плакать громко.
Атта-хаса - смеяться, как сумасшедший.
Гхурна - шататься.
Хикка - икота («отрыжка»).
Третья волна:
Саттвика-бхава - экзистенциальный экстаз
Саттвика-бхава - «конституциональный» или «экзистенциальный экстаз»; непроизвольная реакция, которая возникает непосредственно из шуддха-саттвы, наполняющей душу. Снигдха - влажный; признаки экстаза у людей, которые любят Кришну, побуждаемые эмоциями, возникающими из непосредственных или косвенных отношений с Кришной. Мукхйа-снигдха - прямой влажный; когда экстаз вызван эмоциями, порожденными одним из вкусов непосредственных взаимоотношений с Кришной.
257
Гауна-снигдха - косвенный влажный, когда экстаз вызван эмоциями, порожденными одним
из вкусов косвенных взаимоотношений с Кришной.
Дигдха - запятнанный («обожженный»); признаки экстаза у любящих Кришну преданных,
причиной появления которых не были непосредственные или косвенные отношения с
Кришной.
Рукша - иссушенный; признаки экстаза, которые, казалось бы, проявляются у тех, кто не
имеет любви к Кришне.
Ашта-саттвика-бхава
Стамбха - оцепенение.
Сведа-nor.
Романча - распрямление волосков на теле.
Сварабхеда - дрожащий голос.
Кампа - дрожь.
Вайварнйа - изменение цвета тела.
Ашру - слезы.
Пралайа - опустошенность.
Интенсивность проявления признаков экстаза
Дхумайита - тлеющая; признаки экстаза проявлены лишь слегка и могут быть скрыты.
Джвалита - яркая; одновременно проявляются два или три признака экстаза и их очень
трудно скрыть.
Дипта - пьшающая; одновременно проявляются четыре-пять признаков экстаза и скрыть их
невозможно.
Уддипта - ярко пьшающая; одновременно и сильно проявляются пять или больше
признаков экстаза.
Суддипта - самая яркая; достижима только в маха-бхаве Шримати Радхарани и Шри
Чайтаньи Махапрабху; все восемь саттвика-бхав проявляются одновременно с величайшей
интенсивностью.
Саттвика-абхаса
Саттвикабхаса - «признаки экстаза» у людей, не имеющих истинной привязанности к
Кришне.
Ратйабхаса - подобие рати, вызванное присутствием преданного, действительно
обладающего экстатической любовью.
Саттвика-абхаса - подобие саттвы, которое является следствием мягкосердечного
характера человека.
Нихсаттва — отсутствие саттвы; искусственное подражание.
Пратипа - подобие саттвика-бхав, проявляемое врагами Кришны.
Четвертая волна:
Вйабхичари-бхава - временное проявление эмоций
Вйабхичари-бхаеа - эмоциональное переживание, которое возникает вследствие усиления любви к Кришне, украшает ее и стимулирует еще больше. Паратантра - зависимая; экстатические эмоции, возникающие из привязанности к Кришне.
258
Сеатантра - независимая, экстатические эмоции, появление которых напрямую не связано
с привязанностью к Кришне.
Авара - экстатические эмоции, которые не усиливают привязанность преданного к Кришне.
Вара - экстатические эмоции, которые усиливают привязанность преданного к Кришне.
Сакшат — экстатические эмоции, которые питают основную расу.
Вйавахшпа - экстатические эмоции, которые питают вторичную расу.
Рати-шунйа - эмоции, лишенные привязанности к Кришне.
Ратйануспаршана - эмоции, происходящие не из привязанности к Кришне, но которые
потом соединяются с привязанностью.
Рати-гандхи - легкий оттенок рати.
Вйабхичари-абхаса
Вйабхичарйабхаса - подобие экстатических эмоций.
Пратикулйа - экстатические эмоции у людей, которые настроены враждебно по отношению
к Кришне.
Анаучитйа - экстатические эмоции, существующие, как казалось бы, в тех, кто их на самом
деле не испытывает.
Асатйатвам - экстатические эмоции, предполагаемые там, где их нет (обычно в
неподвижных живых существах).
