и т.д.
II Анубхава
Асадхарана — вести себя как авадхута, сосредоточивать взгляд на кончике носа, беседовать об Абсолютной Истине, выполнять руками мудры и т.д. Садхарана - зевать, потягиваться, возносить молитвы и т.д.
III Саттвика-бхава
Стамбха - ошеломление, романча - вставшие дыбом волосы, сведа - испарина, кампа - дрожь и т.д.
IV Вйабхичари-бхава
Нирведа - самоуничтожение, маши - задумчивость, харта - ликование, дхрити — воздержание, смрити — памятование, чинта - страстное желание, витарка - спорливость
V Стхайи-бхава
Шуддха кришна-вишайа рати
Сама — умственное осознание образа Кришны
Сандра - чувственное восприятие образа Кришны
Дасйа - раса (самбхрама-прити) Служение в духе благоговения
I Вибхава
Вишайа - Вишну или Кришна
Ашрайа - четыре вида слуг: адхикрита — полубоги, ашрита — предавшиеся души,
паришада - приближенные, ануга - близкие слуги
Уддипана:
Асадхарана — милость Кришны, пыль с Его лотосных стоп, Его прасадам и т.п.
Садхарана - флейта Кришны, посох, улыбка, следы и т.д.
II Анубхава
Асадхарана - полная поглощенность служением, внимание к служению, отсутствие зависти, дружба с дасами и т.п. Садхарана - танец и т.п.
III Саттвика-бхава
Все восемь
IV Вйабхичари-бхава
Все тридцать три, кроме шрамы - скуки, мады - опьянения, трасы — страха, апасмрити - забывчивости, аласйи - лени, уграты - ярости, амарши - высокомерия, асуйи - зависти, нидры - сонливости.
V Стхайи-бхава
265
Самбхрама-прити-рати
Дасйа-раса (гаурава-прити) - служение в духе благоговения и почтения
I Вибхава
Вишайа — Кришна (в основном в Двараке) Ашрайа - лаланийи- подчиненные:
а) каништхи — младшие,
б) путры - сыновья
Уддипана — нежность и любовь Кришны, Его улыбка и т.п.
II Анубхава
Сидение уровнем ниже, следование приказам, помощь Кришне в повседневных делах, принесение поклонов, скромность, отказ от неблаговидного поведения и т.п.
III Саттвика-бхава
Все восемь
IV Вйабхичари-бхава
Такие же как в самбхрама-прита-расе
V Стхайи-бхава
Гаурава-прита-рати
Сакхйа-раса - дружба
IВибхава
Вишайа - Кришна во Вриндаване и вне его
Ашрайа - друзья Кришны
Пура-вайасйа - друзья вне Вриндавана
Враджа-сакха - друзья во Вриндаване: сухриты - старшие друзья-благожелатели, сакха - друзья, которые чуть младше, прийа-сакха - друзья того же возраста, прийа-нарма-сакха - самые близкие друзья.
Уддипана - пауганда - возраст, Его красота, посох, флейта и т.п.
II Анубхава
Борьба, игра в мяч, в шахматы, катание на закорках, вращение палки, проведение времени вместе, катание на качелях, шутки, плавание и т.д.
III Саттвика-бхава
Все восемь.
IV Вйабхичари-бхава
Все, кроме: трасы - страха, аласйи - лень, уграты - ярости. В разлуке следующие пять тоже не могут проявляться: мада — опьянение, харша - ликование, гарва - гордыня, нидра - сонливость, дхрита - воздержание. При встрече первые пять могут проявиться, но следующие пять нет: срити — смерть, шрама - скука, вйадхи - болезнь, апасмрити - забывчивость, дайнйа смирение.
V Стхайи-бхава
Сакхйа-рати
Ватсалйа-раса - родительская любовь
I Вибхава
Вишайа - Кришна
Ашрайа - старшие родственники Кришны, кто испытывает анукампу (желание защитить),
сопереживание и милость к Кришне
Уддипана - возраст каумара, детская одежда, детская неусидчивость, детские выражения и т.п.
