Прабхупада отмечает существующее различие: «арчана» означает поклонение Божествам в храме, а служение Господу значит поклонение Кришне «так, как поклоняются царю в его дворце» (НП, стр.78).
Шрила Прабхупада упоминает, что богатые люди могут легко выполнить этот пункт преданного служения, сооружая дорогие храмы и устраивая в них пьппное поклонение Божествам.
В своем комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Джива Госвами говорит, что паричариа означает использовать те же принадлежности, которые применяются в служении царю. Например, когда Божество находится на прогулке, можно держать над Ним зонтик, нести Его паланкин, обмахивать Его чамарой и т. д.
Прославление Кришны совместным пением Его святых имен («санкиртанам»)
Шрила Рупа Госвами говорит, что санкиртаной называется не только совместное пение
святого имени, но также и громкое прославление игр Господа, Его качеств и т.д.
Первая цитата (из «Вишну-дхармы»^ касается нама-санкиртаны, следующая ссылка (ШБ.
7.9.18) относится к лила-санкиртане и последняя ссылка (ШБ. 1.5.22) - к гуна-санкиртане.
Вручение себя Господу («вигйапти») 40
Вручение себя Господу - это личная молитва, выражение наших личных чувств к Кришне. Следующий, тридцать шестой пункт отличается тем, что в нем требуется произносить знаменитые молитвы из шастр.
Есть три способа, как мы можем обращаться к Господу:
1. Сампрартханатмика - выражение своего искреннего желания спонтанного преданного служения. (Это описывается в первой цитате из «Падма Пураны»).
2. Даинйаводхика - признание своей незначительности перед Божеством. (Примером такой молитвы служит второй отрывок из «Падма Пураны»).
Вигйапти - буквально, это слово означает «мольба», или как Шрила Прабхупада переводит его - «покорность» (submission) или «вручение себя Господу».
53
3. Лаласамайи - выражение желания особого духовного совершенства. Это уже возвышенный вид духовной практики, предполагающий определенное осознание своих вечных взаимоотношений с Господом.
Целью молитв сампрартханатмика является разбудить спящую в сердце бхаву. В отличие от них, лаласамайи соответствует более высокой стадии, «когда преданный осознает какой-то аспект своих естественных изначальных взаимоотношений с Верховной Личностью Бога» (НП, стр. ПО). Эта молитва предназначена для того, чтобы восстановить человека в его особом, вечном служении Кришне (сварупа-сиддхи).
В качестве первого примера лаласамайи в этой главе приводится молитва Нарады Муни. Охваченный настроением дасйи, Нарада хочет исполнять особое служение, обмахивать Господа в то время, как Он отдыхает с Лакшми. В отличие от сапрартханатмики, выражение этого желания является результатом прямого осознания своих вечных отношений с Кришной.
Суть учения Господа Чайтаньи заключается в развитии сильной жажды обрести любовь к Кришне. Рамананда Рой так объяснял Махапрабху: татра лаулйам апи мулйам жалам, сознание Кришны «можно обрести только одной ценой - иметь жадное стремление к этому». ` Шрила Прабхупада пишет здесь большой комментарий, объясняя как важно развить в себе лаулъям, или «великую жажду встретиться с Господом и служить Ему особым образом» (НП, стр. 113).
«Иначе говоря, преданный должен научиться плакать, обращаясь к Господу. Ему нужно научиться этому и очень искренне, до слез, захотеть заниматься какой-то определенной формой служения. Это называется лаулъям, а такие слезы - плата за высшее совершенство» (НП, стр. 113).
41 Ч-Ч. (Мадхья 8.70) Это тот самый стих, из которого Шрила Прабхупада взял фразу «сознание Кришны». Кришна-бхакти-раса-бхавита — быть погруженным во вкусы выполнения преданного служения Кришне.
54
JL JI9BB _1U
Техника слушания и памятования
БРС 1.2.170-182
В этой главе описываются четыре аспекта преданного служения: слушание, ожидание милости Господа, памятование и медитация, причем слушание и медитацию Шрила Рупа Госвами обсуждает более пространно.
Слушание («шраванам»)
Существуют, в основном, три вида слушания: 1) нама-шравана - слушание имени Кришны, 2) чарита-шравана - слушать о Его играх, 3) гунади-шраванам - о Его качествах и т.д.
Первая цитата («Гаруда Пурана») относится к первому типу слушания, вторая ссылка (4-я Песнь) - ко второму и последняя ссылка (12-я Песнь) касается слушания «о Его величии и трансцендентных качествах» (НП, стр. 119-120).
Ожидание милости Господа («тат-крипекшанам»)
Большая часть нашей жизни проходит в страданиях от последствий нашей предыдущей греховной деятельности. Преданное служение настолько практично, что даже такое положение можно рассматривать как возможность для совершения садхана-бхакти. Для этого требуется всего лишь изменить свое отношение.
Цитируя стих (10.14.8) из «Шримад-Бхагаватам», Шрила Рупа Госвами показывает, что существуют два способа практиковать сознание Кришны в неблагоприятных ситуациях: 1) принимать приходящие к нам реакции как милость Кришны, и 2) снова и снова склоняться перед Господом в своем уме. «О мой Господь, всякий, кто постоянно ожидает, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, кто, продолжая страдать от последствий своих прошлых злодеяний, в глубине своего сердца все время склоняется перед Тобой, несомненно, становится достоин освобождения, заслужив это право» (НП, стр. 121).
Памятование и Медитация («емритих и дхйанам»)
Эти два пункта похожи. Памятование означает думать о Кришне вообще. Под медитацией имеются в виду более глубокие размышления, которые Шрила Рупа Госвами разделил на 4 типа: 1) рупа-дхйанам - медитация на форму Кришны, 2) гуна-дхйанам - на качества Кришны, 3) крида-дхйанам ~ на Его деяния и 4) сева-дхйанам - медитация на преданное служение Ему.
55
Глава 11
Аспекты трансцендентного служения
БРС 1.2.183-203
В этой главе описаны последние, самые сложные из девяти основных видов преданного служения: дасйам, сакхйам и атма-ниведанам.
Служение («дасйам»)
Существуют два аспекта дасйам: (1) кармарпанам - предлагать Кришне свою деятельность и (2) каинкарйам - действовать в настроении личного слуги.
Первый аспект подробно рассмотрен в «Сканда