Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 185 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 185

«Этими руками я непременно покараю всех наших злосчастных недругов!»

Драупади же вышла из дворца с распущенными волосами, предсказывая тем самым, что жены потомков Дхритараштры обречены в ближайшем будущем скорбеть о гибели их непутевых мужей, и тогда в знак траура им тоже придется распустить свои прически.

Примечание: В ведическом обществе каноническая укладка волос женщины рассматривалась, как признак благополучия ее семьи.

Когда Юдхиштхира удалялся в изгнание с понурым лицом, в его поведении можно было увидеть чувство вины за бездумный проигрыш царства. Однако Шрила Мадхвачарья раскрывает для нас проявившуюся здесь благородную мотивацию сына Дхармы: тот совершенно не желал вреда своим обидчикам, и потому остерегался, как бы ему ненароком ни сжечь всех их силой одного лишь своего взгляда.

В этой связи Прабханджана Ачарья отмечает, что Бхима являлся обладателем не только огромной физической силы, намного превосходя в этом Юдхиштхиру, но также владел превосходной степенью самоконтроля, и потому вовсе не опасался, что энергия его гнева

непроизвольно выльется через взгляд и невзначай сожжет неправедных сынов Дхритараштры раньше положенного срока. Бхима уже вознамерился истребить врагов в ближайшем будущем посредством применения личной силы, и такой подход, несомненно, возвеличивал духовные заслуги праведного воина.

410-412 Знаток могущественнейшего оружия, Арджуна, шел, разбрасывая по дороге песчинки, и думая о том, как он будет посылать во врагов потоки смертоносных стрел. Близнецы Накула и Сахадева шли с опущенными головами, не желая, чтобы враги прочли на их лицах недостойные героев эмоции. Семейный жрец Пандавов, Дхаумья, шел впереди процессии и пел те гимны Вед, которые используются при отпевании усопших. Таким образом, он предсказал, как ему в будущем придется отпевать погибших мужей Куру, непростительно поправших ныне справедливость.

413-415 За Пандавами последовали их возничие на более чем четырнадцати быстрых колесницах. С ними пошли в лес повара, приказчики и разного рода придворные слуги.

На берегу Ганги Пандавы расположились под раскидистым деревом баньян и вдруг обнаружили, что вслед за ними туда же прибыли многие жители города, ведомые своими чистыми сердцами, преданными высшему благу.

Тогда сыновья Кунти с великой преданностью стали сосредоточенно размышлять о вместилище мира, Господе Нараяне, изначально полном всех благих достоинств. О Том, кого извечно славят Брахма, Шива и прочие величайшие небожители. Ведь Пандавы определенно знали: Господь — Высший Благодетель, спасающий Своих преданных от опаснейших перипетий жизни в бренном мире материи.

Примечание: Так заканчивается первая половина удивительного рассказа Шрипады Мадхвачарьи о тайнах «Махабхараты», представленного им в книге «Махабхарата-татпарья-нирная», главы 10—21. Продолжение перевода этого труда (главы с 22-й по 32-ю) будет опубликовано во втором, завершающем томе нашей книги. Таким образом, читатель получит возможность в полном объеме ознакомиться с объяснениями Мадхвачарьи, предложенными им к тексту великого эпоса «Махабхарата».

Философская часть

Первые три главы из книги Шадхвачарьи «Шахабхарага-тагпарья-нирная»

Учитель мира — Шри Мадхвачарья

Суть всех священных писаний «Сарва-шастра-татпарья-нирная»

I Вступление — мангалачарана

ом нарайанайа парипурна-гунарнавайа вишводайа-стхити-лайоннийати-прадайа джЯана-прадайа вибудхйсура-саукхйа-духкха-сат-каранайа витатайа намо намаете

Вновь и вновь я предлагаю почтительные поклоны Верховному Господу, Нараяне! Он — безбрежный океан высочайших благих достоинств! Снова и снова Он творит мироздание, поддерживает и уничтожает его в должный срок. Он совершенно справедливо направляет все души в их скитаниях по дорогам перерождения (самсаре) и, в завершение, ниспосылая божественное знание, открывает путь к совершенству достойным искателям Истины. В соответствии с Его высшей волей мудрые обретают безмерное блаженство, демоны стяжают непрестанные страдания, и абсолютно каждый получает заслуженный им удел. Таким образом, трансцендентный Господь безупречно вершит законы вселенской справедливости.

Примечание: Первый текст произведения представляет собой манга-лачарану — вступление, указующее на несомненную благодатность нижеследующего труда Шри Мадхвачарьи. В его контексте звучит

совершенная молитва, обращенная к Господу и предваряющая рассказ об удивительнейших аспектах Его славы. Помимо прочего провозглашается, что слушание данного повествования, несомненно, принесет искренним искателям Истины высшее благо.

Дальнейшие стихи вступительной главы раскрывают философскую доктрину Мадхвачарьи, его незаурядное духовное учение, полностью выстроенное не на собственных измышлениях (сва-капола-Крита), но на платформе гармоничного, связанного в единое целое, учения Вед.

В качестве точки отсчета описываемой Мадхвой системы духовных ценностей, великий учитель использовал концепцию вечно повторяющегося вселенского творения, осуществляемого Господом Нараяной. В итоге автор проявляет удивительную симметрично замкнутую систему, отмеченную печатью законченной полноты совершенств.

Важно отметить, что учение Гаудия Вайшнавов имеет несколько иную точку отсчета духовных ценностей, позволяющую рассматривать реальность в некотором смысле с иного угла зрения. Гаудия Вайшнавское учение провозглашает своей целью духовное небо Паравйома, расположенное за пределами вселенского творения. Такова трансцендентная реальность, в которой извечно существуют нетленные планеты Вайкунтхи и наивысшая духовная обитель — Голока, навсегда облюбованная Господом Кришной. Таким образом, из-за определенной разницы в философской точке отсчета между духовными учениями Мадхвачарьи и Гаудия Вайшнавов имеются не столь значительные неизбежные расхождения, которые, к тому же, не обязательно требуют непременного разрешения. Во избежание конфликтных противоречий каждую из этих двух по-своему совершенных систем философии предпочтительно рассматривать по отдельности, и, вместе с тем, учение Мадхвачарьи, основательно подкрепленное безупречно выстроенными фундаментальными положениями Вед, можно рассматривать как один из ценных источников божественного знания.

Итак, Шрипада Мадхвачарьи начинает свое объяснение внутренних закономерностей существования нашего мира, провозглашая следующие выводы.

Философская часть - глава первая

Основа основ - творение дойра Всевышнидо, знание о чедо представляет собой фундадоент духовной