Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: БГ (6.5) Про ум
------ Страница 5 ------

БГ (6.5) Про ум - Страница 5

близких спутников Господа Рамы. Есть много преданных, которые особо близки к Господу Раме. Интересно, технически, что Нишадарадж получается в более близких отношениях с Рамой, чем Хануман. Он находится в сакхья-расе, или расе дружбы, а Хануман, в то же самое время, в отношениях слуги. Но Хануман является очень-очень дорогим преданным Господа Рамы.

Иногда преданные, бывает, так кто-то говорит, что хорошо бы использовать некоторые психологические приемы, например, гипноз, чтобы справиться с умом очень изощренным образом. Как вы относитесь к этому?

Однажды Прабхупаду спросили примерно такой же вопрос: "Должны ли преданные отправляться к психологам?" И ответ был: "Психологи, они все немного не того…" То есть, короче говоря, у них крыша едет (вольный перевод). Они просто чепухой занимаются. В Литве есть такое слово - "мусорник".

В Бхагавад-Гите и Шримад-Бхагаватам есть очень много трансцендентной психологии, очень глубокой и детальной. И поэтому мы должны постараться научиться этим методам психологии. Эти современные психологи, в большей мере, их метод в основном заключается в том, чтобы повысить ваше самомнение. И они скажут: "А, так ты старался убедить себя в том, что ты ниже травинки на улице? Ты не должен думать таким образом! Ты должен оценить себя, что ты на самом деле великая личность".

Это просто делает ложное эго более толстым. Это жонглерство с влиянием различных гун природы. Так или иначе, лучше научиться трансцендентному процессу о том, как лучше занять ум, тонкое тело - в преданном служении.

В Америке, где-то 20-ть лет назад были люди, которые обвинили нас в "промывании мозгов". А Прабхупада сказал: "Мы не промываем ваши мозги, у вас нечего промывать". А в другой раз он сказал: "Да, мы стараемся промыть мозги людей. Потому что ваш мозг очень грязный, его нужно очистить". Так или иначе, мы должны очистить свое сердце и сознание.

Шрила Баладева Видьябхушана говорит о том, что есть такие преданные, которые думают, что они улучшат свое воспевание медитацией, сидя в тишине или благодаря дыхательным упражнениям. Он говорит, что есть такие преданные, которые думают, что если "я перед началом воспевания полчаса буду заниматься хатха-йогой, то мой ум станет более спокойным, и я смогу лучше воспевать".

Баладева Видьябхушана говорит, что это есть йога-мишра-бхакти - бхакти, которая смешана с определенной практикой мистической йоги. Он говорил, что это не есть чистое преданное служение, поэтому его нужно избегать. А что уж говорить о Фрейде и ему подобных?

Я слышал, что ум каким-то образом связан с гуной благости, а разум - с гуной страсти. Так ли это?

Есть господствующее божество ума, оно является также божеством гуны благости, а господствующее божество разума является также божеством гуны страсти. И Прабхупада говорил, что ум сам не имеет никакой способности действовать. Все, что перед ним ставится, то на него и оказывает влияние. И потому что ум сам по себе более пассивен, его можно отождествлять в какой-то мере с гуной благости.

Но что касается разума, в Бхагавад-Гите Прабхупада говорит, что майя и вожделение сделали разум своей столицей. И поэтому разум обладает большей движущей силой. И с этой стороны, разум, в какой-то мере более отождествляется со страстью. Но такое утверждение не является особо важным с точки зрения практического функционирования ума. Обычно мы видим, что наш ум не так уж склонен к гуне благости. Но если смотреть с чисто технической стороны, ум и разум - они имеют с соответствующими гунами определенную связь.

В какой степени мы должны контролировать ум, а в какой - гуру и Кришна?

Это зависит уже от нас - как мы будем использовать свою небольшую независимость, в том, чтобы предаться гуру и Кришне. Если мы обратим свою независимость к Ним, если мы от всего сердца предадимся Им, тогда мы можем продвинуться. А если мы не предаемся, тогда, что поделаешь, мы остаемся в майе. И, таким образом, наше дело - предаться, а Они уже устроят так, что мы получим освобождение. Благодаря Их милости мы можем добиться успеха. Но мы должны согласиться следовать этому процессу, в этом наш вклад.

Всегда ли пища, предлагаемая Кришне, принимается?

Если мы следуем авторитетному процессу в настроении служения, тогда пища всегда будет принята. Если наше сознание в плохом состоянии, тогда пища может быть и не принята. Кришна говорит, что мы должны предложить это все с преданностью. Кришна "кушает" преданность, а не саму пищу.

Если бы Он съел пищу, ничего бы не осталось на тарелке. Кришна - не голодный человек. Здесь, в этом храме, Ему предлагают столько много пищи, столько раз в день! Есть тысячи и миллионы храмов Кришны. Количество пищи, которое предлагается Кришне каждый день - астрономическое. Итак, у Него нет необходимости в пище, Он хочет бхакти. И если там будет бхакти, Он это примет.

Шрила Прабхупада ки - джай!

Шри Шри Гаура-Нитай ки - джай!

Навигация:

Страница 1
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3