Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 99 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 99

незамедлительно высушив избыток испражнений в её русле.

107-111 Между тем, Кришна — нерожденный Господь, вечно владеющий всей полнотой знания, получил весть о наступлении Калаяваны. Вместе с братом Рамой и быстрокрылым Гарудой Он ! принялся размышлять о том, что стоило предпринять далее. |

Кришна молвил: «Этот Явана уже на подступах к городу, и он жаждет битвы. Но если Мы начнем сражаться с ним, на Матхуру с другой стороны очень скоро нападет свирепый Джарасандха с его I армией.

Ситуация действительно опасная. Прежде Джарасандха хотел лишь победить Нас с Рамой и затем посадить своего внука на трон в Матхуре. Но теперь царь Магадхов очень зол после 1 нанесенных ему тяжких поражений, и потому в Наше отсутствие | он, несомненно, проявит крайнюю жестокость и будет нещадно I карать всех Ядавов в Матхуре. I

Поэтому, дабы уберечь Свой народ, Я возведу ныне город посреди океана, который и впредь станет надежным бастионом ` для всех „Саттватов“ — потомков рода Ядавов».

Сказав так, Кришна силою мысли пригласил к Себе небесного архитектора Вишвакарму.

112 Вишвакарма, сын полубога Васу, чье имя звучит как «Бху-вана» (Васту Васу), сразу же явился перед Господом. И когда по велению Кришны соленый океан в указанном Им месте освободил обширный участок суши, Вишвакарма возвел на нем превосходный город Кушастхали (Двараку). Тот всеблагой город раскинулся на территории площадью в двенадцать йоджсш (около 150 км.), он был окружен со всех сторон обширным водным пространством и напоминал дивную обитель Шветадвипу, остров Господа, расположенный посреди океана молока.

Примечание: В писании под названием «Хари-вамша» (10 гл.), а также в «Шримад-бхагаватам» (9 песнь, 3 гл.) содержится интересная информация, касающаяся предыстории возникновения Двараки. В дав-ние-предавние времена у прародителя Вайвасваты Ману родился сын Шарьяти («Шамьяти» — по тексту «Хари-вамши»), ставший царем на земле. У Шарьяти родилась двойня: дочь Суканья (впоследствии ставшая супругой известного мудреца Чьяваны) и сын Анарта; а также двое других сыновей: Уттанабархи и Бхуришена. В дальнейшем у Анарты родился сын Реван (или Ревата). Став взрослым, Реван возвел посреди острова в океане город «Кушастхали», название которого свидетельствовало об удивительном обилии произраставшей там священной травы «Куша». У Ревана родилось сто сыновей, и старшим из них стал Какудми, носивший отчество — «Райвата». По отчеству Какудми была названа и величественная гора «Райвата», что находилась на территории царства Анарты. Само же это царство получило имя в честь деда — Анарты, и правили им цари, жившие в древней островной столице Кушастхали.

У правителя Райваты (Какудми) была прекрасная дочь, носившая отчество «Райвати», которую иначе звали «Ревати». По велению Брахмы она была отдана замуж за Балараму, о чем свидетельствует чудесная история, описанная в текстах 168—175 данной главы.

В этой связи примечателен тот факт, что Кришна основал Свою новую столицу, Двараку, отнюдь не в безвестном месте, но посреди наследных земель, принадлежавших принцессе Ревати, т. е. невесте Баларамы.

Итак, город Кушастхали был построен Реваном, дедом Ревати, ; в далеком-предалеком прошлом, но в одну из былых эпох на Кушастхали напали демоны, ракшасы, и почти полностью затопили остров водами океана. Однако по воле Кришны древний остров Кушастхали вновь поднялся над морской пучиной, и на нем была заложена Дварака, славная столица Ядавов. п л

113-115 Властелин судеб, Джанардана, заменил соленые воды вокруг Двараки на пресные, вкусом напоминавшие нектар бессмертия, амриту. Вслед за тем бог ветров Ваю преподнес в дар для новой столицы Господа чудесный дворец «Судхарму», ранее возведенный им в раю для царя небес. Кроме того, Ваю снабдил роскошью и богатством весь город и, предложив поклоны Кришне, смиренно удалился. Тогда и все прочие небесные властители также одарили Господа различными ценными подарками.

Примечание: Жители Двараки могли использовать для питья и земледелия морские воды, ставшие пресными вокруг острова по милости Господа Кришны. ` 1 :

В десятой песни «Бхагаватам» упоминается, что в ознаменование празднования переселения в Двараку, царь морей Варуна подарил Кришне тысячу великолепных лошадей, способных мчаться со скоростью ума. Это были породистые белоснежные кони, имевшие отметину в виде черного пятна на одном из их ушей. Небесный казначей Кувера преподнес Кришне восемь чудесных сундуков с драгоценностями, которые были поистине неистощимыми. От остальных же полубогов в Двараку тоже поступили многочисленные иные дары.

116-119 Далее непобедимый герой, Кришна, поблагодарив за отличную службу Своего орла-носителя Гаруду и распрощавшись с ним, вышел Сам на бой с Калаяваной в одиночку и без оружия. Однако прежде Кришна чудесным образом, в мгновение ока, переправил всех жителей Матхуры в новую столицу Кушастхали. 1 Могущество Господа безгранично! А потому трудно ли ] было Ему защитить Своих подданных, потомков рода Вришни, I не покидая Матхуры? Ведь Он с незапамятных времен одним ! лишь Своим милостивым взглядом дарует защиту всему ;

бастион Двараку.

120-121 После этого Кришна бросил вызов врагу, огласив его в форме следующего послания: «Благословленный Шивои Калаявана даже вместе со всей его гигантской армией не сможет одолеть Меня в сражении, стоящего в одиночестве

и безоружного!»

Чтобы наглядно проиллюстрировать Свое послание, Господь поместил в глиняный горшок громадного черного змея, дышащего огненным ядом, и послал тот горшок навстречу царю Калаяване с личным гонцом.

122-123 В ответ Калаявана