Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Духовный воин 4
------ Страница 64 ------

Духовный воин 4 - Страница 64

«энтузиазм» происходит от греческого словосочетания, означающего «Бог внутри». Это помогает нам понять, что энтузиазм черпается во внутренней жизни, и мы не можем его имитировать. Мы можем обмануть других, но не сможем обмануть себя. Если мы постоянно расстроены временными вещами, у нас не будет энтузиазма. Мы будем действовать «на автопилоте», внутренне при этом испытывая дискомфорт и подавленность, что приведет к регрессии и неудаче. Тем не менее, будучи восприимчивыми к милости Господа и имея искреннюю веру в то, что Он всегда с нами, мы сможем обрести внутреннюю силу. Сталкиваясь со всевозможными опасностями, подстерегающими нас в этом мире на каждом шагу, мы признаем реальность этих проблем, осознавая в то же время их временную природу. И тогда мы будем смотреть на нашу жизнь несколько иначе, не принимая внешних ситуаций за окончательную реальность. Понимая это, мы можем иногда смеяться над тем, как глубоко вошли в роль, которую играем в этом грандиозном спектакле.

Взгляд через призму писаний

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что трудности на духовном пути мы можем рассматривать как обмен с Господом бхавой, любовным экстазом. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1.9.19) сказано: «Страдания, которые Господь посылает Своим преданным, представляют собой еще один вид обмена трансцендентной бхавой между Господом и преданными. Господь говорит: “Я ставлю Своего преданного в трудное положение, чтобы он еще больше очистился, обмениваясь со Мной трансцендентной бхавой”». Господь провозглашает, что часто Он Сам ставит преданных в трудное положение, ибо это помогает им сделать свою духовную жизнь более глубокой и не дает им полностью уйти во внешнюю деятельность. И чем глубже их связь с внутренней реальностью, тем больше жизнь превращается в захватывающее приключение, духовную мистерию. Она становится частью живого общения с Господом, исполненного радости, присущей духовному миру. Так трудности трансформируются в обмен бхавой между Господом и Его преданными.

Как трансценденталисты мы не молимся об избавлении от всех трудностей; мы молим о способности видеть присутствие Бога во всех ситуациях. Мы хотим уподобиться царице Кунти из «Шримад-Бхагаватам», которая просила о все новых и новых испытаниях, поскольку они помогали ей помнить о Всевышнем Господе. Духовная жизнь - это не что-то обычное, ибо в конечном счете она подразумевает, что никакие препятствия не способны заслонить от нас лучи любви, исходящие от Господа, и любовь, которую мы возвращаем Ему. Все, что мы делаем на пути самореализации, должно помочь нам понять иллюзорную природу этого мира двойственности. Хотя этот мир существует (временно), все-таки он - только часть реальности. Это часть истории, в которой ребенок, игравший в прятки, вновь встречается со своими родителями. Сначала они испытали вкус разлуки, а затем чувство экстаза от того, что снова стали одной семьей.

В играх Кришны, например, есть пастушок по имени Мадхумангала, который подобно шуту при царском дворе постоянно всех смешит. Своими словами и поступками он и нас заставляет смеяться. Однако делает он это исключительно ради удовольствия Кришны и пастушков, наслаждающихся его шутками. Кришна тоже постоянно разыгрывает Радхарани, а Радхарани - Кришну. Иногда гопи, принадлежащие к разным группам, подшучивают друг над другом. В конце концов, сознание Кришны включает в себя этот простой, но возвышенный любовный обмен. Мы тоже хотим научиться играть, подобно невинным детям, которым не нужно беспокоиться об оплате счетов, о здоровье или сексе. Детская невинность является одним из качеств души.

Цитаты из ведических произведений, особенно из «Нектара преданности», могут пролить больше света на эту тему:

«В четвертой части “Бхакти-расамрита-синдху” Шрила Рупа Госвами описывает семь форм косвенного экстаза преданного служения: смех, изумление, рыцарство, сострадание, гнев, страх и отвращение. В данном разделе Шрила Рупа Госвами более подробно описывает эти проявления экстаза преданности, объясняя их взаимную совместимость и несовместимость. Когда один вид экстатического преданного служения сочетается с другим, несовместимым с ним, такое состояние называется расабхасой, извращенным проявлением расы.

Ученые, досконально знающие этот предмет, утверждают, что смех обычно возникает при общении между собой молодых людей, а также при общении стариков и детей».

Мы видим это в жизни, наблюдая за тем, как играют дети, поскольку они обладают удивительной невинностью. Они отличаются простотой, посколько у них нет тех беспокойств, которые есть у нас. Поэтому в некоторых писаниях подчеркивается, что мы должны уподобиться детям, чтобы родиться свыше. Это указывает на важность смирения и покорности, двух качеств, присущих детям. В «Нектаре преданности» говорится, что обмен шутками между стариками и детьми обладает особой сладостью, поскольку с возрастом к нам вновь возвращается детская невинность и беззаботность. Разумеется, при этом ведические писания рекомендуют нам достичь высшего уровня отречения, подготовиться к смене тела.

Итак, мы приведем подробное описание экстатического смеха, содержащееся в «Нектаре преданности»:

«Экстатический любовный смех можно иногда наблюдать также у людей очень серьезных от природы. Однажды в дверь дома Яшоды постучался старик-нищий. Увидев его, Кришна сказал Яшоде: “Мама, Я не хочу приближаться к этому тощему страшилищу. Если Я подойду к нему, он упрячет Меня в свою торбу и унесет с собой!” Сказав это, чудное дитя, Кришна, посмотрел на мать, а нищий, стоявший в дверях, тщетно пытался скрыть свою улыбку. Оставив свои попытки, он заулыбался

Навигация:

Страница 66
Страница 65
-- Страница 64 --
Страница 63
Страница 62