Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 179 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 179

Кришны, по обыкновению лучившийся благодатным светом.

«Что же, будь, что будет!» — молвил Говинда, Властелин чувств всех живых существ. После чего Он немедленно послал Прадь-юмну и других воинов охранять Двараку, а через несколько дней отправился в дорогу Сам вместе со старшим братом Баларамой.

Примечание: История о том, как Кришна сразил в бою демона Салву, будет рассказана автором в следующей главе.

315-316 Итак, в то самое время к Пандавам приехал Видура и передал Юдхиштхире приглашение от почтенного Дхрита-раштры с просьбой явиться на игру в кости. Как официальный посыльный, Видура сначала зачитал послание из Хастина-пура, но вслед за тем искренне посоветовал Пандавам отказаться от участия в игре, явно имевшей каверзную подоплеку. Пользуясь случаем, Видура рассказал своим племянникам о великом множестве пороков, проистекающих из, казалось бы, невинного азарта, целиком захватывающего корыстолюбивых игроков в кости.

В завершении Видура молвил: «Пороки азарта воистину разрушительны, и, в то же время, приглашение вашего почтенного дяди Дхритараштры нельзя оставить без внимания. Поэтому, о царь Юдхиштхира, решай сам, как поступить».

Примечание: Оба героя, Видура и Юдхиштхира, являлись отдельными воплощениями одной и той же личности — Ямараджи. В данной ситуации одна воплощенная часть Ямараджи (Юдхиштхира) попала под влияние Кали, а другая (Видура) попыталась исправить ситуацию, давая верные наставления об истине. Подобным же образом, и ум каждого человека нередко становится полем пересечения благочестивых и порочных мыслей. Поэтому столь важно обладать силой разума, дабы оградить свой ум от пагубных наваждений порока.

Юд^ишт^ира под влияние^ Кала соглашается на игру и в процессе неё теряет всё

317-326 Братья вместе с Драупади также попытались отговорить сына Дхармы от участия в явно навязываемом им сомнительном развлечении. Но он недальновидно проигнорировал их мнение, и спешно засобирался в путь.

Не иначе, как вследствие влияния порочного Кали, Юдхиштхира решил принять участие в этой игре во что бы то ни стало. Поводом для его несгибаемого решения послужило следующее.

Однажды сбитый с толку чарами Кали, Юдхиштхира принял обет, что никогда в жизни не откажется от игры в кости, даже если доброжелатели при этом будут всячески отговаривать его.

«Азартная игра — не подобающее занятие для праведного царя, выступающего в роли учителя-гуру для целого мира!» — так говорили близкие Юдхиштхире, но он не прислушался к их речам и настырно продолжал настаивать на поездке в Хастинапур. С собой в попутчики он взял мать Кунти, Драупади, четверых младших братьев, а также войско Индрапрастхи.

Примечание: Соблюдение обетов зачастую принято рассматривать как высоко праведное действие. Зная об этом, Юдхиштхира ревностно стремился хранить верность своему былому обету. Но поскольку данное конкретное обетование оказалось по сути порочным, принятие его стало очевидной погрешностью Юдхиштхиры.

С точки зрения религиозности Юдхиштхира являлся величайшим праведником, но почему же в таком случае праведность не защитила его от происков Кали? — Ответ один, тут возымел действие некий высший закон, невольно нарушенный сыном Дхармы. В книге уже неоднократно были описаны случаи, когда у некоторых героев возникали проблемы из-за избыточных накоплений подвижнической силы, тапаса. В данном случае с Юдхиштхирой произошло нечто подобное, став вершителем жертвоприношения Раджасуи, он в некотором смысле превзошел себя самого. И наш прозорливый автор, Шри Мадхвачарья, намекает на это в тексте 13.33 следующей главы.

В материальном мире невозможно предвидеть абсолютно всё. Какие-то законы кармы оказывают внешнее воздействие на жизнь преданных Господа — это испытание, через которое необходимо пройти, не теряя веры во Всевышнего, как в заботливого и любящего Отца. Таким образом, кажущиеся мытарства преданных превращаются в подвижничество, закаляющее их дух.

В одном из текстов «Махабхараты» («Сабха-парва», 48.19) говорится, что Шакуни было достоверно известно об обете Юдхиштхиры, касавшемся его отношения к игре в кости, и именно поэтому он абсолютно не сомневался в успешном итоге затеянной им коварной интриги.

В данной ситуации, попав под наваждение чар Кали, Юдхиштхира даже позабыл испросить совета у Вьясадевы и Кришны, как он это неизменно делал ранее.

321-323 Пандавы прибыли в Хастинапур на закате дня, и Дурь-йодхана с притворной приветливостью одарил их различными почестями, а также с комфортом разместил на ночлег. На следующее утро под предводительством деда Бхишмы Пандавы вместе с другими царственными гостями вошли в новый с богатым убранством зал собраний, предназначавшийся как раз для игры в кости. Туда же прибыл царь Дхритараштра, неизменно опекаемый братом Видурой, и сотня его сыновей также не замедлила явиться в сопровождении Шакуни и Карны.

Тогда Шакуни, действуя как доверенный представитель Дурьйодханы, пригласил сына Дхармы на игру в кости. В то самое время дух нечестивого Кали овладел буквально всеми присутствующими, за исключением Бхимы, трех его младших братьев, Кунти и Драупади. Даже Видура и Бхишма непостижимым образом оказались одурманенными чарами Кали, и, как следствие, они так и не сумели воспрепятствовать сей пагубной игре, навлекшей погибель на благородный род Куру.

Примечание: Шрила Вадираджа Тиртха прокомментировал эти события так. Старейшины Куру, такие как Бхишма, Дрона, Видура и прочие, все естественно являлись великими личностями. Только лишь Кали, могущественнейший из демонов, сумел на какое-то время затмить их разум, а в остальных случаях все они оставались неподвластными чарам невежества, насаждаемым более мелкими демонами.

Изначально Дхритараштра объявил, что