с умом или телом» (НП, стр. 129). В зависимости от определения, термин атма-ниведанам имеет три значения: (1) если атма относится к телу, то атма-ниведанам означает полное предание тела, (2) если атма указывает на ум, то атма-ниведанам означает полное предание на уровне ума, (3) если атма относится к духовной сущности, то атма- ниведанам — это полное предание себя (на уровне самоотождествления).
Молитва Ямуначарьи является примером, в котором атма определяется как душа или владелец тела. В этом случае атма-ниведанам означает отказ от эгоистической привязанно- сти к телу. Такой предавшийся бхакта становится безразличным даже к тому, в какой форме жизни ему находиться. «Я могу находиться в теле человека или в теле полубога, о мой Гос- подь, в конце концов, это не имеет значения, ибо любое тело - всего лишь побочный продукт трех гун материальной природы, а я, владелец этих тел вручаю себя Тебе» (НП, стр. 130).
Цитата из «Хари-бхакти-вивеки» иллюстрирует принцип предания Господу своего тела.
Предложение Господу любимых вещей («ниджа-прийопахаранам»)
Этот простой вид преданного служения можно выполнять двумя способами: (1) предла- гать свои любимые вещи; (2) предлагать Господу любимые Им предметы, такие как павлиньи перья и т.д.
Посвящение всех своих усилий Кришне («тад-артхе `кхила-чештитам»)
Любой может с легкостью заниматься этим видом садхана-бхакти, даже тот, кто запутался в мирской деятельности. Шрила Прабхупада поясняет, как применять этот пункт в наше время: «...преданный, владеющий огромным предприятием или фабрикой, может жертвовать для служения Господу плоды своей материальной собственности» (НП, стр. 131)
Быть предавшейся душой («шаранапаттих»)
Существует тонкое различие между атма-ниведанам (безраздельное вручение себя Господу) и шаранапаттих (быть предавшейся душой). Шаранапаттих означает полностью подчиниться Господу и видеть себя находящимся под Его защитой. Атма-ниведанам также подразумевает предание себя, но такое предание может либо включать в себя, либо не включать чувство подчиненности и зависимости. Бали Махарадж является примером атма- ниведанам без ощущения своей полной зависимости от Господа.
Служение таким деревьям как Туласи («тадийанам Севаном туласйах»)
Ссылка, приведенная в подтверждение этого пункта, расширяет наши возможности служить Туласи. Благоприятно даже просто смотреть на нее, молиться ей, кланяться, служить или слушать о ней.
58
Глава 12
Аспекты трансцендентного служения (продолжение)
БРС 1.2. 207-237
В этой главе «Нектара Преданности» описываются последние 11 пунктов садхана-бхакти.
Служение Господу в соответствии со своими возможностями
(«йатха-вайшнава-махотсаво»)
Мы должны проводить вайшнавские праздники в соответствии со своими финансовыми возможностями.
Преданное служение в месяц Карттика (урджа-врата).
Как указывается в «Падма Пуране», это служение чрезвычайно могущественно, особенно, если оно совершается во Вриндаване. В своем комментарии Джива Госвами говорит, что, если человек соблюдает карттика-врата во Вриндаване даже без преданности, он легко получает в награду личное служение Господу.
Участие в праздниках, посвященных различным деяниям Господа
(«шри джанма-дина-йатра»)
На первый взгляд может показаться, что здесь говорится о том же, что и в пункте 57 («пышно отмечать вайшнавские праздники»). Однако, данный пункт в особенности касается празднования Джанмаштами, как можно заключить, исходя из трех посылок: (1) его санскритского названия: шри джанма-дина-йатра; (2) того, как Шрила Прабхупада озаглавил этот пункт в шестой главе: «исполнять особое служение на Джанмаштами»; (3) свидетельства из «Бхавишья Пураны»: «О мой Господь Джанардана [Кришна], пожалуйста, позволь нам узнать, в какой день Твоя мать Деваки-деви родила Тебя. Если Ты соблаго- волишь сообщить нам это, мы будем устраивать пышные торжества в этот день. О убийца Кеши, мы - души, полностью предавшиеся Тебе у Твоих лотосных стоп, и единственное наше желание - доставить Тебе удовольствие своими празднествами» (НП, стр. 136).
Заключительные пять пунктов
Последние пять пунктов будут рассмотрены отдельно, в следующей главе. Шрила Рупа Госвами уже упоминал их в качестве аспектов садхана-бхакти, однако, здесь он перечисляет их повторно, чтобы подчеркнуть их особое могущество в плане пробуждения нашей преданности.
Вот перечень этих пунктов, как они встречаются здесь и ранее:
(1) п.60, служение Божеству с великой преданностью, и п.ЗО, арчана.
(2) п.61, чтение «Шримад-Бхагаватам» в обществе преданных, и п.54, слушание богооткровенных писаний.
(3) п.62, общение с продвинутыми преданными, и п.56, служение преданным.
(4) п.63, повторение святого имени Господа, и п.33, санкиртана.
(5) п.64, проживание в Матхуре, и п.55, поселиться в Матхуре.
Другие очевидные повторения
Матхура-Вриндавана
Следующие пункты кажутся дублирующими друг друга: п.7 («проживание в святых местах паломничества, таких как Дварака или Вриндавана»); п.28 («посещение храмов
59
Вишну или мест паломничества»); п.55 («следует жить в святых местах, таких как Матхура, Вриндавана или Дварака») и п.64 («жить в округе Матхуры»).
Повторяющееся упоминание о Матхуре-Вриндаване подчеркивает их первостепенную важность в садхана-бхакти. И все же, между этими четырьмя пунктами существуют различия: п.7 относится к посещению особых святых мест, в их число входят Дварака, Джаганнатха Пури, Ганга и т.д.; п.28 касается кратковременного посещения какого-либо святого места или храма Вишну; п.55 относится исключительно к Матхуре-Вриндаване, и в нем особо подчеркивается результат от проживания там и служения этим местам различными способами; п.64 не отличается от п.55, и санскритские названия обоих пунктов одинаковы, что указывает на их тождество.
Поклонение священным деревьям и т.д.
П. 10 («поклонение священному дереву баниан») и п.53 («поливать дерево Туласи») отли- чаются друг от друга следующим образом: в п. 10 говорится об уважительном отношении к ним, а п.53 относится к служению, которое необходимо практически совершать для них.
Пение