Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Духовный воин 4
------ Страница 30 ------

Духовный воин 4 - Страница 30

Как не поддаваться гневу и проявлять снисходительность даже тогда, кода человек продолжает нападать на вас? Гораздо легче простить, если человек меняет свое поведение или даже осознает, что обидел вас. Но ведь этого может и не произойти. Как не гневаться и прощать, если человек продолжает оскорблять вас, не испытывая ни малейшего чувства раскаяния?

Ответ

Способность прощать не означает, что вы превращаетесь в боксерскую грушу, предоставляя людям возможность колотить вас, или в половичок, чтобы об вас вытирали ноги. Не нужно становиться мишенью для чужих нападок - необходимо уйти от такого общения. Способность прощать не означает, что:

- человеку или людям, оскорбляющим нас, нужно позволить продолжать это делать;

- сделанное по отношению к нам в конце концов не так уж и плохо;

- мы должны думать, что неправы были мы, а не другой человек;

- мы должны забыть о проступке человека;

- мы совершенно не испытываем боли;

- мы готовы действовать так, как будто ничего не случилось;

- мы готовы снова общаться с человеком без ограничений.

Способность прощать oзначает, что:

- мы не намерены позволять человеку, причинившему нам боль, продолжать это делать, постоянно думая о нем или о его поступках;

- если мы держимся за гнев, связанный с определенным событием, то тем самым позволяем человеку снова и снова оскорблять нас;

- мы больше не хотим жить прошлым;

- мы готовы жить настоящим, делая правильный выбор, который не замутнен негативным опытом прошлого;

- мы готовы всегда действовать на основе любви, а не только тогда, когда к нам относятся хорошо.

Иными словами, способность прощать необходима в первую очередь нам самим. Благодаря ей мы можем избежать застоя, поскольку застой негативно влияет на наше физическое, психическое и духовное состояние. Если кто-то продолжает свои отвратительные выходки, мы не собираемся позволять его глупостям влиять на нас. Мы хотим свободно действовать в духе любви, невзирая на окружение или на действия какого-то человека. Дух любви подразумевает понимание того, что лучше всего для нас и что лучше всего для духовного блага другого человека. Если мы затаиваем гнев, это обычно означает, что мы хотим отомстить или же хотим, чтобы человек пострадал. Поэтому необходимо спросить себя: «Какую боль должен испытать этот человек, чтобы мы могли успокоиться и забыть о нем?» Раскаивается человек или нет - это не должно быть определяющим фактором для нас.

Вопрос

Писания восхваляют такие качества, как сострадание, всепрощение, умиротворенность и отречение. Пытаясь развить эти качества, преданный Бога вынужден одновременно иметь дело с гневом. Как он борется с ним? Поскольку писания определяют гнев как продукт гуны страсти, преданный может пытаться подавить его, поскольку гнев не является признаком духовного продвижения. Он или она может испытывать чувство вины, если иногда случайно проявляет эту эмоцию. Однако до тех пор, пока человек не признает существования гнева, он не сможет решить эту проблему. Принимая во внимание все эти факторы, каким образом духовный человек должен воспринимать и выражать гнев, не отвергая при этом идеалы писаний?

Ответ

Как мы уже обсуждали, в некоторых случаях гнев может быть полезен. Например, гнев может помочь нам защититься от физического нападения или от посягательств на нашу честь. Гнев может послужить сигналом к тому, чтобы взглянуть на проблему глубже. Он может быть естественным проявлением разочарованности. Гнев может быть полезен, если оскорбляют Бога или если мы должны помочь своим подопечным. Такого рода гнев необходим, но не следует им злоупотреблять. Чрезмерный или негативный гнев всегда найдет свою жертву - ею станем либо мы сами, либо кто-то другой. Подавленный гнев приводит к гипертонии, язве, сердечным приступам и целому ряду других заболеваний. Психологическими последствиями подавленного гнева являются депрессии и даже неврозы. Существует также множество социальных и духовных проблем, связанных с нездоровым гневом, проявленным или подавленным. Несомненно, очень важно понять, является наш гнев позитивным или негативным и используется ли он во благо другим.

Ключом к пониманию этого является слово «сострадание». Если мы мыслим и действуем на основе сострадания, нас будет не так уж просто разгневать, и если мы и проявим гнев, он будет конструктивным. Кроме того, чувство вины не обязательно является чем-то плохим. Если мы отреагировали слишком резко, мы должны чувствовать себя виноватыми. Это должно помочь нам в следующий раз действовать более осторожно и делать правильные вещи правильным образом. Чувство вины должно побудить нас еще раз вернуться к своему поступку, но лишь для того, чтобы извлечь урок. Однако если чувство вины становится слишком болезненным, оно затуманит наше сознание и лишит способности извлекать уроки, расти и делиться опытом с другими.

Вопрос

Почему я прихожу в гнев, когда вижу недостатки в себе или в других людях? Похоже, что, сталкиваясь с такими слабостями, как гнев, гордость, бесчувственность, зависть и т.п., нужно проявлять любовь и сострадание, а не гнев?

Ответ

Иногда мы гневаемся, видя недостатки в других, потому что нам недостает терпения, а также потому, что эти недостатки являются отражением наших собственных. Прежде всего мы должны видеть в этом возможность лучше рассмотреть себя. В первую очередь, нужно разобраться в проблеме определенного человека, чтобы понять, как избавиться от нее самому, если у нас тоже есть такой недостаток. Это также поможет нам лучше понять нужды и боль другого человека.

Навигация:

Страница 32
Страница 31
-- Страница 30 --
Страница 29
Страница 28