание атомов. Мы заблуждаемся, называя кого-то своим отцом, матерью, сыном или дочерью. Рама, почему Ты должен страдать ради Своего так называемого отца? Какой смысл в погребальных обрядах? Разве мертвый может вкушать? То, что мы воспринимаем своими чувствами, - единственная реальность. Поэтому наслаждайся жизнью, приняв предложение Бхараты».

Выслушав речь Джабали Риши, Рама с негодованием отвечал: «Твои воззрения - это нечестивость под личиной благочестия. Они очень опасны. Под видом мудрости ты проповедуешь грубое невежество. Подлинное знание приводит человека к самоосознанию, но живущий ради чувственных удовольствий становится рабом вожделения и алчности. Истина - высшая добродетель. Я исполню волю отца, отбросив корыстное желание чувственных наслаждений.

Земля - это поле деятельности. Обретя редкое рождение в теле человека, живое существо должно совершать праведные деяния. Мой отец напрасно сделал тебя своим советником, поскольку воззрения твои безбожны. Веды запрещают даже смотреть на такого безбожника».

- На самом деле, я - поборник ведической мудрости, - отвечал Джабали. - Я твердо верую в Бога. Я говорил так в надежде убедить Тебя вернуться в Айодхью.

Видя негодование Рамы, за Джабали вступился Васиштха: «Джабали говорил, как безбожник, поскольку все жители Айодхьи хотят, чтобы Ты вернулся и занял царский трон. В династии Икшваку трон

Навигация:

Страница 40
Страница 39
-- Страница 38 --
Страница 37
Страница 36