Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 37 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 37

мой сын — мужчина, как же тебе не стыдно подвергать этот факт сомнению? Неужели ты утратил разум и настолько серьезно относишься ко всего лишь „детскому лепету"?! Если слепо верить различным слухам, не проверяя их достоверности, то такая мнительность, несомненно, приведет к полному развалу государства».

Так Друпада пытался оправдываться, обращая сложившуюся ситуацию в шутку, но в действительности ему уже было вовсе не до смеха.

о-

4

110-112 Шикхандини, заметившая необыкновенно возросшую тревогу родителей, стала напряженно размышлять: «Из-за меня отец и мать претерпевают ужасную трагедию, но ведь я никоим образом не желаю их гибели!»

Тогда она решила пожертвовать собой ради блага близких и сбежала из дома. Девушка укрылась в дремучем лесу.

И по удачному стечению обстоятельств в том же лесу жил Тум-буру (певец-гандхарв из рода якшей), спутник небесного каз- : начея Куверы. Он являлся обладателем весьма больших ушей, за что его прозвали ещё «Стхуна-карна». I

Увидев в лесу плачущую девчушку, Стхуна-карна пойнте- | ресовался о причине ее невзгод, и Шикхандини поведала ему печальную историю своей жизни. В результате преисполнившийся сострадания Стхуна-карна вызвался ей помочь. Он передал Шикхандини свое мужское тело, а сам на время принял от нее женскую внешность. Однако с помощью мистической йоги Стхуна-карна сохранил личное присутствие в теле, отданном Шикхандини для того, чтобы поддержать его мужскую природу. :

113-114 пумсам стрйтвам бхавет квапи

татхапй анте пуман бхавет |

странам наива хи пумствам сйад ]

балават-каранаир апи 1

атах шива-варе ‘пй эта |

джаджне йошаива нанйатха 1

пашчат пум-вехам апи са

правивешаива пум-йутам ■

Так устроено Богом, что мужчина иногда может родиться в женском теле, но со временем всё равно обратно становится мужчиной. Женщина же никогда не рождается мужчиной, и как бы она ни старалась, для нее это остается невозможным. ;

Доказательством излагаемого принципа может послу- ’

жить пример с царевной Амбой. Она получила благосло- ;

вение Господа Шивы на мужское рождение, но даже этого !

оказалось не достаточно! Амба вновь родилась девочкой, и лишь позднее, когда ей выпал счастливый случай, она получила в пользование мужское тело. Но в любом случае мужской пол ее новообретенного тела поддерживался на расстоянии мужчиной — Стхуна-карной.

Примечание: Здесь всего лишь в нескольких словах Шрила Мадхвача-рья, словно бы мимоходом,` представил свое весьма неожиданное разрешение проблемы, касающейся кардинального различия между женским и мужским полами.

Попробуем разобраться в смысле данного высказывания. Для обоснования точки зрения Мадхвачарьи известный комментатор Бан-надже Говинда Ачарья привел ряд весомых аргументов, представленных ниже.

В первую очередь рассмотрим следующий текст из Пуран, достаточно ясно регламентирующий вселенский закон о половой принадлежности всех воплощенных существ:

йанти стрйтвам пумамсо ‘пи папатах камато ‘пи ей на стрийо йанти пумствам ту свабхавад эва йах стрийах,

«Мужчины могут рождаться женщинами либо вследствие греха (большей частью из-за чрезмерного вожделения к женщине), либо по собственному выбору. Но женщины никогда не становятся мужчинами! Это напрямую касается тех из них, кто извечно по своей природе, свабхаве, всегда остаются женщинами».

Традиционное понимание темы полов. Чаще всего этот аспект духовной науки истолковывается совершенно иначе. Принято считать, что душа, будучи трансцендентной, не имеет определенного пола, т.е. может беспрепятственно рождаться то мужчиной, то женщиной в своем нескончаемом движении по циклу самсары. Например, можно привести другой текст из Пуран, изошедший из уст Господа Шивы, который, по крайней мере, в его поверхностном смысле подтверждает традиционную точку зрения о нефиксированности пола каждой души.

стрйтвам пумствам ити пране стхитир насти шубхекшане нирвикарах садаиватма стрйтвам пумствам на чатмани

-

карма-пракарена татха

джатйаЯ джатййм праджайате

кртва карма пуман стрй ва стрй пуман апи джайате

«Каждая индивидуальная душа трансцендентна и вечно неизменна, у нее нет признаков ни женского, ни мужского пола. В соответствии, с причинно-следственным законом кармы душа воплощается то в женском, то в мужском теле. Именно благодаря карме мужчина иногда меняет свой пол, рождаясь женщиной, а женщина порой может родиться мужчиной».

Таков поверхностный смысл приведенного здесь текста, но санскрит является весьма многозначным языком и может нести в себе многоуровневое послание. Поверхностный смысл обычно сразу становится понятен переводчику, но сакральное значение текста нередко остается завуалированным. Известно, что Господь Шива и другие духовные авторитеты иногда пользуются искусством иносказания, чтобы скрыть сокровенную часть своего послания от недостойных, к примеру, злостных материалистов или демонов. В отношении последних нужно констатировать, что, даже если предоставить им абсолютно чистое и совершенное знание, демоны всегда проявляют склонность к его ошибочному или даже вредоносному использованию. Поэтому, как известно, некоторые писания были специально составлены Шивой лишь для того, чтобы намеренно ввести в заблуждение порочных злодеев. ]

Какой же сокровенный смысл скрыт в этом случае? — В своем ] комментарии к вышеприведенному тексту Говинда Ачарья предло- | жил т.н. гухья-бхашью, или альтернативный перевод, исполненный | иносказательного смысла. Ниже мы помещаем подробный разбор I интерпретации.

Перед тем, как Шива произнес исследуемый стих, Парвати спро- ] сила его: «Дыхательная энергия Прана, лежащая в основе жизни, есть ) как у женщин, так и у мужчин, но различается ли эта энергия по половой принадлежности?»

Поставленный вопрос можно расшифровать следующим образом. Жизнь в теле каждой дживы (души) фактически поддерживается за счет циркуляции энергии праны, поэтому главное божество праны, Мукхья-прана, является джйва-калабхиманй, т.е. управителем энергии воздуха, лежащей в основе функционирования дыхательной энергии всех джив. Поэтому, учитывая данный контекст и

Навигация:

Страница 39
Страница 38
-- Страница 37 --
Страница 36
Страница 35