Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 174 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 174

крайнее истощение сил ! под натиском Арджуны. Тогда Бхагадатта спросил сына Индры: ; «А из-за чего мы собственно сражаемся?» !

Арджуна ответил: «Выдай мне дань для Раджасуи | Юдхиштхиры!» ]

225-226 Тогда Бхагадатта радушно ответил: «Твой отец Индра — мой учитель, поэтому, конечно же, я одарю тебя желанной данью! Но прошу, не забывай, что победить меня в бою тебе не под силу, ибо в моем арсенале имеется магическое оружие Всевышнего Хари».

Бхагадатта с любовью поднес дань Арджуне, и потому тот не стал оспаривать его последнюю с гордостью брошенную фразу. Арджуне вовсе не хотелось портить отношения со столь благочестивой личностью из-за неких мелких разногласий. ;

Примечание: Как уже упоминалось в одном из вышеприведенных тек- ; стов (2.231), Бхагадатта являлся воплощением Куверы, одновременно , заключая в себе авешу Шивы. В этой связи важно отметить, что его < столица Прагджйотиш-пур располагалась как раз в северной стороне света, подчиненной полубогу Кувере. `

В указанных обстоятельствах Бхагадатта явил свой благой нрав, ; который собственно и защитил его. Но впоследствии Арджуна и Бхагадатта вновь столкнулись как противники в ходе сражения на Курукше-тре. И тогда, словно бы отложив свой ответ до той поры, Арджуна все-таки сразил Бхагадатту на поле брани.

227-229 Далее Арджуна проделал победоносный рейд по оставшимся восьми долинам (варшам) материка Джамбу-двипы, выйдя за пределы Бхарата-варши (традиционно соотносимой с территорией Индии, но по другим источникам представляющей всю нашу планету Земля). Кроме того, пользуясь магическими свойствами своей летающей колесницы, Арджуна силой личного

Тайны сМа^аб^араты>. явленные учителет (пира - Шри МадТ^чарьей

божественного оружия стяжал лавры победителя на шести кольцеобразных материках, или двипах, простирающихся вширь относительно плоскости земли (вокруг Джамбу-двипы).

Затем Арджуна покорил семь низших миров вплоть до Пата-ла-локи, одолев в сражениях их обитателей — демонов, дайтьев и данавов. В то самое время могучий царь демонов Бали по велению Господа Ваманы, хранителя принадлежащей ему планеты Сутала-локи, одарил Арджуну щедрой данью. Арджуна также победил Васуки, царя многоглавых змей, и заполучил от него в качестве дани множество чудесных драгоценных камней.

Итак, завершив свой победоносный рейд по различным регионам вселенной всего лишь за один год, Арджуна вернулся в родную столицу Индрапрастху.

23Л-233 По окончании победного шествия Пандавов по всем сторонам света четыре брата доставили домой четыре горы, целиком состоящие из золота и драгоценных камней, каждая из которых была своего размера. Ведя отсчет с запада против часовой стрелки, Накула, Сахадева, Бхима и Арджуна собрали горы из сокровищ высотой соответственно в: 10,30, 100 и 400 йоджан.

На самом деле при обычных обстоятельствах все указанное богатство было бы совершенно невозможно разместить на сравнительно небольшой территории Индрапрастхи, но поскольку этот город выстроил сам небесный архитектор Вишвакарма, его внутреннее пространство чудесным образом расширилось, и все добытые сокровища легко уместились внутри крепостных стен.

Верховной Личностью, а возмущенный Шишупала бросает вызов Кришне

Ш-т Тогда под руководством Двайпаяны Вьясы была подготовлена ягья Раджасуя, роль жрецов-ритвиков в которой взяли на себя Ягьявалкья, Пайла, Дхаумья и Сусама — мудрецы, искушенные в священных таинствах. Поскольку Юдхиштхира являлся

Жертвоприношение Раджасуя. Б^ишма провозглашает Кришну

старшим среди братьев, он был призван стать яджаманом — хозяи- ; ном или заказчиком ягьи. Бхима, Арджуна и два других брата тоже сели рядом с Юдхиштхирой, как яджаманы второго ранга.

В ритуале требовалось участие супруги яджамана, и на ее ] роль была приглашена Драупади, первая царица Пандавов, кото- | рая в силу ее великих добродетелей являлась достойной положе- ] ния супруги самого Брахмы. Остальные жены Пандавов, не имевшие подобной квалификации, не вошли в число непосредственных участников ягьи.

Примечание: В действительности Кали, вторая жена Бхимы, также воплощала в себе пресветлую богиню Бхарати и, следовательно, не уступала Драупади с точки зрения занимаемого ею уровня духовности. Однако в данной ситуации требовалось участие супруги главного, формально избранного яджамана (Юдхиштхиры), которой собственно и являлась Драупади, вместе с тем заключавшая внутри себя личное присутствие богини Бхарати.

227-Ш По велению Творца мирозданья, явившегося к месту ягьи в облике мудреца Вьясы, вся арена жертвоприношения была выложена орнаментом из золота и драгоценных каменьев. Жрецы использовали только золотые сосуды и прочую не менее ценную утварь. Вокруг арены были выстроены почетные сиденья для гостей и участников ягьи, блиставшие великолепным убранством сказочной красоты.

Для участия в жертвоприношении Раджасуя Пандавы пригласили всех наиболее уважаемых личностей из четырнадцати миров вселенской сферы! В Индрапрастху прибыли Брахма, Шива, Индра и прочие славные небожители. Почтеннейшие гости стекались туда со всех концов света.

239-2*2 Из Хастинапура приехали Бхишма, Дрона, Видура, Дхрита- | раштра с его сыновьями, а сопутствовали им женщины рода Куру. I Царь Бахлика с его потомками также прибыл на столь достойнейшее празднество. Под предводительством Баларамы из Двараки ! приехали доблестные мужи Ядавы и с ними Рукмини, Сатьябхама 1 и другие старшие жены Кришны. ^ |

Когда, таким образом, обитатели разных уголков вселенной собрались в одном месте, среди них завязалась премудрая дискуссия о смысле жизни и сути духовных наук. Ее инициатором и вдохновителем стал Сам Господь Вьясадева, обладатель беспредельного разума.

Итогом мудрых бесед и ученых прений стал следующий вывод: «Самый достойнейший предмет для обсуждения это несравнен-

ные качества Всевышнего Господа Васудевы. Ведь Ему нет равных среди