Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Преодоление гнева
------ Страница 21 ------

Преодоление гнева - Страница 21

с мнением друг друга. И я смогу лучше понимать тебя и чувствовать, что я тоже могу быть полезен, что со мной как-то считаются. И это вызовет доверие и улучшит наши взаимоотношения.

Врикодара дас: Я обещаю, что буду работать над собой, над недостатками, которые у меня есть. Так же я считаю, что дружба не должна страдать из-за каких-то официальных отношений по служению. Тут не должно накладываться одно на другое, и нужно всегда это понимать.

Бхакти Тиртха Свами. Сейчас эти два могучих вайшнава должны обняться друг с другом.

(Брахмачари обнимаются, бурные аплодисменты).

Дамодара Пандит дас: Я прошу прощения, я хочу сказать, что мы каждый день обнимаемся и любим друг друга. Тут нет большой проблемы, но это в сердце маленький червячок.

Бхакти Тиртха Свами: Конечно, мы все можем оценить качества этих двух возвышенных преданных, лидеров. Оба обладают замечательными качествами. Но, тем не менее, во взаимоотношениях была проблема, которая мешала лучше служить остальным вайшнавам. И для того чтобы решить эту проблему, нужно постараться лучше понять другого человека, его потребности, уметь общаться, учиться больше ценить другого как преданного.

Сейчас мы начнем записывать методики борьбы с гневом.

I. - Назвать, определить проблему.

Надо определить свое положение: «Что со мной? Я огорчен, сбит с толку, сошел с ума? Что со мной происходит?»

- Посмотреть проблеме в лицо.

Иногда есть определенная проблема, которая является коренной причиной, но мы предпочитаем игнорировать ее, надеясь, что все решится само собой. Или иногда у нас есть какое-то беспокойство, но мы не можем отнести его к какой-то определенной категории. Так, если вы чувствуете себя больным или слабым, вам необходимо понять причину болезни.

- Почувствовать.

Это означает понять, как эта проблема отражается на мне. Потому что если вы не можете понять свое самочувствие, свое восприятие, вы не сможете определить точно причину. Как, например, в случае с двумя брахмачариями. Они могли предпринимать что-то, приносить беспокойства друг другу, но не пытаться разобраться. Можно, конечно, улыбаться друг другу каждый день, обниматься, но надо выразить свои чувства. Так, Дамодара Пандит говорил: «Врикодара, я так-то себя чувствую, когда ты поступаешь таким образом ...», а Врикодара отвечал: «А я себя чувствую так-то...»

- Избавиться.

Когда вы разобрались с тем, что происходит, вы должны избавиться от проблемы. Мы не можем избавиться от того, что мы не признали, что это есть у нас. Если мы понимаем, что это причина наших проблем и боли, нужно понять, что с этим делать дальше.

II. Садху, шасты, гуру.

Как вайшнавы мы все основываем на трех принципах: садху, шастры и гуру. И хотя мы понимаем, что должны ориентироваться на эти ключевые аспекты, зачастую мы не знаем и даже не изучаем шастры. В шастрах приводится множество примеров того, каким образом правильно действовать в различных ситуациях. Если мы общаемся с возвышенными садху, то можем получить советы как действовать в конкретной ситуации. И духовный учитель является для нас живым примером того, как служить Кришне.

Так же, если у нас возникают какие-то проблемы из-за препятствий, можно применить следующие методы борьбы с гневом:

1. Принять ответственность.

Некоторые говорили, что причиной гнева является карма, зависть или какие-то неправильные действия. Мы должны почувствовать свою личную ответственность, т.е. понять, или же наши действия были неправильные, или же это наша карма, или еще какие-то другие причины. Может, мы безответственно подошли к какому-то аспекту, в то время как должны были действовать.

2. Пытаться понять другого человека, его восприятие.

Другими словами, пытаться поставить себя на место другого человека.

Вчера мы рассматривали примеры конфликтов между мужьями и женами, между духовными сестрами. Например, конфликт между духовными сестрами, которые знают друг друга достаточно долго, и у них очень много позитивного опыта от общения друг с другом. Вы видели, что обе плакали. Это означает, что они испытывают привязанность друг к другу. Сложность заключалась в том, что они видели ситуацию только со своей позиции, и поэтому обе чувствовали боль. Шрила Прабхупада приводил пример двух учеников, которые массируют духовного учителя и ругаются друг с другом. В этом процессе они избивают учителя, и боль чувствует духовный учитель.

Или случай с семейной парой. Они заботятся друг о друге очень глубоко. Но мы упоминали о том, что никто не может принести нам больше счастья, чем те, с кем у нас развиваются отношения, основанные на любви, и так же никто не может принести нам больше горя, чем эти личности. Также нужно понять, что с теми, кто нас больше всего гневает, у нас самые близкие отношения. Поэтому их действия огорчают нас больше. Если нас кто-то не интересует, то он и не способен нас ничем огорчить. Поэтому мы должны поставить себя в положение другой личности и понять динамику развития с ее точки зрения.

3. Отстраниться.

Это означает отойти немного от ситуации и посмотреть на нее со стороны. Если помните, мы задавали вопрос, что вы видите или чувствуете, глядя на двух людей, которые гневаются или ругаются друг с другом. Как это выглядит со стороны, когда два человека на улице ссорятся или ругаются? Если вы смотрите со стороны, то сможете объективно воспринимать ситуацию, но

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19