Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 16

данном отношении интересно отметить, что Кали и другие демоны сами по себе не имеют какого-либо особенно серьезного ] могущества. Фактически, они способны активно действовать лишь ] в силу благословений, полученных ими от Брахмы и прочих боже- ■ ственных личностей. Таким образом, можно сделать вывод, что демо- I ническая деятельность во вселенной тоже происходит согласно санкции Бога. Господь использует демонов для осуществления целого ряда Своих целей.

В первую очередь, во вселенной было бы очень скучно жить, если бы темные силы совершенно отсутствовали. Ведь само по себе материальное счастье приторно на вкус. Именно вредоносные демоны постоянно напоминают нам, что сей бренный мир — место, полное всяческих тревог и опасностей.

С другой стороны, даже Сам Господь нередко находит большое удовольствие в борьбе с демонами. Борьба наполняет жизнь смыслом и делает вкус победы сладостным. Поэтому личности, идущие по пути света, в сражениях за Истину обретают хорошую закалку. Это и есть та самая кузница, в которой булат силы духа становится по-настоящему прочным.

Ы

Брахма благословил Кали на обладание значительным могуществом, но сам он, естественно, пребывает вне досягаемости греховных происков Кали. Могучий Мукхья-прана имеет равный духовный статус с Брахмой, и потому он во все времена остается сильнее Кали.

33-3* Олицетворенная нищета, Алакшми — это жена Кали, возникшая из половины его тела. Она воплотила в себе противоположность несущей благоденствие Лакшми. Все виды греха и пороков стали сыновьями Кали и Алакшми.

О Господь! Между тем, богиня процветания Индира поселилась у Тебя на левой груди в форме золотого локона Шри-ватсы, а Брахма украсил Твою шею, войдя в драгоценный камень Каустубху.

Другие ценности, появившиеся из Молочного океана, были розданы Тобою полубогам согласно их заслугам. Ты, Господь, вдоволь напоил богов нектаром бессмертия, чтобы вместе с тем показать — только путь преданности Богу приведет душу к жизни в бессмертии!

Примечание: Царь небес Индра получил слона Айравату, коня Уччайх-шраву и дерево Париджату. Индра является дик-палой, управителем Восточной стороны света, поэтому он получил первого божественного слона — Айравату. Всего имеется восемь сторон света (четыре главных и четыре промежуточных, таких как юго-восток и др.), и каждой из них управляет один из могучих полубогов. Семь оставшихся слонов были отданы остальным дик-палам — управителям других сторон света: богу огня Агни, богу религии Ямарадже, Ниррити (управителю юго-восточной стороны света), богу морей Варуне, богу ветров Ваю, богу луны Соме и небесному казначею Кувере. Имена полученных ими слонов, соответственно, таковы: Пундарика, Вамана, Кумуда, Анджана, Пушпаданта, Сарвабхаума и Супратика. Небесное оружие и украшения тоже были дарованы разным богам и богиням с учётом их иерархии.

35 Те, кто верят в Бога и полны любви и преданности к Нему, несомненно, достигнут освобождения и войдут в царство Господа. Однако хитрецы и нечестивцы, пытающиеся достичь духовного царства, не смогут войти туда и будут отвергнуты, как

это и случилось с порочными демонами. Даже если они прило жат все старания, дабы обрести бессмертие, но не оставят демонический дух эгоизма и двуличие, то, в конце концов, подобно Раху, их будет ждать лишь прискорбная участь горесть и разочарование».

Примечание: Поясняя данный текст, Вадираджа Тиртха перефразирует процитированный им исходный гимн «Риг-веды» (8.14.14) следующими словами: I

арурукшанти майабхих утсисрпсанти йе дивам |

тан дасйун видхуномй аджЯа-пурвасмач ча падад адхах

Господь сказал: «Те, кто пытаются вознестись на небеса посредством | ложных (майя) методик, не достигнут успеха, таких негодяев Я лично сметаю вниз, в низшие миры».

Об этом же гласит следующий текст из «Бхагавад-гиты» (16.20):

асурйм йоним апанна мудха джанмани джанмани мам апрапйаива каунтейа тато йантй адхамам гатим

«Ненавидящие Бога глупцы рождаются в телах демонов жизнь за жизнью. О сын Кунти, Арджуна! Они не достигают Меня, но отправляются в низшие миры, полные тьмы и невежества».

Вредоносность Кала

36 Полубоги продолжили: «Кали сейчас очень силен из-за благословения, полученного им от Брахмы. Он умело насаждает ложное знание, в корне противоречащее Истине. Даже нас, муд- | рых богов, он порой сбивает с толку и ввергает в заблуждение. | Что уж говорить об обычных людях, полностью погрязших в дре- I мучих дебрях невежества».

Примечание: Вадираджа Тиртха отмечает в комментарии, что столь сильное влияние Кали в описываемую эпоху, Двапара-югу, возникло из-за проклятия мудреца Гаутамы. Он изрек проклятие, гласившее, что

традиция передачи учения Вед утратит чистоту и придет в упадок. Говинда Ачарья рассказал следующую взятую из писаний историю, которая в полной мере объясняет повод, послуживший причиной проклятия Гаутамы.

Однажды на земле Индии случилась суровая многолетняя засуха. В те времена население планеты было немногочисленным, и значительную его часть составляли брахманы-жрецы. Угнетенные ненастьями брахманы были вынуждены скитаться по разным провинциям в поисках пропитания. Мало-помалу они стали селиться в окрестностях ашрама могучего ведического мудреца Гаутамы. Аскетическая сила Гаутамы была столь огромной, что он мог благодатно влиять своим присутствием на окружающую природу. Даже в то время, когда все прочие земли были обездолены засухой, ашрам Гаутамы оставался незатронутым никакими ненастьями. Дожди выпадали там регулярно, как и прежде, и пища произрастала в изобилии. В конце концов, практически все брахманы мира приняли прибежище у святого Гаутамы, они поселились коммуной вокруг его ашрама и стали жить в мире

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14