II Анубхава
Вдыхание аромата головы Кришны, пошлепывание Кришны, благословения, наказы, рассматривание Его, забота о Нем, выговоры и наставления, как вести себя правильно.
III Саттвика-бхава
266
Все восемь. Одна дополнительная асадхарана-саттвика-бхава - молоко, текущее из груди.
IV Вйабхичари-бхава
Все тридцать три.
V Стхайи-бхава
Ватсалйа-рати
Мадхурйа-раса - супружеская любовь
I Вибхава Вишайа - Кришна Ашрайа - гопи и другие Уддипана - флейта и т.д.
ПАнубхава
Обмен взглядами, обмен улыбками, шутки.
III Саттвика-бхава
Все восемь
IV Вйабхичари-бхава
Все, кроме уграты - ярости и аласйи - лени. Однако, аласйа - лень может проявляться в супружеских играх, а уграта - ярость по отношению к тем, кто чинит препятствия встречам Радхи и Кришны.
V Стхайи-бхава
Мадхурйа-рати
Отличается желанием встретить Кришну восемью путями.
Гауна-рати
Хасйа-раса - экстатический смех
I Вибхава Вишайа - Кришна
Тад-анвайи — другие, забавное поведение которых связано с Кришной.
Ашрайа - все типы преданных. Молодые люди, молодые и старые люди вместе, а иногда очень суровые и серьезные люди. Уддипана - слова и поведение Кришны или Его родителей.
II Анубхава
Трепет ноздрей, губ, щек.
III Вйабхичари-бхава
Харша — ликование, аласйа — лень, авахита — сокрытие чувств.
IV Стхайи-бхава
Хасйа-рати - привязанность в смехе.
Адбхута-раса - экстатическое изумление
I Вибхава
Вишайа - Кришна
Ашрайа - все типы преданных
Уддипана - удивительные деяния Кришны
II Анубхава
Изумление и страх t
III Саттвика-бхава
Стамбха - ошеломление, ашру - плач, романча - волосы встают дыбом.
267
IV Вйабхичари-бхава
Чинта - нетерпеливость, харша - ликование
V Стхайи - бхава
Висмайа-рати - привязанность в удивлении: А) сакшат - проявляется из прямого восприятия удивительных деяний, Б) анумана - проявляется из предположения об удивительных деяниях.
Вира-раса (йуддха) - экстатическая борьба
IВибхава
Вишайа - Кришна, как участник или наблюдатель борьбы Ашрайа - йуддха- вира - герой-борец.
Уддипана - когда соперник вызьшает другого на битву хвастовством, похлопывая себя по ляжкам, выражая открытое неповиновение, берется за оружие, выказывает агрессивность, доблесть и героизм.
II Анубхава
Когда человек хвастается, демонстрирует пренебрежение, берется за оружие и проявляет агрессивность, доблесть и героизм как естественные признаки своего желания бороться.
Также выказывание мужества, рычание подобно льву от гордости за свою удаль, употребление гневных слов, принятие разных боевых стоек, желание с воодушевлением бороться даже в одиночку, принцип никогда не отступать в сражении, внушение бесстрашия тем, кто боится.
III Саттвика-бхава
Все восемь
IV Вйабхичари-бхава
Гарва ~ гордость, авега - волнение, дхрити - воздержание, харша - ликование, утсуката — напор, асуйа - зависть, смрити - памятование.
V Стхайи-бхава
Йуддха-утсаха-рати - вдохновение на битву
Вира-раса (дана) - героическая щедрость
I Вибхава
Вишайа - Кришна, как тот, на кого направлено пожертвование, или как получающий благо благодаря пожертвованию
Ашрайа — дана-вира — герой в жертвовании.
А) щедрый