Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

ОБРАЗОВАНИЕ С КРИШНОЙ В ЦЕНТРЕ - Страница 1

ОБРАЗОВАНИЕ С КРИШНОЙ В ЦЕНТРЕ

Мы предлагаем систему образования с Кришной в цетре, основанную на модели гурукулы, данной Шрилой Прабхупадой. Эта система объединяет две стороны, по вопросам которых не сходятся прогрессивная и традиционная школы: уважение личности и упор на взаимоотношения (позиция прогрессивной школы) и установление цели сознания Кришны и уважение авторитета (позиция традиционной школы).

В процессе обучения с Кришной в центре учитель не принимает ту или другую позицию, а считает себя слугой как Кришны, так и своих учеников. Передавая знания, он создает атмосферу, находясь в которой ученики были бы склонны выбрать Кришну.

Работая в данной системе, учитель не становится ее рабом. Он делает все то, что способствовало бы становлению детей в сознании Кришны. Если ребенок, несмотря на свой возраст, правильно использует свою свободу и добровольно проявляет послушание, то руководство над ним ослабляется. И ребенок получает больше свободы. Учитель, сконцентрированный на Кришне, не будет держать ученика под полным контролем, пока ему не исполнится шестнадцать лет, а в шестнадцать, когда позволяется свобода, будет от него ожидать, как полагается, свободного выбора Кришны. Он знает, что его ученикам необходима свобода, чтобы научиться ответственности.

Такой учитель признает необходимость постоянного поддержания порядка в классе. Он понимает, что это важно для детей, так как они в какой-то степени находятся в зависимости от этого. Однако он знает и то, что свобода так же необходима при установленных правилах и предписаниях. Балансируя этими двумя величинами – порядком и свободой, - он придерживается основных и минимальных правил для поддержания достаточно здоровой и организованной атмосферой.

Учитель в сознании Кришны понимает, что не может заставить детей стать сознающими Кришну, хотя он и знает, что сознание Кришны – единственно стоящая цель достижения для его учеников. Поэтому он не бывает сентиментально мягок или слишком строг.

Так называемое сострадание. Арждуна думал, что проявляя сострадание, он заслужит похвалу Кришны. Но Кришна осудил его. Да. Все наоборот. Иначе говоря, Кришна так же очень строг. В этом квалификация Кришны и Его спутников. Нежнее цветка и сильнее удара молнии. Две стороны. Когда Кришна строг, Он суровее удара молнии. А когда Он мягок, он нежнее цветка. Вот два примера. Итак, Кришна не бывает сниходительным к Своим друзьям и Своим преданным, потому что эта снисходительность не поможет им. Иногда Он является к преданному, чтобы выразить Свою суровость, но на самом деле Он не суров. Это подобно тому, как отец иногда становится строг с ребенком. Это хорошо. Далее мы видим, что суровость Кришны была оправдана спасением Арджуны. В конце Арджуна признается: «Твоей милостью мои иллюзии рассеялись.» Такой тип строгости Кришны к преданным иногда непонятен, ибо мы привыкли принимать то, что немедленно нам может доставить удовольствие. Но если мы иногда не можем получить немедленное удовлетворение, то не следует расстраиваться. Мы должны держаться за Кришну. Это позиция Арджуны.

(Лекция, Лос-Анджелес, ноябрь 1968г)

* * *

ДИСЦИПЛИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

ЯСТРЕБЫ И ГОЛУБИ

С давних пор, как я помню, педагоги вели полемику по вопросу дисциплины. Как мы уже поясняли, некоторые из преподавателей выделяют насущную необходимость о восстановлении взаимоотношений, взаимопонимания, уважения, терпимости и терпения, подчеркивая тот факт, что учитель должен ждать естественного внутреннего роста сознания Кришны в ребенке. Другие видят ценность в аскетичности, послушании, строгости, выработке характера и принуждении (не в значении грубого отношения), но с осознанием того, что дети, даже если они не желают или равнодушны в настоящий момент, получат истинное воспитание. Позднее, когда дети оглянутся назад на школьные годы, они поймут любовь своих учителей к ним.

Каждый педагог переходит с одной чаши весов на другую в посках более устойчивого положения в своих попытках научить своих подчиненных. И является ли какая-либо позиция и последующие за ней действия правильными или неправильными ? Существует ли единое направление ?

Чтобы лучше понять ответ на этот вопрос, давайте рассмотрим наиболее распространенные дисциплинарные приемы.

* * *

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ

ВИЗУАЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

А) взгляд «Я вижу, что ты делаешь. Тебе нужно исправиться».

Б) Наблюдение перед действием.

В) Пристальный взгляд.

УТВЕРЖДЕНИЕ, НЕ НЕСУЩЕЕ УКАЗАНИЙ

А) «Кришнадас, я видел, что ты ударил его».

Б) «Ты, должно быть, сердит».

Вопросы.

А) «Как ты думаешь, чем ты занимаешься ?»

Б) «Ты выполняешь то, что как предполагается ты должен выполнять ?»

В) «Почему ты делаешь это ?»

Утверждение, несущее указание.

А) «Прекрати это.»

Б) «Не повторяй этого вновь».

Показывая пример.

А) Подходите к нарушителю, берете его за руку и показываете ему то, что он должен делать.

Б) Указываете на примерного ребенка.

В) Сами показываете подобающий пример.

Подкрепление.

А) поощрение за примерное поведение.

Б) Наказание или вывод о неподобающем поведении.

Физическое вмешательство.

А) Изоляция

Б) Карательные действия

Эти приемы располагаются в порядке, соответствующем усугублению нарушения поведения.

Как учитель может выбрать тот или иной прием в соответствии с ситуацией ? Три школы (две мы уже рассмотрели) выдвигают каждая свое собственное решение этих проблем. Все они выделяют общую цель в образовании: развитие в детях самодисциплины и самоконтроля. Но различаются они своими методологиями.

ПРОГРЕССИВНЫЕ ГУМАНИСТЫ считают, что внутренне ребенок развивается, раскрывая постепенно свой потенциал. Он нуждается в поддержке со стороны, что вдохновляет его к самостоятельному решению своих проблем. Последователи этой

Навигация:

Страница 1
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 3
Страница 2