Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 108 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 108

преследовать злодея, держа наготове в руке Свой острый диск. Подбежав к берегу, Он с невероятной силой ударил ногой стоявшего в воде демона в лицо, отчего тот лишился чувств и повалился прямо в пасть к затаившемуся поблизости гигантскому змею, родичу многоглавого змея Дхритараштры.

293-299 Но погиб ли Хамса? Оказывается — нет, ибо, имея благословение Господа Шивы на чрезвычайно долгую жизнь, он выжил даже в желудке у ядовитого змея. Из некоторых пророчеств становится известно, что Хамса будет беспрестанно мучиться в животе того змея миллионы лет, вплоть до окончания текущей манвантары, или периода правления Вайвасваты Ману. И даже впоследствии сей ненавистный враг Хари не освободится, но канет в беспросветную тьму андха-тамаса, место, уготованное для самых лютых демонов.

295-296 Когда Дибхака услышал печальную весть о гибели стар- I шего брата, он сразу прекратил сражаться с Баларамой и тоже прыг- I нул в тёмные воды Ямуны. В поисках Хамсы он словно одержимый вновь и вновь нырял под воду, но когда надежда отыскать тело любимого брата покинула его, он решил расстаться с жизнью. Обезумевший от горя Дибхака вырвал собственный язык вместе с нёбом, и так

его душа покинула гнусное тело демона. Она пала в глубочайшую тьму ада, где, претерпевая непрестанные мучения, обрела-таки возможность увидеть муки потерянного им при жизни брата.

297-29* Затем Господь Хари вместе с братом Баларамой и Его славным войском Ядавов направился назад в Кушастхали. Дурваса и другие святые мудрецы, одаривая Господа своими благословениями, сопутствовали Ему вплоть до Его возвращения в Двараку. Между тем Брахма, Шива и прочие полубоги восславили деяния Кришны на небесах.

Супруг богини процветания, океан вечного блаженства, Господь счастливо зажил в кругу Своей семьи. Он непрестанно даровал удивительную радость всем верным подданным, нашедшим надежное прибежище у лотосов Его стоп.

Примечание В санскритском манускрипте эта большая глава носит обобщенное название «Уничтожение демонов Хамсы и Дибхаки». Конечно, свадьба Кришны с Рукмини и другие важные события тоже были описаны здесь, но поскольку формально миссия Господа заключалась именно в устранении с поверхности Земли бремени демонов, Мадхвачарья вынес данную тему непосредственно в название главы. Следует также отметить, что история, рассказывающая о победе Кришны над Хамсой и Дибхакой, подробно освещена только в «Хари-вамше», а в «Махабхарате», «Бхагаватам» и прочих Пуранах можно встретить о ней лишь отрывочные упоминания. Поэтому автор «Махабхарата-татпарья-нирнаи» решил вынести ее на свет целиком в данном произведении, как одну из интереснейших, но малоизвестных игр Господа.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Особая слава Бхишы и Драупади. Рассказы о воинской доблести Бхимы с Лрджуной

Б5$ийа а Драупади - носители Шудд5$а-б%агавата-д5$арты. чистейшей преданности Богу

1-2 Итак, после того, как Дроначарья передал Пандавам и другим царевичам династии Куру божественное оружие, ранее обретенное им от Господа Парашурамы, самым искусным во владении тем оружием стал принц Арджуна.

Следует отметить, что в действительности Бхима изначально превосходил совершенством своего разума и Арджуну, и всех остальных юношей. Потому уроки, посвященные искусству владения небесным оружием, всегда давались Бхиме намного легче, нежели другим. Однако доблестный Бхима считал определенным нарушением дхармы воина такое сражение, успех в котором достигался за счет использования волшебного оружия — магических «астр», обретаемых от полубогов.

М Бхима был всем сердцем привязан к следованию высшему ! духовному принципу - шуддха-бхагавата-дхарме, чистой ; преданности Богу. Такова безупречная религия, порождающая ; в сердце полную удовлетворенность: (1) дарами духовного знания и (2) плодами самой преданности Господу Хари или достижениями, обретаемыми по милости Бога. Совершая чистое преданное служение Господу, не должно просить о чем бы то ни было у полубогов и выслуживаться перед кем бы то ни было ради обретения каких-либо преходящих ценностей, также не рекомендуется. Поэтому Бхима, будучи безупречным преданным Господа, совершенно не интересовался магическим оружием, польза от которого касалась достижения лишь мирских целей.

Примечание: В современном мире понимание фундаментальных принципов вайшнавской философии зачастую основывается на постулатах учения Шести Госвами Вриндавана, знаменитых последователей Шри Чайтаньи Махапрабху. Однако Шрила Мадхвачарья являет собой пример духовного учителя более раннего периода, и потому не удивительно, что в его трактовке вайшнавизма имеются некоторые характерные особенности.

Мадхвачарья осуществляет анализ практики бхакти с точки зрения дасья-расы, или настроения благоговейного служения по отношению к Господу. Именно в этой расе Шри Мадхва считается высшим авторитетом. Данную истину косвенным образом подтверждает Сана-тана Госвами, который в своей книге «Брихад-бхагаватамрита» приводит Ханумана в качестве примера наиболее совершенного преданного, находящегося в настроении слуги Бога. Хануман стал первым воплощением Ваю, а Мадхвачарья — третьим, и в этом смысле они как бы неотделимы друг от друга. В действительности же дасья-раса является исходным фундаментом для развития всех прочих рас — взаимоотношений со Всевышним. Поэтому для каждого серьезного вайш-нава, в первую очередь, важно усвоить принципы именно этой расы, дабы постепенно достичь платформы полной стабильности в отношении собственной преданности. И как уполномоченный представитель Господа, Шри Мадхва обучает этому принципу на страницах настоящего произведения.

5 Бхима никогда не занимался камья-кармой, «ишачьим» трудом, выполняемым ради удовлетворения собственных прихотей. Поэтому он никогда и ничего не просил ни у полубогов, ни у людей. Более того, Бхима не обращался с просьбами о мирских благах даже к