Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 178 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 178

верх над ними в сражении, не говоря уже об обычных земных воинах».

292-29* В ответ Гандхарский царь, худший из грешников, молвил, обращаясь к первому из самодержцев греховности, Дурьйод-хане, так: «Знай же! — Всё пышущее великолепием имперское богатство Пандавов, недавно увиденное тобой, я могу без особого труда отобрать у них в ходе простой игры в кости, свершаемой от твоего имени».

Услышав такое предложение, Суйодхана сразу успокоился и, ради исполнения нового плана, вселившего в нем надежду на успех, направился вместе с хитрецом Шакуни на встречу к отцу Дхритараштре.

Дхритараштра. попав под влияние Кали, разрешает игру в кости; а посланный за Пандавадои Видура клянет пороки азарта

295-296 Итак, прибыв к пожилому царю, Шакуни, воплощение демона Двапары, извечно олицетворяющего собой безверье и материализм, начиная издалека, заговорил: «Видишь ли, что сталось с твоим Дурьйодханой? Увы, снедаемый печалью, он бледен ныне, как мертвец».

«Но что же случилось?» — огорченно вопросил его Дхритараштра.

Тогда заговорщики рассказали о принесшем им позор происшествии, разыгравшемся в собрании Пандавов, а также поделились возникшим у них на обратном пути хитроумным планом мести.

297-298 Услышав такие речи, царь Дхритараштра воскликнул: «О нет! Поступки, идущие в разрез с честью, запечатленной в кодексах дхармы, приведут нас только к гибели. Недоброе дело вы затеяли! Я не желаю даже слышать об этом!

О сын! Ты уже обладаешь великим богатством, завоеванным силой своих рук. Теперь вновь победи правителей, живущих в различных частях света, и увенчай свою победу превосходными жертвоприношениями, несущими славу. Но не соперничай с личностями, наделенными превосходными достоинствами, и в особенности с братьями Пандавами, обладающими высочайшим могуществом!»

299-501 На это Дурьйодхана немедленно ответил: «О отец! Если ты не позволишь мне лишить Пандавов их богатства посредством игры в кости, то прямо сегодня же ты получишь весть о моей безвременной кончине. Живи же тогда в мире и счастье с дорогими тебе Пандавами!

Но если ты все-таки желаешь мне здравия, тогда пригласи побыстрее Пандавов с их женами к нам на эту занимательную игру. И я уверяю тебя, в том не будет никакого нарушения дхармы!

Брахманы живут за счет практического использования знания Вед, но сила нас, кшатриев, в уместном применении оружия. Если азартная игра поможет нам уничтожить заклятого врага, стало быть, она и есть подобающее оружие в сложившейся ситуации.

Поэтому, здесь нечего сомневаться, главное — конечный результат. Если хитрость поможет нам достичь успеха, значит, ее использование является лучшей дхармой для нас! И ты, отец, тоже получишь великое благо, когда твои родные дети наконец-то выйдут победителями!»

302-305 Дхритараштра недовольно ответил: «Не желаю я обещанного тобой блага, оставь его целиком при себе».

Тем не менее, властелин раздоров, Кали, использовал привязанность престарелого царя к родному сыну как лазейку и в итоге глубоко проник в его сердце. С той поры порочный Кали поселился внутри Дхритараштры в форме отдельной экспансии собственной личности. И как следствие ум царя, начиная с данного момента, был постоянно осквернен греховным влиянием Кали. Длилось это вплоть до того, пока в конце жизни Дхритараштра окончательно ни отрекся от мира и ни удалился в лес как самозабвенный отшельник.

Примечание: Дурьйодхана являлся непосредственным воплощением Кали, и потому вхождение Кали в Дхритараштру проявилось в результате его непреодолимой симпатии к своему порочному сыну.

306 Итак, нехотя дав согласие, Дхритараштра отдал распоряжение главному министру Видуре, чтобы тот отправился с приглашением к Пандавам.

Однако Видура стал решительно отговаривать Дхритараштру: «Не соглашайся на сей великий грех! Затеянная азартная игра послужит причиной гибельной междоусобицы в нашей семье и принесет тебе дурную славу!»

307-30$ Царь отвечал: «Что же тут плохого? Мне просто хочется увидеть всех наших повзрослевших детей мирно играющими вместе. Пусть и Пандавы, и Суйодхана с братьями примут участие

в турнире. Игра пройдет под нашим чутким председательством, а значит, даже если в ее ходе возникнет какой-либо конфликт, нам не сложно будет его остановить».

В конце концов, Дхритараштра настоятельно потребовал, чтобы Видура пригласил Пандавов в Хастинапур, и тот с тяжестью на сердце отправился в путь.

309 Когда Видура прибыл в столицу Пандавов, Господь Кришна уже отбыл домой в Двараку. Поводом для внезапного отъезда Кришны стало следующее. После того, как обиженный Дурьйод-хана покинул собрание Пандавов, Юдхиштхира обратился к мудрецу Нараде и попросил его рассказать о том, какие планы строят в данный час иноземные государи.

310-312 Нарада ответил: «Свою воинственность ныне проявляет Салва, Салвийский царь. С тех пор, как Шива подарил ему летающую крепость-дворец, саубха, он заслужил громкое имя „Сау-бхарат“. Посредством свершения сурового аскетизма он добился от Шивы благословения на то, чтобы победить всех воинов рода Вришни. В течение долгих лет его демоническое подвижничество состояло в том, чтобы каждый день съедать лишь горстку пепла. Действуя подобным образом, этот нечестивый царь снискал у Шивы еще одно невероятное благословение, будто бы обещающее ему ратную победу над Самим Кришной.

Когда Салва узнал о гибели Джарасандхи, всемирной победе Пандавов, великой, совершенной ими Раджасуе, а также о смерти Шишупалы — всё это его очень сильно разозлило. Поэтому ныне он готовится выступить войной против Ядавов».

313-319 Когда Дхармараджа услышал от Нарады такую новость, он обратил свой взор на светлый лик Господа