Айогйатвам - экстатические эмоции, предполагаемые в тех, кто их испытывать не может (в
основном у животных).
Состояния Вйабхичари-бхавы
Утпатти - зарождение; возникновение эмоции.
Сандхи - сочетание; соединение двух или нескольких эмоций.
Шавалйа - объединение; вытеснение другой эмоции.
Шанти - удовлетворение; устранение эмоции, приносившей беспокойства.
Читта вритти - внутренняя предрасположенность.
Каркаша — жесткая внутренняя предрасположенность; преданный способен скрыть эмоции,
не поддается им легко.
Комола - мягкая внутренняя предрасположенность; преданный не способен скрыть эмоции,
легко поддается им.
Пятая волна:
Стхайи-бхава - постоянный экстаз
Стхайи-бхаеа - вечный вид привязанности преданного к Кришне (пассивное обожание, как
слуги, друга, родителя и т.д.).
Свартха - питающая сама себя; когда мукхйа-рати получает подпитку от других духовных
эмоций, как приятных, так и беспокоящих.
Прартха - дающая питание; когда мукхйа-рати отступает на задний план и питает другие
эмоции.
Мукхйа-рати
Мукхйа-рати - пять видов непосредственных любовных взаимоотношений с Кришной. Шуддха-рати - нейтральная любовь.
259
Саманйа-рати - общая привязанность; которая не созрела еще до каких-либо конкретных
отношений.
Сваччха-рати - прозрачная привязанность; имеет место у преданных, еще не развивших в
себе никаких конкретных отношений с Кришной, но которые порой отражают чувства
разных преданных, подобно тому, как прозрачный кристалл отражает цвет предмета,
помещенного рядом с ним.
Шанта-рати - спокойная привязанность; человек полностью отрешен от удовлетворения
чувств, не имея при этом склонности к активным взаимоотношениям с Господом.
Мамата-буддхи - чувство «обладания» Кришной в личных взаимоотношениях.
Кевала - «чистое обладание»; отношения только служения либо только дружбы или
родительской любви.
Санкула - «смешанное обладание»; отношения, которые состоят из комбинации двух или
трех этих рас.
Дасйа-рати - служение; отличается чувством подчиненности Кришне, что порождает
ощущение зависимости от Его расположения и доброго отношения.
Сакхйа-рати - дружба; отличается равенством в отношениях с Господом, что проявляется
как отсутствие застенчивости и робости, преобладание озорного, шутливого поведения.
Ватсалйа-рати - родительские чувства; характеризуются чувством старшинства и
превосходства по отношению к Кришне, и, вследствие этого, желанием защитить Кришну,
милостивой сострадательностью к Нему.
Мадхурйа-рати или прийата-рати - супружеская любовь; отличается горячей
влюбленностью в Господа, которая сопровождается восемью видами удовольствий
влюбленных (самбхога) и большим разнообразием любовных взаимоотношений.
Гауна-рати
Гауна-рати - семь типов косвенных любовных отношений с Кришной.
Хасйа-рати - смех.
Висмайа-рати - изумление.
Утсаха-рати - рыцарское воодушевление.
Шока-рати - сетования.
Кродха-рати - гнев.
Бхайа-рати - страх.
Джугупса-рати - отвращение.
Признаки того, что преданный наслаждается стхайи-бхавой
Пурти - осуществление. Викаша - проявление. Вистара - распространение. Викшепа - рассеивание. Кшобха - волнение.
Западный океан Мукхйа - бхакти - раса
260
Первая волна: Шанта-раса - нейтральные отношения
Парокшйа шанта-раса - косвенная нейтральная привязанность; пробуждается не
непосредственным видением Господа, а медитацией или памятованием о Нем.
Сакшата шанта-раса - непосредственная нейтральная привязанность; пробуждается
непосредственным созерцанием образа Господа.
Атмарама - осознавшая себя душа
Тапасви - тот, кто подвергает себя аскезам.
Асадхарана уддипана - необщий стимул; то, что вдохновляет преданных, принадлежащих
одной какой-либо расе.
Садхарана уддипана - общий стимул; то, что вдохновляет преданных, относящихся к
разным расам.
Вторая волна:
Прити-раса